Занятие 1. Вводное занятие. «Ремесло историка» (4 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Откуда мы знаем о прошлом – способы и формы сохранения исторической памяти; приемы получения и анализа исторической информации
2. Понятие «исторический источник»
3. Типы и виды источников по истории России
4. Письменные источники – основа исторических исследований
а) летопись как источник по истории Древней Руси (на примере Повести временных лет)
б) законодательство как исторический источник (на примере Конституции СССР 1936 г.)
в) делопроизводственные документы как исторический источник (на примере протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б))
г) материалы личного происхождения как исторический источник (на примере дневников Николая II)
д) акты как исторический источник (на примере купчей на семью крестьянина)
Занятие 2. Древнерусское государство: особенности социально-экономического и политического развития в X –XII вв. (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинара-коллоквиума
Вопросы, выносимые для рассмотрения:
1. Какие причины обусловили колонизацию Великой Русской равнины славянскими народами?
2. Дайте характеристику природно-климатических, геополитических и других факторов, определивших особенности национального характера, жизненного уклада народов, населяющих территорию и сущность будущего государства.
3. Выявите основные предпосылки образования Древнерусского государства – Киевской Руси.
4. Историк Аверинцев С.С. оценил роль христианства в истории Руси следующим образом: «Только с принятием христианства русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения… она стала культурой в полном значении этого слова».
5. Прокомментируйте высказывание и выскажите свою точку зрения на роль христианства в истории Русского государства.
6. Какие, на ваш взгляд, исторические периоды Древней Руси являются дискуссионными?
7. Назовите и обоснуйте причины и последствия раздробленности Руси. Приведите точки зрения историков на это историческое событие.
Занятие 3. Русь между Востоком и Западом (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–обсуждение в группах
Вопросы, выносимые для обсуждения:
1. Можно ли рассматривать раздробленность Руси в начале XII в. как закономерный этап исторического процесса?
2. Чем объяснить отличительные особенности социально-экономического и политического устройства Русского государства, и какой отпечаток они накладывали на его будущий облик?
3. XIII век, как в истории Руси, так и в истории Запада, оказался переломным. Для Европы переломный момент заключался в активном ее продвижении по пути прогрессивного развития. Русь оказалась перед проблемой: как сохраниться и выжить? Причем, угроза была реальной как с Востока, так и с Запада. Используя исторические знания, объясните, почему угроза с Запада была более опасной для Руси, нежели с Востока?
4. Охарактеризуйте особенности взаимоотношений между русскими землями и Золотой Ордой (социально-политическое развитие и управление, судьба православной церкви).
5. Выявите общее и особенное в Новгородской земле, Литовской и Северо-Восточной Руси.
6. Почему князья Северо-Восточной Руси выступили инициаторами противостояния Золотой Орде?
7. Представитель евразийского течения Н.С. Трубецкой так оценил роль Александра Невского в судьбе Руси: «Александр увидел в монголах дружественную силу в культурном смысле, силу, которая помогла ему сохранить и консолидировать русскую культуру, сохранить ее идентичность от латинского Запада». Какие, на ваш взгляд, исторические мотивы легли в основу этого вывода? Приведите ваши аргументы в подтверждение этой мысли.
Занятие 4. Формирование единого русского государства. Московское государство в эпоху Ивана III и Ивана IV (2 час.) с использованием метода активного обучения – семинар–круглый стол
Вопросы, выносимые для обсуждения на круглом столе:
1. Предпосылки объединения русских земель в единое государство: социально-экономические, политические, духовные.
2. Преобразовательная деятельность Ивана III. Почему его при жизни называли Великим?
3. «Избранная рада» и опричнина, их роль в решении задач централизации.
4. Российское самодержавие: предпосылки, сущность, особенности.