Правовые основы государственного управления образованием и наукой. Административно-правовой статус академий наук
Административно-правовой статус академий наук.
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.
Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою квалификацию.
Под основным общим образованием понимается девятиклассное образование.
Федеральным законом "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) <*> гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Законом установлено, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов на бесплатное образование в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются лишь определенные категории лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, граждане из малообеспеченных семей, а также уволенные с военной службы). В иных случаях поступление в названные учебные заведения производится на платной основе.
Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образование может быть получено в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Для управления сферой наук важнейшее значение имеет Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями) <*>. Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки. Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).
Этим Законом определены права научного работника как центральной фигуры в сфере науки. В частности, научный работник имеет право на признание его автором научных и научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и научно-технических результатов, автором которых он является; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; доступ к соответствующей информации; публикацию в открытой печати результатов своей деятельности, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне.
Организация государственного управления в сфере науки связана с ее делением на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и прикладную в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.
Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости. Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.
Важно сосредоточить внимание на реальном секторе экономики и научно-технических разработках для него. В Указе Президента от 22 июля 1998 г. <*> отмечено, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными направлениями являются направления, обеспечивающие: сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере; государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. При этом главной целью, как сказано в Постановлении Правительства от 2 сентября 1999 г. <**>, является закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.