Гражданский кодекс РФ. Извлечения
Статья 21.
1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. <...>
Статья 26.
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с. письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки <...>
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с
настоящим Кодексом <...>
Статья 27.
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
С1. Составьте план текста.
_______________________________________
С2. Что такое дееспособность? Что, согласно Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетние с 14 до 18 лет вправе делать самостоятельно?
_______________________________________
СЗ. Какие три обстоятельства, согласно Гражданскому кодексу РФ, позволяют несовершеннолетнему приобрести полную дееспособность до достижения 18 лет?
_______________________________________
С4. Кто, согласно Гражданскому кодексу РФ, участвует в процедуре эмансипации несовершеннолетнего? Каковы функции каждого из участников?
_______________________________________
С5. 15-летний Иван разместил накопленную за несколько лет сумму денег на счете в коммерческом банке. Родители предупреждали его о том, что банк имеет сомнительную репутацию, но Иван поступил по-своему. Вскоре банк разорился, и Иван потерял свои сбережения. Объясните позицию родителей Ивана с точки зрения норм Гражданского кодекса РФ. Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) в объяснении.
_______________________________________
С6. В обществе бытует мнение, что дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет следует ограничивать с целью защиты их прав. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
_______________________________________
2. Кто из ниже перечисленных лиц поступил в соответствии с ГК РФ, а кто - нет? Почему?
1) 15-летний Иван с разрешения родителей купил у соседа книгу.
2) 19-летний Денис, приехав в новый город снял комнату.
3) 16-летняя школьница Марина по собственной воле подарила подруге блузку.
3. Может ли 16-летняя Марина, которая месяц тому назад вышла замуж, купить для себя и своего мужа маленькую квартиру? _____________
4. Впишите понятия, которые соответствуют данным определениям:
Определения | Понятия |
Способность гражданина собственными действиями приобретать гражданские права | |
Способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности |
5. В приведенном ниже перечне найдите понятия, относящиеся к гражданскому праву:
а) наследование, б) собственность, в) дарение, г) гражданство,
д) финансовый подкуп, е) акция, ж) брачный договор.
6. Когда вы заходите в престижный банк, то можете увидеть таблички с надписями «Счета физических лиц» либо «Счета юридических лиц». Подчеркните надпись, которая касается вас. В какую очередь должен стать директор предприятия «Вымпел» Новиков, чтобы снять со своего личного счета 10 тысяч рублей?
7. Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности на основании, в частности:
1) психической неустойчивости
2) систематического пьянства
3) совершения убийства
4) наркотической зависимости
5) уклонения от уплаты налогов
6) невыполнение алиментных обязательств
7) систематических прогулов.
Ответ: ___________________.
8. Правоспособность или дееспособность необходима в следующих случаях (впишите буквы П или Д):
Быть владельцем дома | |
Покупать мотоцикл | |
Быть автором произведения | |
Заключать договор на использование произведения | |
Брать на хранение ценные вещи | |
Быть квартиросъемщиком | |
Иметь счет в банке | |
Принимать в подарок ценную вещь |
9. Саше – 13 лет, Вале – 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в таблицу черты сходства и различия.
1) право совершать мелкие бытовые сделки
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) право распоряжаться своими доходами
4) возможность получить наследство.
Черты сходства | Черты отличия | ||
Тема «Собственность»
1. Вставьте вместо пропусков:
Собственность как экономическая категория неразрывно связана с тезисом об ограниченности __(1) и неограниченности __(2). В экономике должно быть четко определено, кто владеет ресурсом, кто и в какой форме получает доход от его использования, как учитываются интересы третьих лиц. Основу рыночной экономики составляет __(3)собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников с изначально равными правами и обязанностями. Понятие "право собственности" относится к компетенции юриспруденции и говорит о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Например, ученик 10 класса средней школы В. Петров купил книгу "Право и экономика" и дал ее на время почитать своему однокласснику П. Васечкину. В этом случае Васечкин получает право ___ (4), а Петров – ___(5)книгой. Обладание имуществом налагает на собственника и определенные обязанности. Собственник несет бремя ___(6) принадлежащего ему имущества
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
А) потребности,
Б) частная,
В) государственная,
Г) владения,
Д) ресурсы,
Е) содержания
Ж) распоряжения,
З) пользования.
