Критерии классификации политических режимов
- Степень допущения участия народа в политической жизни, управлении государством.
- Социальная база (группы поддержки) политического режима.
- Характер взаимоотношения между человеком, обществом и государством.
- Гарантии прав и свобод граждан (соотношение формальных и реальных)
- Степень информированности масс о принятых политических решениях.
- Гарантии легального выражения плюрализма интересов.
- Характер отношений с оппозицией.
- Предпочтительные способы разрешения конфликтных ситуаций.
- Частота, интенсивность и сфера применения средств насилия.
- Уровень компетентности политической элиты, управляющей обществом.
- Возможность сменяемости политических элит у власти.
Демократический режим:
Признаки демократического режима: господство закона; разделение властей; наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; выборность органов государственной власти; существование оппозиции и плюрализм.
Демократический режим власти - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
К демократическим режимам относят: президентские республики; парламентские республики; парламентские монархии.
Недемократические политические режимы:
Признаки антидемократического режима: господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; отсутствие оппозиционных партий.
Авторитарный политический режим: - это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления. Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики». Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают: абсолютные и дуалистические монархии; военные диктатуры, или режимы с военным правлением; теократию; персональные тирании.
Тоталитарный политический режим: - это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования. Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся: коммунистические и фашистские.
Государство и демократия:
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
- Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства
- Принцип верховенства закона
- Принцип народовластия
- Принцип федерализма
- Принцип разделения властей
- Принципы идеологического и политического плюрализма
- Принцип многообразия форм экономической деятельности.
Тирания- в Древней Греции единоличное правление тирана; форма государственной власти в ряде средневековых городов-государств в Италии; жестокое, деспотическое правление; гнет, насилие, произвол. Основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Известно несколько исторических типов тирании:
- раннегреческая (или старшая) тирания;
- проперсидская тирания в завоёванных персами греческих городах Малой Азии и на островах Эгейского моря;
- позднегреческая (или младшая) тирания.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки: стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом» формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества отсутствие правовой государственности и гражданского общества произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции и роли лидера. Наиболее часто культ личности встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.
Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие его атрибуты, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п.
Механизмы образования:
- механизм группового давления в форме бесконфликтного принятия участником группы мнения группы (так называемая групповая внушаемость);
- система лидерства; фигура лидера в культе носит харизматический, вплоть до обожествления, и диктаторский характер;
- система принятия решений, которая в культе отчуждена от конкретной личности и осуществляется лидерами, а результат «спускается» рядовым членам культа и должен восприниматься ими без критики.
Авторитарный политический режим- можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Признаки авторитарного режима:
- автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);
- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
- в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
- отсутствует единая идеология;
- права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
Вопрос 15.Политическая система общества: понятие и основные структурные элементы.
Политическая жизнь общества – это совокупная деятельность индивидов, социальных слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации своих интересов.
В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы:
- субъекты и объекты политической деятельности;
- направления политической деятельности;
- средства политической деятельности;
- политическое поведение;
- политические процессы;
- политические конфликты;
- политические ситуации;
- политические отношения.
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Структура политической системы:
– политическая организация общества, включающая в себя государство;
– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;
– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Функции политической системы:
1) обеспечение власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);
2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (управляющая политическая система включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (включает организаторскую работу, людские, материальные и духовные ресурсы для решения многих поставленных целей и задач);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (селекция, четкое определение и выражение на политическом уровне данных интересов);
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;
7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида;
8) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).
Институциональная подсистема, состоит из различных социальнополитических институтов и учреждений, включает государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство. Среди других политических институтов особое место занимают партии. В отличие от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и т. п.), которые ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за руководство государством, за удовлетворение интересов, которые они представляют. К опосредующей субсистеме относятся средства массовой информации — печать, радио и телевидение, которые традиционно обозначают термином «четвертая власть». При этом имеются в виду независимость средств массовой информации и их роль в формировании общественного мнения.
