Занятие 4. Подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам (2 час./-), с использованием метода активного обучения «Решение ситуационных задач»

В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.

Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.

Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.

При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.

Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.

Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.

Метод направлен на формирование общекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки

1. Подсудность. Общие правила определения подсудности дел арбитражным судам.

2. Виды подсудности.

3. Подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан-предпринимателей.

4. Передача дел из одного арбитражного суда в другой.

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству имущественных отношений РФ об обязании ответчика передать в государственную собственность г. Москвы нежилые помещения, находящиеся в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Селезневская, д. 11а, стр. 2. В исковом заявлении истец указал, что передача спорных нежилых помещений из федеральной собственности в государственную собственность г. Москвы предусмотрена распоряжением Правительства РФ. Однако ответчик указанные обязательства не исполнил.

Решением арбитражного суда первой инстанции иск был удовлетворен.

Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что производство по делу должно быть прекращено в связи с неподсудностью данного спора Арбитражному суду г. Москвы. Поскольку спор возник между Российской Федерацией и субъектом РФ, он должен быть отнесен к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ.

Как должен быть разрешен вопрос о подсудности судом апелляционной инстанции?

Можетли производство по делу быть прекращено в связи с неподсудностью дела?

Задача 2.

Определите вид территориальной подсудности и суд, ко­торому подсуден спор:

а) об оспаривании решения третейского суда, находящегося в Че­лябинской области, если истец находится на территории Свердловс­кой области, а ответчик — на территории Пермской области;

б) о признании и приведении в исполнение арбитражного реше­ния суда г. Нью-Йорка, вынесенного в пользу фирмы «Интеринкор-порейшн», имеющей свое представительство в г. Москве, о взыска­нии с ЗАО «Прогресс», находящегося в г. Санкт-Петербурге, задолженности по поставке товаров в размере 2,7 млн руб.

в) о взыскании с ЗАО «Стрела», находящегося в Ханты-Мансий­ске 300 тыс, руб. по вексельному обязательству в пользу ООО «Крис­талл», находящегося в г. Екатеринбурге, если платеж должен быть со­вершен в г. Екатеринбурге;

г) о расторжении договора аренды по требованию арендодателя, находящегося в Свердловской области, к арендатору, находящемуся в Краснодарском крае;

д) о взыскании убытков, причиненных ИП Федорову А.А., про­живающему в Курганской области, неисполнением договора подряда, заключенного с ООО «Строитель», находящимся в Пермской об­ласти;

е) по требованию ОАО, расположенного в г. Нижнем Тагиле, к 000, расположенному в г. Красноярске, о признании права на зда­ние, находящееся в г. Нижнем Новгороде;

ж) об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя службы судебных приставов Верх-Исетского района г. Екатеринбур­га Скворцовой А.Ф. о наложении ареста на имущество 000 «Факел», расположенного в Кировском районе г. Екатеринбурга. Решение о наложении ареста на имущество принято Арбитражным судом Челя­бинской области.

Занятие 5. Характеристика лиц, участвующих в деле и лиц, содействующих осуществлению правосудия (2/- час.), с использованием методов активного обучения – «Решение ситуационных задач», «Анализ конкретных ситуаций (case-study)», Метод разыгрывание ролей (ролевая игра).

Наши рекомендации