2. Гражданин Баталов потерял в автобусе свой бумажник. Через некоторое время потерянный бумажник был найден гражданином Авиловым. Кто является собственником бумажника? _______________________________________________________________
Правомочия собственника: |
3. Установите верное соответствие:
Собственность | Форма собственности |
1. Составы Московского метрополитена 2. Машина, купленная Ивановым на деньги ООО "Трейд+" для последующей перепродажи, находящаяся на складе завода "General Motors". 3. Теленок кота Матроскина 4. Домашние тапочки 5. Национальный парк-заповедник | А. Частная (индивидуальная) Б. Государственная В. Муниципальная |
4. Решите задачу:
Гражданин Ф.А. Сорокин (заказчик) заключил с ателье (подрядчиком) договор бытового подряда, по которому ателье обязалось в трехмесячный срок сшить шубу из материала, предоставленного заказчиком, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную подрядчиком работу. Готовую шубу Ф.А. Сорокин собирался подарить своей дочери на день рождения. Договор был исполнен: ателье передало Ф.А. Сорокину шубу, после чего он уплатил указанную в договоре сумму. Кто в этой ситуации стал первым собственником шубы (получившим право собственности первоначальным способом)?____
5. Решите задачу: Маслова владеет 2/3 многоэтажной дачи, а оставшаяся 1/3 принадлежит трем ее двоюродным братьям. Маслова хочет сдать всю дачу в аренду одной фирме. Ее братья не согласны с этим. Какой вид собственности иллюстрирует данный пример? ______________________ Если Маслова решит продать 2/3 дачи, как ей следует поступить?__________________ ____________ | Может ли Маслова сдать дачу в аренду в этой ситуации? ____________________________________ |
6. Решите задачу:Иванов купил садовый участок, на территории которого находитсяколодец. Водой из этого колодца раньше пользовались все соседи. Иванову не понравилось то, что соседи приходят на его участок и топчут насаждения, и он запретил проходить к колодцу соседям. Возмущенные соседи, оставшиеся без воды, подали в суд на Иванова.
Кто прав в этой ситуации? ___________________________________
Как называется на языке юриспруденции понятие, которое применяется в данной ситуации? _____________________________.
7. Блиц – турнир.
Вопросы | Ответ (да/нет) |
Является ли семья юридическим лицом? | |
При покупке дома покупаю ли я автоматически и землю, на которой стоит дом? | |
Может ли 5-летний ребенок стать собственником автомобиля? | |
Имеет ли юридическую силу предупреждение в ресторане о том, что его администрация не отвечает за оставленные в раздевалке вещи? | |
Может ли гражданин получить дееспособность до момента достижения 18-летнего возраста? | |
Может ли дедушка подарить своему 14 – летнему внуку дом на Волге? |
8. Решите задачу: Археолог Петров на земле государственного лесного фонда откопал горшок золотых монет. Какая доля клада должна принадлежать Петрову, какая – лесничеству, какая – государству? ______
9. Заполните схему:
10. Заполните схему:
11. Решите кроссворд:
1. Субъект права собственности.
2. Один из видов собственности.
3. Несостоятельность предприятия.
4. Форма собственности.
5. Определенное право на результат творческой деятельности - … собственность.
6. Имущество – объект права собственности.
7. Нетрудоспособные граждане, имеющие право на наследство, если проживали в течение последнего года вместе с наследодателем.
8. Один из способов приобретения права собственности у государства.
9. Фонд предприятия, который существует для покрытия убытков.
10. Одно из правомочий собственника.
11. Правомочие собственника, которое возможно только в отношении имущества граждан.
12. Абсолютное право владения, пользования, распоряжения имуществом собственника.
13. Один из видов государственной собственности.
14. Важнейший правовой институт, который регулируется гражданским и др. законодательством.
12. Сидоров купил у Шаровой дачу. С какого момента дача стала собственностью Сидорова:
а) с момента подписания договора купли-продажи,
б) с момента поступления оплаты на счет Шаровой,
в) с момента государственной регистрации покупки дома?
Тема «Сделки. Договоры».
1. Дополните предложения:«Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называются __________________».
Основные принципы договорного права:
_____________________________________________
2. Вставьте пропуски: «Одним из основных принципов договорного права является принцип ___________________, в соответствии с которым стороны вправе сами решать вопрос о выборе контрагентов и целесообразности заключения с ними договоров. Не допускается принуждение сторон к заключению договора».