Регулятивная подсистема выступает как совокупность политикоправовых норм и нравственных принципов, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.). Ряд социально-политических норм непосредственно создается органами государства (правовые нормы), другие — общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от конкретной культуры.
Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Ее основу составляют методы политической деятельности, средства, с помощью которых осуществляется власть. Эта подсистема определяет сущность политического режима.
Сущность политической системы проявляется не только в функционировании ее подсистем. Она проявляется в функциях, которые она выполняет как целостная система. В определении основных функций политической системы существуют различные подходы. Представляется обоснованным, когда на основе целевого подхода к политике выделяются следующие функции:
- определение целей, задач, программ деятельности, выражающих интересы различных слоев населения и общества в целом;
- мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
- укрепление стабильности общества на основе согласования многообразных интересов и плюрализма мнений;
- интеграция различных элементов социальной и национальной структур на базе консенсуса основных ценностей и идеалов, как их понимают, прежде всего, ведущие экономические и политические силы общества;
- легитимация политико-властных структур.
Идеологическая подсистемаобразует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения). Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между социально-этническими общностями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти.
Политическое сознание – это одна из форм общественного и элемент содержания индивидуального сознания, которое представляет совокупность идей, теорий, чувств, мнений, оценок, отражающих и объясняющих политику, ее цели, способы и формы существования в обществе, место и роль субъектов политики в системе общественных отношений. Сущность политического сознания состоит в познании и духовном воспроизведении властных и имущественных отношений в обществе, объяснении государственной власти в соотношении с гражданским обществом. Политическое сознание отражает коренные интересы государства, основных слоев и классов общества, этнических и других общностей по вопросам власти и управления обществом, целостности и независимости государства на мировой арене.
В зависимости от основных форм существования и выражения политическое сознание включает: политические знания; политические чувства и эмоции; политическую волю; политические ценности.
В зависимости от степени систематизации содержания политического сознания и меры отражения в нем существенного, закономерного, качественного в политике, оно содержит два уровня: обыденно-психологический и теоретико-идеологический.
Иногда эти уровни обозначают как эмоционально-чувственный и абстрактно-логический.
Обыденно-психологический, или эмоционально-чувственный, уровень отражает политику и объясняет ее в политических ощущениях, восприятиях и представлениях, эмоциях и чувствах, выражающих отношение субъекта к политической действительности и самому себе, в мнениях и воображении, в других формах непосредственно-практического познания политики и ее оценке.
Теоретико-логический, или абстрактно-логический (или рациональный), уровень политического сознания характеризуется формированием и использованием понятий, суждений и умозаключений, разработкой и высказыванием гипотетических положений теоретического плана, логическим доказательством и опровержением. Этот уровень присущ политическому сознанию всяких субъектов.
Политическая культура - это система сложившихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, представлений, ценностей, которая проявляется в деятельности людей и обеспечивает преемственность политической жизни общества.
Характерные черты политической культуры:
- определяет политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур;
- продукт естественно-исторического развития общества, результат коллективного творчества;
- имеет тотальный характер, фиксирует устойчивые повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет политический опыт.
Функции политической культуры:
1. Ориентация - позволяет осмыслить политические явления, собственные возможности при реализации прав и свобод в конкретной политической системе
2. Идентификация - обеспечивает человека пониманием своей групповой принадлежности и приемлемыми способами участия в отстаивании интересов данной общности
3. Адаптация - помогает человеку приспособиться к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.
4. Социализация - дает возможность человеку выработать определенные навыки свойства, позволяющие ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции интересы
5. Коммуникация - осуществляет взаимодействие всех субъектов институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
6. Интеграция - предоставляет различным группам возможности сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
Вопрос 16. Виды политических систем. Российская политическая система.
Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.
В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером;
она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.
В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.
В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.
