Приоритетные задачи государства в борьбе с терроризмом
Необходимо создание соответствующего комплекса мер правового характера. Важнейшей задачей укрепления международной правовой базы антикриминальной деятельности является формирование единого международного организационно-правового поля борьбы с организованной преступностью и терроризмом, включающего:
• ясное и общепризнанное определение современных криминальных вызовов, в том числе и терроризма;
• адекватную юридическую основу для проведения практических мер по розыску и наказанию исполнителей, организаторов террористических акций;
• создание глобальной системы противодействия терроризму и другим угрозам и вызовам;
• налаживание практического сотрудничества региональных организаций;
• развитие взаимодействия внешнеполитических ведомств и непосредственно правоохранительных органов разных стран на много- и двустороннем уровнях;
• осуществление комплекса мер по нейтрализации политики «двойных стандартов» в оценке фактов борьбы с терроризмом (это необходимо сделать как в рамках деятельности Европарламента и ОБСЕ, так и в практике деятельности Конгресса США);
• формирование единого для всех стран списка террористов, международных террористических организаций, контроль за перемещением их членов, движениями средств на банковских счетах;
• тесное информационное взаимодействие правоохранительных органов разных стран.
На законодательном уровне должны быть приняты правовые решения, обеспечивающие органам исполнительной и судебной власти возможность эффективно противодействовать легализации («отмыванию») доходов, полученных в результате преступной деятельности, а также направляемых на финансирование терроризма.
Необходимо создание системы организационных и практических мер. В борьбе с организованной преступностью и терроризмом основу должна составлять глубокая, активная и наступательная работа правоохранительных органов.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим направлениям:
• перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей и баз бандформирований;
• проведение единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям;
• создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о Местонахождении или передвижении любого лидера бандгруппы;
• поддержание физической защиты объектов и систем, обеспечивающих сохранность опасных материалов в состоянии, исключающем проведение террористического акта, хищения материалов с целью последующего использования для совершения террористического акта.
Приоритетные задачи государства в борьбе с терроризмом: формирование основ политики в этой борьбе; совершенствование правовых механизмов профилактики разных видов терроризма и пресечения его проявлений; разработка методологии выявления и устранения социальных источников, причин и условий, способствующих развитию террористических проявлений, мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития терроризма.
Кардинальная борьба с терроризмом только силами органов государственной власти и органов правопорядка невозможна. Это - задача общегосударственного масштаба. Для ее решения необходимо вовлечение всех государственных институтов, общественных объединений, партий, религиозных организаций, средств массовой информации, законопослушных граждан. Наконец, успех в противодействии терроризму может быть достигнут только при наличии всесторонне развитого гражданского общества.
Органы государственной безопасности должны формировать условия, препятствующие несанкционированным действиям в отношении опасных объектов и материалов, неконтролируемому использованию и распространению опасных материалов и технологий, контролировать выполнение требований в этой области, принимать меры к устранению нарушений[2].
Основная цель государственной стратегии противодействия терроризму достигается в результате решения соответствующих основных задач, которые можно разделить на три группы.
Первая группа задач:
• противодействие зарубежным террористическим и экстремистским структурам, инспирирующим экстремизм и терроризм в России;
• недопущение переноса на территорию Российской Федерации их деятельности;
• • борьба с эмиссарской деятельностью, проводимой с легальных и нелегальных позиций на территории России;
• «предотвращение и срыв попыток действующих в России структур экстремистского толка по установлению контактов и взаимодействия с зарубежными экстремистскими и террористическими структурами;
• выявление, предупреждение и пресечение деятельности зарубежных экстремистских и террористических структур, а также российских преступных организаций (сообществ) по финансированию, материально-техническому обеспечению и вооружению действующих на территории России экстремистских и террористических структур;
• недопущение формирования на территории Российской Федерации устойчивых очагов диверсионно-террористической деятельности и распространения их влияния на другие регионы страны;
• предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений террористического характера на территории России;
• обеспечение антитеррористической и противодиверсионной защищенности важных стратегических объектов оборонно-промышленного, ядерно-энергетического, химико-биологического и топливно-энергетического комплексов, а также других особорежимных объектов экономики, высокорисковых производств, Вооруженных сил Российской Федерации, транспорта и связи, критически важных элементов информационной инфраструктуры России, важных объектов жизнеобеспечения страны, государственного управления и объектов массового сосредоточения людей (массовых общественно-политических мероприятий);
• участие во взаимодействии с иностранными государствами в борьбе с международным терроризмом.
Вторая группа задач:
• совершенствование общегосударственного механизма противодействия терроризму, предусматривающего выработку общегосударственной системы мер борьбы с ним, создание адекватного антитеррористического законодательства, эффективное взаимодействие в этой области различных субъектов антитеррористической деятельности, а также целенаправленное руководство ими со стороны органов государственной власти;
• участие в создании и реализации действенной системы социального, криминологического и специального предупреждения терроризма на ранней стадии, проведение профилактических мер в отношении организаций, групп лиц в связи с обоснованными подозрениями о наличии у них замыслов (устремлений) террористического характера;
• содействие качественному увеличению и целевому использованию социально-экономического и информационно-пропагандистского потенциала страны для предупреждения и сокращения масштабов экстремизма и терроризма;
• выявление причин и условий, порождающих терроризм и способствующих его проявлениям на территории России, а также своевременное принятие мер по их устранению.
Третья группа задач:
• развитие и совершенствование научно-технического, материально-технического и кадрового обеспечения антитеррористической деятельности;
• развитие и совершенствование нормативно-правовой базы взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности в Российской Федерации; разработка целевых программ по наиболее важным направлениям противодействия терроризму, наставлений и методик по проведению антитеррористических мероприятий и их пропагандистскому обеспечению;
• развитие и совершенствование механизмов взаимодействия субъектов антитеррористической деятельности на межведомственном и международном уровнях[3].