3. Установите верное соответствие:
Пример сделки | Вид сделки |
1. Вы входите в автобус и покупаете билет 2. Вы составили доверенность на своего брата о том, что он может распоряжаться вашим имуществом с целью заботы о вашей сестре 3. Группа школьников садится в автобус, и, согласно письменной договоренности между директором автобусного парка и директором школы, водитель везет их бесплатно. 4. Вы заключаете договор с менеджером крупной компании о поставке горячей пиццы 127 ее сотрудникам. 5. Учитель – грантополучатель, директор школы и министр образования области заключили договор о поставке АРМа в учебный кабинет школы. | А. Односторонняя Б. Двусторонняя В. Многосторонняя |
4.Договоры в гражданском праве классифицируются по различным критериям. Заполните пустые строчки, впишите название договора:
Передача имущества в собственность | Передача имущества в пользование | Выполнение определенных действий | Организационные договоры | |
купля-продажа поставка _______ _______ | _________ _________ безвозмездное использование (ссуда) | Работы: ____________ научно-технические и исследовательские работы Услуги: _________ перевозка _________ поручение | учредительный договор | |
5. Определите, возмездный (В) или безвозмездный (Б) договор заключается в следующих случаях:
1) Вы входите в автобус и покупаете билет.
2) Две организации договорились о проведении бесплатного праздника для детей своих сотрудников.
3) Работников организации доставляют на заводском автобусе к месту работы
4) Вы заключаете договор о поставке горячей пиццы в офис компании
5) Вы покупаете в магазине подарок своему другу
6) Родители дарят своим детям на свадьбу автомашину
7) Вы с другом обмениваетесь коллекционными монетами
8) Сосед берет у вас деньги в долг
6. Договор, при заключении которого одного соглашения сторон недостаточно, необходима передача вещей или денег, называется ________________________ договором. Договор, для исполнения которого достаточно соглашения сторон, называется ________________________ договором.
7.Решите кроссворд:
По горизонтали:
1. Сделка, по которой права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора.
2. Один из способов обеспечения исполнения обязательств.
3. Отрицательные последствия, которые наступили в хозяйстве потерпевшего из-за неисполнения договора.
4. Неустойка, оговоренная в договоре в виде определенной суммы.
5. Один из способов обеспечения исполнения обязательств.
6. Неустойка, оговоренная в договоре в виде процентов.
По вертикали:
7. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
8. Определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения им своих обязательств по договору.
9. Двусторонняя или многосторонняя сделка.
10. Сделка, по которой права и обязанности у сторон возникают после передачи определенной вещи или денежных средств.
11. Один из видов односторонней сделки.
8. Определите вид договора:
1) мама подарила дочери приемник - ________________________
2) уезжая в командировку, жилец попросил соседа подержать у себя аквариум - ___________________________________________
3) гражданин взял у дальнего родственника в долг 1000 рублей- ________________________________
4) гражданин положил в банк 5000 рублей- ____________________
9. Предприниматель Петров открыл палатку, торгующую хлебобулочными изделиями. Некоторым покупателям: инвалидам, престарелым, одиноким матерям – он делает скидку на 20-25 %. Соответствуют ли закону действия Петрова? Почему? _____________
_____________
10. Соотнесите понятия и определения:
Способы обеспечения исполнения обязательств по договору | Определения |
1. Поручительство | А. Денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. |
2. Банковская гарантия | Б. Держатель имущества имеет преимущественное право удовлетворения своих требований из стоимости заложенного имущества при невыполнении обязательств по договору |
3. Залог | В. Гражданин или юридическое лицо обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. |
4. Задаток | Г. Одно лицо (гарант) по просьбе другого лица (принципала) дает письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) определенную денежную сумму |
11. Решите задачу: Иван Сусанин заключил с поляками договор, в соответствии с которым он обязался провести их через лес к Москве. Срок исполнения обязательств 1 месяц. Поляки, не уверенные в И.Сусанине, потребовали, чтобы он нашел поручителя. Впоследствии был заключен договор, в соответствии с которым некто Минин поручался отвечать за исполнение обязательства Сусаниным в сумме 2000 руб. В указанный срок договор исполнен не был. Поляки потребовали от поручителя Минина выплатить им 2000 руб, но он отказался, сказав, что поляки должны взыскать сначала имущество Сусанина (квартиру, спальный гарнитур…) и лишь потом требовать недостающую сумму от поручителя. Как должен быть разрешен спор? Кто будет платить по обязательствам: Сусанин или Минин?___________________________________________________________
__________
12. Решите задачу: «Зная высокую требовательность учительницы по русскому языку, ученики на выпускной экзамен принесли ей хрустальную вазу с букетом роз общей стоимостью в 1500 рублей. Учительница вазу с розами приняла». О каком деянии – взяточничестве или дарении – идет речь в данном случае?_______
Проверь себя:
1. Сделкой является:
1) договор подряда
2) трудовой договор
3) завещание
4) заявление об утере паспорта.