К тоталитарным относят системы с одной господствующей партией. Все другие составляющие такой политической системы являются проводниками государственной политики. В тоталитарных системах затруднен обмен идеями, связь с внешним миром. Для них характерен культ вождя или харизматического лидера. Стабильность поддерживается насилием, а иногда и геноцидом по отношению к своему народу.
Политическая система влияет на все остальные системы. Политическая система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм. Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования. Экономическая система – система рыночных отношений в государстве.
Государство воздействует на экономическую жизнь общества в целом – государство формирует бюджет и контролирует его расходование, составляет программы экономического развития в масштабе страны, финансирует программы промышленности и научные исследования. Непосредственное хоз руководство гос сектора экономики. Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем мат благ и услуг. Социальная система – государство защищает личность, устанавливает нормальные условия жизни для всех членов общества. Государство решает вопросы здравоохранения, культуры, просвещения, строительства жилья, работу транспорта и связи.
В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.
Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали.
Конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.
Вопрос 17. Государство в политической системе общества.
Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы: Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Монополия на государственное принуждение. Только оно располагает армией, полицией и т.д. Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Монополия на налоги, в руках государственной власти сосредоточен бюджет. Обладание суверенитетом, является основным источником реализации политической власти. Государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Характерные черты политического плюрализма: идеологическое многообразие; запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной; светский характер государства; признание политического многообразия и многопартийности; равенство всех общественных объединений перед законом.
Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.
Политическая оппозиция — это противодействие, сопротивление действующей государственной власти, противостояние осуществляемому стратегическому курсу с целью заменить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные политические организации.
Государство и церковь — проблема соотношения между светской властью и церковью как социальным институтом, выражающаяся в совокупности исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между государственными органами и религиозными организациями. В основе отношения государства и церкви лежат, с одной стороны, законодательно закрепленные представления о месте религии и церкви в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции, а с другой стороны — церковные принципы отношений с властями. В настоящее время большинство государств не имеют государственной религии и регламентируют свои отношения с религиозными объединениями, как правило, в конституциях и специальном законодательстве.
Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.). Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Историческая практика выработала 2 две модели взаимоотношения церкви и государства:
1. Отделение церкви от государства (США, Франция, РФ, Испания, в определённой мере Турция). Отделение означает, что церковь самостоятельно определят свои структурные подразделения и вырабатывает для них правила. Государство не оказывает церкви материальной поддержки. Церковь не имеет право выполнять функции государства. Религиозное образование не признаются государством. Церковь не участвует в деятельности государственного аппарата. Государство может проверять законность церкви (бухгалтерские документы и т.д.). 2. Признание церкви в качестве государственной (Великобритания, Германия, Скандинавские страны, кроме Финляндии, Греция). На службу могут приниматься только те лица, которые исповедуют гос. религию; существует специальный церковный налог; на церковь возлагаются некоторые гос. функции: регистрация актов гражданского состояния и церковь обязана содержать дома милосердия, школы и больницы; образование признается государством; гос-во и церковь могут оказывать друг другу материальную поддержку.
В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действует несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики. Партии занимают особое место в политической системе общества.
Партии могут быть: Правящие - это политические организации, реально обладающие политической властью в государстве. Они способны производить общественные изменения. Оппозиционные - это партии, потерпевшие поражение на выборах или не получившие большинства мест в парламенте и сосредоточившиеся свою деятельность на разработке программ, позиций, альтернативных правящей партии. Они могут действовать как вне парламента, так и внутри него.
