Типы политических идеологий
Понятие и сущность политической идеологии. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, актуализированный. Функции идеологии: познавательно-воспитательная, нормативно-ценностная, интегрирующая, мобилизационная.
Типы современных идеологий, социально-экономические и теоретические предпосылки их возникновения, основные политические идеи.
Либерализм. Основоположники классического либерализма. Ключевые идеи либерализма об условиях самореализации индивида, государственном регулировании частнособственнических отношений, развитии демократии. Кризис либерализма в XX в. Особенности политической доктрины неолиберализма.
Консерватизм — идеология и политика сохранения традиционных форм общественной жизни. Основоположники консервативной идеологии. Основные идеи классического консерватизма о значении традиционных ценностей, «элитарной демократии» и частной собственности, о границах свободы личности и социальной роли государства. Эволюция консервативной идеологии во второй половине XX в.
Социалистическая идеология. Социальные предпосылки формирования социалистической (коммунистической) идеологии. Вклад в ее теоретическое обоснование, оформление и распространение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Политические идеи коммунистической идеологии.
Социал-демократическая идеология как доктрина постепенного (мирного) преобразования, «социализации» капиталистического общества. Сущность политического идеала социал-демократии — «демократического социализма». Ключевые идеи социал-демократической идеологии.
Фашизм как идеология и правоэкстремистское политическое движение. Причины его возникновения. Реакционная сущность политических идей фашизма. Разновидности фашизма как политической практики. Социальная база современного фашизма. Неофашизм.
Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый АД. де Трасси во время Великой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.
С XVIII в. по настоящее время ученые и общественные деятели по-разному истолковывают сущность идеологии как духовного явления, ее влияние на политику и социальные процессы. Причем их мнения не совпадают или диаметрально противоположны:
► идеология — форма иллюзорного сознания как отражения противоречивого бытия и социально-политических интересов (К. Маркс);
► идеология — интеллектуальная система «добровольной мистификации», которая сплачивает людей и которой свойственны сознательная ложь, обман, сокрытие истины (К. Мангейм);
► идеология — разновидность коммуникации, направленной на поддержание сплоченности политического сообщества (Г. Лассуэл);
► идеология есть теоретическое обоснование (выражение) идеалов, ценностей и интересов общества (государства), социальной группы или партии (движения), средство преобразования социально-политической действительности (марксистско-ленинская концепция);
► существование идеологий бессмысленно, неизбежен «конец идеологий» (Д. Белл, Э. Шиле, С. Липсет, Р. Арон);
► необходимо различать две формы идеологии — политическую идеологию прошлых эпох и современную идеологию, возникшую в условиях индустриального общества; последняя свободна от некоторых элементов «ложного сознания» (Ю. Хабермас);
► идеология — система ценностей данного общества, которая легитимирует существующий в обществе порядок господства (Т. Парсонс, К. Ленк).
Причины такого «разброса» мнений в интерпретации социальной роли идеологии:
► идеология всегда выражала интересы господствующих классов, властвующей элиты, служила инструментом политических спекуляций, манипулирования массовым сознанием;
► все известные человечеству идеологии заявляли о своем великом призвании изменить мир, однако провозглашенные ими идеалы и ценности оказались утопичными или реализованными лишь частично;
* известные в истории идеологии нередко служили источником политического противоборства и дестабилизации общественных отношений;
► каждая идеология догматична и авторитарна: задает жесткие модели массового сознания и поведения, требует от человека устойчивой веры в идеалы, принципы и ценности, которые она исповедует.
Политическая идеология — это система взглядов, идей и ценностей, выражающих интересы субъектов политики, их отношение к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества.
Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему идей и ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического мировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика — взаимообусловленные духовные явления. Идеалы, нормы и принципы переводятся на язык политических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, социально-политическая практика служит основой для корректировки, творческого развития и обогащения идеологических концепций.
Уровни функционирования политической идеологии:
► теоретико-концептуальный (политическая философия);
► программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты);
► актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии — усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общественной практике).
