Объекты и субъекты государственной информационной политики

Объектом государственной информационной политики является любой объект социальной и политической сферы общества, в отношении которого возможно применение управляющего информационно-психологического, либо иного (политического, экономического и т.д.) воздействия со стороны органов государственной власти и управления, результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.

Общим признаком объекта, который может рассматриваться как объект государственной информационной политики, является любая форма использования информации в его функционировании. Объектом государственной информационной политики может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе:

1. Массовое и индивидуальное сознание граждан.

2. Социально-политические системы и процессы

3. Информационная инфраструктура.

4. Информационные ресурсы.

5. Психологические ресурсы, включающие в себя следующие основные компоненты:

а) систему ценностей общества;

б) психологическую толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

в) индивидуальное и массовое сознание граждан;

г) психологическую толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

д) психическое здоровье граждан;

е) толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Информационные ресурсы

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяют уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.

Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Число зарегистрированных российских баз данных (без учета их тиражирования и модификации) на середину 1998 года превысило 3,3 тысяч. В стране более 150 тысяч библиотек объемом более 6650 млн. единиц хранения, более 1 млн. архивных фондов объемом более 2240 млн. единиц хранения на различных носителях. Имеется более 30 информационных фондов органов НТИ федерального уровня, 69 региональных центров НТИ. Предоставляют услуги централизованные фонды правовой информации объемом более 2,6 млн. экземпляров документов. В последнее время быстро растет количество российских сайтов Интернет (в августе 1998 г. – свыше 10 тыс.).

В целом потенциал информационных ресурсов России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире.

Одним из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу является степень использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества. Именно по показателю доступности ресурсов потребителям Россия отстает от развитых стран мира.

Причины этого весьма разнообразны:

· коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;

· многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;

· части электронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках;

· многие владельцы ресурсов не имеют возможностей для придания своим ресурсам товарной формы.

Исходя из все возрастающей роли информационных ресурсов в развитии страны основная цель государственной информационной политики по отношению к информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности.

Основными направлениямигосударственной информационной политики в этой области должны быть:

· разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления информационных ресурсов и механизмов реализации имеющихся правовых положений;

· разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

· разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования государственных информационных ресурсов;

· разработка и реализация финансово-экономических методов регулирования деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов;

· создание государственной системы мониторинга состояния информационных ресурсов;

· разработка и реализация федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование различных категорий информационных ресурсов, в том числе научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.

Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области формирования, развития и использования информационных ресурсов должны быть:

· анализ существующего законодательства, касающегося различных аспектов формирования, развития и использования информационных ресурсов с целью выработки рекомендаций по согласованию положений различных законов и определению необходимых дополнений в законодательство;

· создание эффективной системы учета информационных ресурсов, созданных за счет госбюджета и находящихся в ведении учреждений и предприятий;

· разработка и реализация системы управления государственными информационными ресурсами по отдельным категориям.

Информационные ресурсы страны – это капитал общества и государства. Следует иметь в виду, что задачи формирования, накопления, распространения и коммерческого использования национальных информационных ресурсов следует отнести к задачам общегосударственного значения.

Наши рекомендации