Каковы причины и особенности образования государства у восточных славян?

Вопрос о происхождении государственности на Руси осве­щался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов. В XVIII в., немецкие ученые на русской службе Г. Байер, Г. Миллер разработали норман­скую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции вы­ступил М. Ломоносов, положив начало полемике между нор­манистами и антинорманистами. Некоторые ведущие рус­ские историки — Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский — в целом принимали концепцию норманистов. Многие же русские ученые XVIII—XIX вв. стояли на позициях воин­ствующего антинорманизма. В советский период истории, когда абсолютизировался социально-классовый подход к изу­чению проблемы, версия о призвании варягов вообще от­вергалась, соответственно, и их роль в образовании древне­русского государства. В зарубежной литературе преобладает норманистский взгляд на образование государства у восточ­ных славян. Среди современных отечественных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собствен­ности на землю, зарождением феодальных отношений и клас­сов на рубеже VIII— IX вв.

Возникновение государства у восточных славян было яв­лением, проистекавшим из естественного стремления обще­ства к самоорганизации и к упорядочиванию отношении меж­ду людьми. Важную роль сыграл и экономический фактор: рост производительности труда, углубившееся разделение труда, развитие меновой и денежной торговли, возникнове­ние социального неравенства.

Первоначально основными функциями государственных образований были Суд и Война и только позднее, в связи с обострением социальных противоречий государство берет на себя функцию защиты интересов привилегированного слоя, не утрачивая при этом и функции защиты общенациональ­ных интересов.

Процесс становления государственности, по мнению ряда историков, прослеживается у восточных славян и их пред­шественников-антов начиная с середины первого тысячеле­тия (Б. А. Рыбаков). Оседлые славянские племена жили в бассейнах многоводных рек, преимущественно в лесной по­лосе, находясь в перманентной конфронтации со степными кочевыми народами. Местоположение славян на стыке ци­вилизаций Азии и Европы предопределило судьбу нарожда­ющегося государства.

Завершение процесса образования государства у восточ­ных славян относят к IX в., опираясь при этом на летопис­ный рассказ о призвании варягов. Монах Нестор, автор «По­вести временных лет, описывает это событие следующим образом. Издавна в земли новгородских славян, кривичей и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань. И вот данники восстали и прогнали варя­гов за море, и сами стали «владеть землей» и ставить горо­да. Но вскоре между ними начались усобицы, и не стало в их землях правды. И тогда решили они найти себе князя, который устроил бы у них справедливый порядок. Отпра­вили за море послов и обратились к варягам-руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Вызвались три брата-варяга с дружинами. Старший брат, Рюрик, обосновался в Новгоро­де, средний, Синеус, — на Белоозере, младший, Трувор, — в Изборске, Братья Рюрика вскоре умерли, и он сделался единодержавным князем на Севере.

Когда Рюрик княжил в Новгороде два его дружинника, Аскольд и Дир, решили совершить набег на Византию. С небольшим числом воинов они спустились по Днепру и по­дошли к Киеву, земле полян. «Кому вы платите дань?» — спросили варяги. «Хазарам», — ответили киевляне. «Пла­тите нам!» — сказали Аскольд и Дир. Киевляне согласи­лись, и варяги стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика княжить в Новгороде стал его род­ственник Олег, который задумал объединить все важней­шие города по великому водному пути «из варяг в греки». Захватив с собой малолетнего сына Рюрика, Игоря, Олег в 882 г. двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Выманив обманом из города Аскольда и Дира, Олег убил их под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним Игорь, «Рюриков княжич». Киев понравился Оле­гу, и он сделал его столицей, назвав «матерью городов рус­ских». Отсюда Олег покорял другие славянские и несла­вянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивает исключительную роль в создании сильного го­сударства Олега, который вывел славянские племена из под­чинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торговые отношения с Византией.

В «Повести временных лет», однако, существует наряду с варяжской, новгородской и другая концепция происхо­ждения государства у восточных славян: славянская, киев­ская по происхождению. В рассказе Нестора о доваряж­ском периоде приводятся сведения о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, заме­чает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как не­которые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром пле­менного объединения полян.

В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объ­единении славянских и неславянских племен в IX в. Раз­ногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образо­вания до варягов. Вопросы эти решаются в зависимости в значительной степени от представления о том, что такое го­сударство.

Представители государственной школы в русской исто­рической науке, например, понимая под государством «по­литическое единство народной жизни», юридически регла­ментирующее межличностные отношения в обществе, считали, что в Киевской Руси господствовали родовые от­ношения, которые затем сменились вотчинными (террито­риальными). Государство же в России, по их мнению, воз­никло только в XVI в. (С. Соловьев), или даже в XVIII (К. Кавелин).

Если не сводить государство только к политическим ин­ститутам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как еди­ное целое, подвластное киевским князьям, сложилось во вто­рой половине IX — начале X в., то есть в «варяжский пе­риод». Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с кня­жеской властью такие институты, как вече, совет старей­шин, народное ополчение. По мере роста внешней опаснос­ти и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей-князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов». В источниках упомина­ются первоначально три государственных центра: Куяба во­круг Киева, Славия вокруг Новгорода и Артания вокруг предположительно Рязани. На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройст­ву представляла собой федерацию славянских племен.

Возникновение государственности на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Юж­ной Европе появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней ан­тичности, то на Руси темп образования политического объ­единения славянских племен был замедленным. Постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов в Византию, необходимость регулирования внут­ренних социальных отношений, — все способствовало уси­лению княжеской власти, которая в условиях федеративно­го устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

Таким образом, хотя государство у восточных славян сло­жилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того, как в русских землях уже вполне сложились экономические и политические пред­посылки для объединения. Летописное известие о призва­нии варягов, по-видимому, содержит гораздо больше дей­ствительных фактов, чем иногда думают, и поэтому, может быть, не следует все это сводить к легенде. Однако пригла­шение варягов не означает, что они явились создателями русского государства: Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В. Ключев­ский). Поэтому роль их была в процессе образования госу­дарства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Проблема варягов (норманнов) — это проблема общеев­ропейская. Варяжские волны из Скандинавии шли в двух направлениях. Одна — по Днепру, другая — по западной окраине Европы и встречались в Константинополе. Походы викингов на Запад носили военный характер. Никто на За­паде не приглашал норманнов, они приходили сами, и тем более, будучи отсталым народом, варяги, естественно, не принесли государственности, ни одному народу Запада. За­воевав ряд государственных образований в Западной Евро­пе, норманны постепенно растворялись среди местного на­селения. Нечто подобное происходило и на берегах Волхова и Днепра. Вероятно, не следует полностью доверять лето­писцу о добровольном призвании и мирном пришествии ва­рягов в земли славян. Варяги появились на берегах этих рек с вполне конкретной целью — поставить под свой кон­троль важнейший торговый путь, открывавший к тому же благоприятные возможности для набегов на Константино­поль. Поэтому отношения между варягами, с одной сторо­ны, славянами и финнами, с другой, не были такими мир­ными и идиллическими, — как об этом повествует Нестор. Скорее, шла полная драматизма борьба славянских и фин­ских племен с варяжским нашествием, Но это нельзя на­звать и завоеванием, так как варяги не располагали необхо­димыми силами для завоевания обширных территорий славян.

Наши рекомендации