2. Сделка может быть совершена:
1) только устно
2) только письменно
3) как устно, так и письменно.
3. Какое утверждение верно:
1) сделка может быть удостоверена у нотариуса только если это прямо указано в законе.
2) любая сделка, если об этом договорились стороны, может быть удостоверена у нотариуса.
4. Сделка совершается устно, если:
1) ее участниками являются граждане и сумма сделки не превышает в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.
2) ее участниками являются юридические лица и сумма сделки не превышает в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.
5. Почему договор купли-продажи продуктов, заключенный между юридическим лицом (магазином) и гражданином заключаются в устной форме:
1) закон не требует в данном случае заключать договор письменной форме
2) сделка в данном случае исполняется в момент ее совершения.
6. Принцип свободы договора предполагает свободу выбора:
1) условий договора
2) вида договора
3) стороны договора
4) исполнения или неисполнения договора.
7. Убытки делятся на:
1) реальный ущерб
2) недополученную прибыль
3) упущенную выгоду.
8. При несоблюдении простой письменной формы сделки можно ли в суде с помощью свидетельских показаний доказывать факт заключения сделки:
1) да, так как _______________
2) нет, так как________________.
9. Для любого договора существенным будет условие о:
1) стоимости товара
2) предмете договора
3) ответственности сторон за неисполнение договора
10. Внести изменения или расторгнуть заключенный договор можно:
1) по соглашению сторон,
2) по решению суда
3) по решению прокурора.
11. Добросовестным приобретателем считается человек, который:
1) приобрел в магазине вещь по чеку,
2) завладел вещью путем хищения,
3) приобрел вещь у чужого лица, которое не имело права ее отчуждать, если приобретатель вещи не знал и не мог знать об этом,
4) завладел вещью в результате неправомерного поведения.
12. Недвижимым имуществом является:
1) земельные участки,
2) дома, здания,
3) воздушные и морские суда,
4) предметы первой необходимости.
13. Собственнику принадлежат три правомочия:
1) ____________, 2_____________, 3)________________..
Тема 10. «Наследование».
1. Кто не может выступать в качестве наследника по закону:
а) сын завещателя Владимир,
б) Государственный музей Эрмитаж,
в) жена завещателя Светлана,
г) внучка завещателя Лариса,
д) теща завещателя Ирина,
е) родной сын завещателя Сергей, усыновленный другим лицом после развода родителей?
2. Прочитайте условия задачи: «После смерти Цвелева с целью получения наследства в нотариальную контору обратились: его жена Ирина; отец Иван; брат Михаил, проживавший совместно с наследодателем. Кроме того, в нотариальную контору обратился сын Цвелева от первого брака Николай, проживавший вместе с матерью и усыновленный отчимом. За оформлением права на наследство также обратился внук наследодателя Костя. Его отец Вадим, являвшийся сыном Цвелева, ранее трагически погиб в автокатастрофе». Запишите имена претендентов на наследство в схему:
Кто из указанных лиц имеет право наследования имущества умершего?(закрасьте соответствующие ячейки красным цветом)
3. Вставьте пропуски в предложение:
«Гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение ______ лет. А если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, - то в течение _______ месяцев. Военнослужащий или гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении _______ лет со дня окончания военных действий».
Блиц-турнир.