Функции идеологии:
► познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культуры личности и общества);
► нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, усвоение которых освещает путь социальной практике;
► интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консолидирующим фактором политической системы);
► мобилизационная (предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия, корректировки и реализации управленческих решений).
Современные политические идеологии
Политическая история дает нам наглядное представление о социальной роли многих идеологических доктрин. Их детальный анализ не входит в предмет политологии. Задача студента, изучающего учебный курс политологии, заключается в том, чтобы уяснить характерные свойства наиболее влиятельных политических идеологий современности (см. рис. 3.13)
Либерализм
Либерализм как идеология оформился в Новое время в борьбе против феодальных порядков. Сегодня это одна из влиятельнейших идеологий. Либерализм унаследовал прогрессивные идеи античности и сформировался в конце XVII—XVIII вв. на базе политической философии Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. С. Милля, А. Смита, И. Бентама, А. де Токвиля и других мыслителей.
Рис. 3.13. Влиятельные политические идеологии |
Основные идеи либерализма:
► признание личности высшей ценностью, уважение ее прав и свобод;
► равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством;
► народовластие и политический плюрализм;
► конституционализм и разделение властей;
► свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере;
► ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.
В XX в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных целей возникла новая форма либеральной идеологии — неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины XX в. и стал доминировать в этой влиятельной идеологии современности.
Сущность политической программы неолиберализма:
► главное условие самореализации индивида — зрелое гражданское общество и правовое государство;
► государство вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость — гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант;
► консенсус управляющих и управляемых; развитие промышленной демократии посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе;
► предпочтительность использования плюралистических форм организации и осуществления политической власти.
Носителями идеологии либерализма являются политические партии.
Первые политические партии либералов возникли в XIX в. В 1947 г. 32 партии объединились в «Либеральный интернационал». Одной из самых первых и влиятельных в прошлом была либеральная партия Великобритании (образована в 1832 г.). Обладают большим политическим весом в своих странах Итальянская либеральная партия (образована в 1922 г.), Либеральная партия Швейцарии (образована в 1923 г.), Демократическая партия США (образована в 1828 г.).
Консерватизм
Возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. «Духовные отцы» консерватизма — Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Кортес, Р. Пиль.
Консерватизм — это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим испытание временем, апробированным формам социально-политической организации общества. Ее смысл в иронической форме выразил У. Черчилль, британский политик: «Опасайтесь ненужных нововведений, особенно если они логически обоснованы».
Политические идеи консерватизма:
► традиционные нормы жизни общества — главная движущая сила прогресса;
► исходные ценности — порядок в обществе, стабильность государства;
► власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «элитарной демократии» считают, что политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы);
► свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;
► частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство — естественные жизненные начала; частная собственность — гарант личной свободы, защиты социального порядка;
► безнадежно несовершенна природа человека и его пороки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного развития, социального статуса);
► государство не «дойная корова»: «социальное попечительство» государства порождает иждивенчество (именно иждивенчество — источник «революций растущих притязаний»; помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить).
Консерватизм, как и либерализм, — развивающаяся идеология. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929—1933 гг. — кейнсианские идеи умеренных социальных реформ и государственного регулирования экономикой. После второй мировой войны консерватизм эволюционировал в сторону либеральных ценностей. В 1970 — 1980 гг. сложился современный тип консерватизма — неоконсерватизм.
Политические идеи неоконсерватизма:
► эффективное государство; усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы;
► индивидуальная свобода и поведение человека не могут «выходить» за рамки традиционных ценностей общества (это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития);
► укрепление духовности, моральных основ общества, приоритеты семьи и религии;
► развитие институтов гражданского общества;
► стабильность общества, опирающаяся на уважительное отношение граждан к закону; моральная ответственность гражданина и государства, их взаимопомощь.
Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, партии христианско-демократической направленности в европейских странах. Христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и
Европейскую народную партию. Интересы консерваторов представлены также в Европейском демократическом союзе.
Коммунистическая идеология
Получила теоретическое обоснование и оформление в XIX в. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Коммунистическая идеология по своей сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.