Взаимоотношения партии и государственной власти могут быть очень разными. Первый вариант - партия выступает противником данного государства и его власти, в сущности, находится в конфликте с существующим обществом. Второй вариант - партия выступает как оппозиция данному правительству, другой партии, в той или иной мере распоряжающейся властью, не сотрудничает с нею. Третий вариант - партия, оставаясь оппозицией, в отдельных вопросах сотрудничает с правящей, участвует в управлении и решении некоторых политических проблем благодаря своим позициям в местном самоуправлении, парламенте, влиянию своей политической силы. Четвертый вариант - партия совместно с некоторыми другими в коалиции располагает частью власти, как законодательной, так и исполнительной. Пятый вариант - партия располагает большей частью власти, имея большинство в парламенте и "свое" правительство, но не может игнорировать оппозицию, считается с нею и даже сотрудничает в решении отдельных проблем. Шестой вариант - оппозиция ликвидирована, и партия располагает всей возможной властью.
Принято выделять несколько основных причин (форм) взаимовлияния политики и религии. Первая является следствием того, что религия является одним из видов идеологической системы и уже поэтому даже одним своим присутствием в обществе является включенной в его политическую жизнь. Вторая определяется человеческим фактором, т.е. порождена интересами и действиями духовенства, когда достаточно просто и убедительно ради высокой цели обосновывается необходимость учета религиозно-нравственных норм в том или ином социальном действии или политическом решении. Третья отражает корыстные намерения политиков использовать религию в своей политической борьбе. А четвертая появляется там и тогда, когда верующие вынуждены обращаться к религии, чтобы укрепиться духом в проявлении своего протеста и жестком оформлении своих интересов, чаяний и надежд, способных порождать социальные и политические угрозы.
Вопрос 18. Гражданское общество: понятие, сущностные характеристики и структура.
Структура ответа: Концепции гражданского общества.1. Либеральная концепция гражданского общества обоснована английскими мыслителями ХVII в. Т. Гоббсом и Дж. Локком. «Гражданское общество» в их понимании – это более высокая форма развития человеческого общества по сравнению с «дикостью». «Естественное», «природное», «дикое», «догосударственное» общество жило в состоянии хаоса, всеобщей взаимной вражды и непрерывной «войны всех против всех».
«Гражданское общество» Дж. Локка – это «общественный договор» разумных и свободных личностей, которые, с одной стороны, создают государство, а с другой стороны – воздвигают ряд «защитных барьеров» между государством и индивидом для охраны второго от первого.
2. Позитивно-либеральная (этатистская) концепция гражданского общества принадлежит немецкому философу Г. Гегелю. По Г. Гегелю, гражданское общество – это совокупность личностей, удовлетворяющих свои повседневные потребности посредством трудовой деятельности. Основу гражданского общества и у Гегеля составляет частная собственность. Гражданское общество и личность должны подчиняться государству, но не должны поглощаться государством без гарантий социальных и гражданских прав и свобод.
3. Марксистская (коммунистическая) концепция гражданского общества была сформулирована К. Марксом в середине ХIХ в. К. Маркс отказался от идеи Бога и от гегельянского объективного идеализма. Он обосновывал материалистическое понимание истории, с сильным уклоном в экономизм. К. Маркс рассматривал гражданское общество как фундамент существования всего человеческого сообщества, а производственную деятельность людей (экономику) – как основу жизнедеятельности самого общества. Для К. Маркса гражданское общество – это материальные отношения индивидов.
4. Социал-демократическая концепция гражданского общества возникла в начале ХХ в. Согласно этой концепции, сердцевиной гражданского общества является политика. Она пронизывает все гражданское общество, формирует и стабилизирует его. Государство активно участвует в функционировании гражданских институтов и тем самым гарантирует демократизм управления. Оно не позволяет одной части общества превратиться во всеразрушающую силу, не дает рынку подмять общество под себя (Й. Шумпетер). Сторонники социал-демократической концепции гражданского общества считают необходимым государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и др.
Гражданское общество:гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы., признаки-1. верховенство закона во всех сферах жизни общества; 2. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3. взаимная ответственность личности и государства; 4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; 5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции; 5. наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; 6. законность и правопорядок в обществе., структура, функции.
Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
-обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
-на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
- гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству.
- институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
- выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
-выполняет коммуникационную функцию.
-выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии),оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.