Вопросы | Ответы (да/нет) |
Завещатель – это человек, написавший завещание? | |
Может ли получить наследство юридическое лицо или государство? | |
Можно ли отказаться от части наследства, а часть оставить себе? | |
Можно ли лишить потомка права наследства без указания причины? | |
Правда ли, что умышленно совершивший преступление против завещателя не имеет права на наследство? | |
Обязательно ли заверять завещание у нотариуса? | |
Правда ли, что жена всегда имеет обязательную долю в наследстве? | |
Имеют ли право усыновленные завещателем дети права на его наследство? |
5. Решите задачу:Наследники Романова обратились в суд с требованием подтвердить факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах. По их утверждению, Романов, проживавший в Краснодарском крае, попал в зону наводнения и вынужден был, вместе с соседями, спасаться на лодке. В этот момент им было собственноручно составлено завещание в простой письменной форме, подписанное им и двумя свидетелями.
Лодке удалось благополучно добраться до берега, однако от полученного переохлаждения Романов заболел и скончался.
Юридическую силу чрезвычайного завещания оспорила родственница Романова. По ее информации, в одной лодке с Романовым спасался гражданин Варламов, являющийся нотариусом, поэтому у Романова была возможность нотариально удостоверить свое завещание, которой тот сознательно не воспользовался.
Как суд должен разрешить спор?
_____________
Самостоятельная работа по теме «Наследование»
1. Решите кроссворд:
Н | А | С | Л | Е | Д | О | В | А | Н | И | Е |
1. К какому виду правоотношений относится наследование? 2. Кто удостоверяет завещание. 3. Наследник 1-й очереди. 4. Физическое лицо, получающее имущество после смерти гражданина. 5. Документ, дающий право на наследство. 6. Наследник 2-й очереди. 7. Один из видов наследования. 8. Человек, составивший завещание. 9. Получаемое имущество – наследственная … . 10. Существует … завещания, т.е. закрытое завещание, содержание которого никто не узнает до его оглашения. 11. Человек, который находился на содержании наследодателя в течение 1 года до его смерти. 12. Завещание – это односторонняя … .
2. Решите задачи:
2.1. После смерти Смирнова за свидетельством о праве на наследство в нотариальную контору обратились его супруга и несовершеннолетний сын. Дочь Иванова, состоящая в браке и имеющая двоих детей, Аню и Александра, от наследства отказалась. Однако в нотариальную контору пришло письмо от ее мужа, который потребовал признать право на наследство за своими детьми, Аней и Александром, приходящимися соответственно Смирнову внучкой и внуком. По его мнению, его супруга не могла отказаться от наследства, поскольку их семья испытывает серьезные материальные трудности. Поэтому вместо нее по праву представления должны наследовать внук и внучка Смирнова.
Через некоторое время выяснилось, что Смирнов оставил завещание, в котором распорядился передать все свое имущество церкви.
1) Могут ли Аня и Александр наследовать по праву представления?
___________
2) Кто станет наследником Смирнова?
__________
2.2. Вместе с семьей наследодателя, состоящей из самого наследодателя, его супруги, сына Ивана, дочери, брата и дедушки, последние полтора года перед смертью наследодателя проживала подруга Ивана, Наталья, обучавшаяся с ним на пятом курсе вуза. После окончания вуза они с Иваном до
говорились пожениться. Когда Наталья училась на третьем курсе, ее родители попали в автомобильную катастрофу, и она осталась сиротой. Наталья стала жить в семье Ивана, получая до окончания вуза от его отца большую часть средств к существованию.
Заполните схему и обведите кружком тех, кто из указанных лиц имеет право на наследство.
2.3. Красиков удостоверил у нотариуса завещание, в соответствии с которым все его имущество должно было быть передано его супруге. Через некоторое время он переехал и у нотариуса по новому месту жительства составил новое завещание, в котором оставлял треть своего имущества старшему сыну. После смерти Красикова, помимо супруги и старшего сына, у Красикова остались сын 12 лет и дочь 10 лет от второго брака.
Кто из указанных лиц унаследует имущество Красикова?
__________________________
2.4. Гражданин Иванов, заключая договор банковского вклада, совершил в установленном порядке в филиале банка завещательное распоряжение, в соответствии с которым просил в случае его смерти передать денежные средства, находящиеся на счете, его сыну, Василию.
Через несколько лет Иванов составил завещание, в соответствии с которым все его имущество должно было быть передано его супруге. Завещание было удостоверено у нотариуса.
После смерти Иванова возник спор о судьбе денежных средств, оставшихся на счете.
Как вы думаете, кому должны быть переданы средства в банке?
______________________________