Политические идеи коммунистической идеологии:
► капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму;
► построение социально справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии;
► социализм = обобществление + плановая экономика;
► от каждого — по способностям, каждому — по труду;
► всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком;
► социализм — переходный этап на пути к коммунизму — подлинно справедливому и свободному обществу.
Носители коммунистической идеологии — коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек (86 млн. приходилось на 15 социалистических стран). В 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов. Наиболее влиятельными компартиями являлись КПСС, КПК, Итальянская, Французская, Испанская, Португальская, компартии Финляндии, Греции, Кипра, Чили.
Попытки реализовать марксистско-ленинскую версию социализма в СССР, странах Восточной Европы и Азии потерпели неудачу. Драматический исход социалистического эксперимента обусловлен рядом объективных и субъективных причин: внутренней противоречивостью и догматизмом коммунистической идеологии; неверным выбором путей, средств и способов достижения гуманных целей; грубыми и непоправимыми ошибками политических лидеров; консерватизмом стратегии и тактики КПСС, ее монополизмом в коммунистическом движении, другими причинами. Желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами обернулось прямо противоположным результатом.
Крах социального эксперимента, которому положила начало Октябрьская революция 1917 г., значительно ослабил влияние коммунистических идей в современном мире. Однако и в наши дни коммунисты продолжают свою деятельность и по-прежнему ищут альтернативу капиталистической системе.
Социал-демократическая идеология
В XX в. западноевропейские социал-демократы, отмежевавшиеся от коммунистической идеологии, осуществили многие идеи социалистического движения.
Социал-демократическая идеология — доктрина постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал — «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий.
Политические идеи социал-демократической идеологии:
► социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов социального партнерства — свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернштейна «конечная цель — ничто, движение — все»);
► социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;
► государственное регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства — гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества;
► движение к социализму — это творческий поиск, практическое воплощение и обогащение новых форм политической, экономической (рабочего самоуправления), социальной демократии, укрепление духовно-нравствен- ных основ общественного развития;
► движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоденствия».
Социал-демократия возникла на почве западноевропейского рабочего движения. Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом
I Интернационал (1864 г.) ускорил процесс формирования массовых социалистических партий. В 1889 г. они образовали
II Интернационал, в котором и РСДРП имела своих представителей. После смерти Ф. Энгельса в этой международной политической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали сотрудничество с западноевропейской социал-демократией, подвергли острой критике ее реформистский курс, а затем образовали в 1919 г. III Коммунистический интернационал.
Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, других стран. Они образовали в 1923 г. Социалистический интернационал. Сегодня он объединяет партии и общественные организации более 50 стран. «Духовные отцы» западноевропейской социал-демократии — Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, К. Реннер, Л. Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского, Ф. Миттерана, П. Моруа.
В современных условиях негативное влияние на общественное сознание в некоторых странах оказывает фашизм — идеология и правоэкстремистское политическое движение, сформировавшееся в Италии, Германии и Испании в 20—30-е гг. XX в.
Политические идеи фашизма:
► расизм, шовинизм, антикоммунизм;
► подавление демократических прав и свобод, насилие и агрессия как средства утверждения политического господства;
► автократический политический режим, тотальная власть государства; жесткий контроль сознания и поведения граждан;
► культ вождя; однопартийная диктатура;
► милитаризация всех сфер жизни общества.
Фашизм — опаснейший противник общественного прогресса, «черный знак» XX в. Фашистские партийные лидеры явились непосредственными инициаторами второй мировой войны (1939 —1945 гг.), главным виновником гибели в ней 50 млн. человек. Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во второй мировой войне силами антигитлеровской коалиции (при решающем участии СССР) спас мир от фашистского порабощения.
Главной причиной возникновения фашизма ошибочно считать случайные обстоятельства или злой умысел некоторых политических лидеров. Он явился своеобразной реакцией на глубокий социальный кризис в Италии и Германии, неустойчивость молодых демократических режимов, на злоупотребления и коррупцию государственных чиновников.
