Структура журналистского текста.
Журналистский текст – это не просто набор слов и предложений, расположенных на странице в свободном порядке. Он должен иметь определенную структуру. Конечно, наличие перечисленных ниже пунктов не гарантирует, что текст получится качественным, но облегчает понимание, чем статья отличается от случайного куска текста.
• Заголовок.
Название текста. Главная функция заголовка – привлечь внимание читателей к тексту. Чем ярче заголовок, тем больше шансов, что статью прочитают.
• Подзаголовки.
Подзаголовки бывают двух типов. Подзаголовок всего текста служит пояснением к заголовку. Подзаголовки в основной части статьи маркируют начало новой главки, как правило, они обязательны в тексте, превышающем 3-4 тысячи знаков.
• Лидер-абзац.
Первый абзац текста. Обычно выделяется жирным шрифтом. По стилю лидер-абзацы бывают разными, но их общая задача – заинтересовать читателя и коротко рассказать, чему посвящен текст.
«Жесткое» информирование - стиль подачи информации в виде краткого изложения. Текст строится по принципу «перевернутой пирамиды», в начале которой (в лиде) выдается наиболее существенная информация, а затем второстепенная. Внутри “пирамиды” поток информации может принимать множество форм. Оптимальная:
- лид-резюме, основанный на самых свежих фактах;
- абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость;
- дополнительная информация об этих фактах;
- дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.
«Мягкое информирование» - стиль подачи информации, при котором суть событий излагается с элементами занимательности. Варианты компоновки текста:
- хронология (греч. chronos - время и logos - слово, учение) здесь: последовательность исторических событий во времени; после лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события. Это характерно для репортажа;
- «куст»: после лида материал делится на подтемы, которые рассматриваются по очереди. Концовка связывает их в единое целое;
- «напряжение»: вариант, обратный “перевернутой пирамиде”: результаты событий излагаются лишь в последнем абзаце. Этот способ используется редко, но хорош для событий, ход которых замысловат или комичен;
- очерк: автор не только дает информацию, но и делится собственными впечатлениями. Здесь важно нарисовать картинку в воображении читателя;
- анализ: схема изложения материала примерно такова: описание проблемы, затем мнения причастных к ней людей и изложение их позиций, далее соображения автора по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата.
• Основная часть.
Собственно сам текст. Если статья не больше 1500-2000 знаков, то на разделы она не разбивается. Если больше – разбивается в обязательном порядке, так как читать *КИРПИЧ* крайне сложно.
• Дополнительные материалы.
Приложение к основному тексту. Выделяются графическими средствами. В каждой редакции эти дополнения называют по-своему. Самые распространенные названия – «врезка», «выноска», «плашка», «подверстка». Средний объем дополнений – от 300 до 1500 знаков. Обычно в этих приложениях публикуются комментарии экспертов, слова благодарности, ссылки на интернет-сайты или вспомогательная информация, не попавшая в основной текст. С одной стороны, если дополнения отсутствуют, то статья не теряет смысла. С другой стороны, с ними материал читать интереснее.
Рекомендуется:
- писать короткими фразами (принцип «одна мысль – одно предложение»),
- писать разговорным языком, простыми словами, избегая наукообразных и бюрократических формулировок (принцип «пишем как говорим»),
- не всем понятные термины следует объяснять,
- в основном придерживаться прямого порядка слов в предложении: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены;
- из аббревиатур можно свободно использовать лишь те, что постоянно на слуху: УВД, ЖКХ и т. п.; сравнительно малоизвестные аббревиатуры следует хотя бы раз расшифровать; на телевидении и радио существует еще и проблема непроизносимости некоторых аббревиатур;
- избегать длинных перечислений – максимум 3 пункта (принцип «Бог троицу любит»),
- числа желательно округлять: вместо «65%» - «примерно две трети» (в последнем случае легче возникает образ), лучше вообще обходиться без чисел: лучше не «в 2005-м году», а «в прошлом году».
Энергичность изложения
Избегать безличных, страдательных и возвратных конструкций; «действие закона прекращено» (страдательный залог) или «действие закона прекратилось» (глагол с возвратной частицей). Следует сообщить, кто же все-таки прекратил действие закона или хотя бы написать «закон прекратил действие». Обезличенность создает у читателя/зрителя/слушателя подсознательное недоверие к сообщению, так как не назван действующий, а значит – несущий ответственность субъект. Действительный залог звучит более энергично. При использовании страдательных и возвратных конструкций страдает динамика, поскольку создается впечатление, что события происходят сами собой.
Осторожно, эпитеты!
Журналистский текст, как правило, должен содержать минимум прилагательных и наречий, только тогда, когда это действительно необходимо: «громко кричал» - плохо, но – «беззвучно кричал». Эпитеты выдают авторскую оценку событий и могут снижать доверие к публикации. Кроме того, они делают текст более «рыхлым», когда смысл теряется, как в тумане, за обилием слов.