Тема 5: Понятие и сущность государства

Основные подходы к определению понятия государства: теологический, классический, юридический, кибернетический, социологический. Признаки государства: общесоциальные, специфические и атрибутивные. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества; признаки государства, отличающие его от других общественных институтов и организаций. Государство как организация публичной политической суверенной власти. Государство как организация, обеспечивающая управление обществом и его защиту. Понятие и правовая природа государственной власти. Сущность государства: общесоциальный и классовый подходы. Сущность государства: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности. Эволюция сущности и социального назначения государства. Теории о сущности государства: теологическая, патриархальная, общественного договора, гегелевская, органическая, психологическая, марксистская, теория элит, технократическая, теория плюралистической демократии и другие. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства.

Контрольные вопросы:

1. Что такое государство? Эволюция понятия государства.

2. Что представляет собой государство как политическая организация общества?

3. Что представляет собой государство как структурная организация общества?

4. Что представляет собой государство как территориальная организация общества?

5. Какие признаки отличают государство от организации власти в первобытном обществе?

6. Какие признаки отличают государство от других политических организаций общества?

7. В чем заключается сущность государства и с каких позиций можно ее рассмотреть? Какие подходы к сущности государства вы знаете?

8. Расскажите о социальном назначении государства. В чем заключается сущность социального и эксплуататорского государств?

9. В чем заключается сущность социалистического государства? Назовите разницу между социальным государством и социалистическим.

10. Суверенное государство в глобализирующемся мире.

Практические задания

1. Уясните понятие «сущности» явлений из философского словаря. Какие подходы к пониманию сущности государства Вы знаете?

2. В чем заключается классовая и общесоциальная сторона сущности конкретного государства? Каковы правила их анализа?

3. В Конституции Российской Федерации найдите нормы в наибольшей степени отражающие классовые интересы: наемных рабочих; буржуазии (частных собственников средств производства); аппарата управления государства (бюрократии).

4. В Конституции Российской Федерации найдите нормы закрепляющие, с Вашей точки зрения, прогрессивное направление развития нашего общества или мешающие этому развитию.

5. Чьи классовые интересы выражает политика социальной защиты общества. Насколько она способствует прогрессивному развитию страны?

6. Дайте содержательное отличие между такими категориями, как «государство» и «государственность».

7. Выделите и запишите в тетради те признаки государства, которые подвергаются на современном этапе трансформации, проанализируйте причины этих измерений.

8. Представьте в графическом виде классификацию подходов к определению терминов «власть», «государственная власть».

9. Опираясь на действующую Конституцию России, дайте юридическое определение государственной власти.

10. Воспользовавшись книгами по истории, сформулируйте в тетради основные закономерности развития государственной и политической власти в Российской Федерации.

11. Закончите фразы:

а) Суверенитет государства характеризуется двумя сторонами _____ и _______. б) Ограничение суверенитет государства может быть _______ и ______. в) Монополия государства на правотворчество подразумевает _____.

12. Приведите исторические примеры добровольного отказа государства от своего суверенитета. Чем объяснялись его действия?

13 Древнегреческий философ Демокрит читал, что государство призвано обеспечить всеобщее благо и справедливость, что «хорошо управляемое государство есть величайший оплот: все в нем заключается и, когда оно сохраняется, – все цело, а погибает оно – с ним вместе и все гибнет». Представители же такого течения, как анархизм, полагали, что государство, напротив, следует уничтожить, поскольку оно подавляет личность.

Чья точка зрения кажется вам правильной? С чем связано столь различное отношение к государству?

Тема 5: Понятие и сущность государства - student2.ru 14. Заполните схему:

Рекомендуемая научная литература

1. Ардашкин В.Д. К современной концепции государства / В.Д. Ардашкин // Правоведение. – 1992. – № 2.

2. Байтин М.Н. О понятии государства // Правоведение. – 2002. – № 3. – С. – 4-15.

3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и права. – 1993. – № 7. – С. 21-30.

4. Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. – 1995. – № 11. – С. 3-11.

5. Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. – 82-85.

6. Жуков В.Н. Государство как ценность// Государство и право. – 2009. – №9. – С. 14-26.

7. Ленин В.И. О государстве / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 39.

8. Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире: проблемы теории // Правоведение. – 2004. – № 4. – С. 203-221.

9. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 186-196.

10. Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика// Правоведение. – 1999. – №3. – С.3-14.

11. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. – 1992. – № 2.

12. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. – 1992. – № 5.- С. 3-11.

13. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. – 1993. – № 8. – С. 107-115.

14. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. – 1995. – № 8. – С. 65-73.

Наши рекомендации