Истории известны несколько разновидностей фашизма: итальянский, немецкий, испанский, португальский, аргентинский, греческий, японский, чилийский и др.
Исторические формы фашизма различны и отражают национальные особенности. Но сущность этой идеологии и политического движения остается неизменной.
Социальная база современного фашизма — маргинальные (деклассированные, люмпенизированные, индифферентные или колеблющиеся в сторону реакции) слои общества. В ФРГ, США, Италии и других странах сегодня действуют неофашистские группы. Влияние их незначительно. Однако нельзя недооценивать их реальной опасности для личности, общества и государства.
Тема 18
Политические конфликты и кризисы
Политический конфликт как закономерное социальное явление. Природа политического конфликта. Признаки политического конфликта. Стадии развития политического конфликта. Типы политических конфликтов: интересов, ценностей, идентификации. Основные виды политических конфликтов: межличностные, групповые, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне. Технологии управления политическими конфликтами. Условия и этапы разрешения конфликтов.
Политический кризис. Типы политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический. Формы политических кризисов: легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения. Пути и средства преодоления кризисов политического развития.
В политическом процессе проявляются острые разногласия и конфликты. Они неизбежны и закономерны. Субъекты политики выражают различные, нередко противоположные интересы. Не совпадают их взгляды, цели и ценностные ориентации. Это порождает противоречия и конкурентную борьбу.
Политические конфликты дестабилизируют общество. Но они же и предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Политические конфликты можно назвать важным источником обновления, преобразования социально-политической действительности.
Политика конфликтна по своей сути. И мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (это сделать невозможно), а в умении управлять ими, не допустить разрушительных последствий для общества.
Немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф сделал обоснованный вывод: «Социальные конфликты, т.е. систематически вырастающие из социальной структуры противоречия, принципиально нельзя «разрешить» в смысле окончательного устранения».
Политический конфликт — одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.
Признаки политического конфликта:
► наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
► несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;
► непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов.
Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне.
Причины (источники) политических конфликтов:
► несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;
► противоречия между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;
► несовместимость политических целей, интересов и ценностей;
► ошибки и некомпетентность правящей элиты.
Каждая из перечисленных причин или их совокупность могут быть источником политических конфликтов в обществе.
Стадии развития политического конфликта: начальная, эскалации конфликта, конфликтные действия, разрешение конфликта.
Начальная стадия — возникновение конфликта. Проявляется в недовольстве конкурирующих субъектов, недоброжелательных взаимных обвинениях. Стороны «обозначают» несовпадающие или противоположные интересы, цели и ценностные установки. Одновременно разрабатывается стратегия и тактика конфронтационных действий. Ведутся переговоры с возможными союзниками.
Стадия эскалации конфликта характеризуется обострением, расширением масштабов конфликта. Соперники выступают с публичными заявлениями о несовместимости интересов, ценностей и целей. Они консолидируются с союзниками, настойчиво выдвигают взаимные претензии и требования.
Конфликтные действия выражаются в том, что конкуренты переходят к активным, жестким акциям, направленным надое- тижение своих целей и интересов. Словесные «баталии» сопровождаются взаимными угрозами, захватом и удержанием спорных объектов, использованием «силовых» методов.
На стадии разрешения (урегулирования) конфликта побеждает одна из сторон или соперники приходят к соглашению, принимают условия посредников по нормализации политических отношений.
Типы политических конфликтов:
► интересов (ущемление или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики; ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников);
► ценностей (расхождения между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройства государства, преодоления кризисных процессов в стране);
► идентификации (неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношений с государственной властью).
Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, глобальными (международными), долговременными и кратковременными. В учебной литературе встречается и более развернутая типология политических конфликтов.
Чтобы урегулировать политический конфликт, им необходимо грамотно управлять. Немецкий ученый Р. Дарендорф обоснованно отмечал: кто умеет справляться с конфликтами путем их признания и регулирования, «тот берет под свой контроль ритм истории», а тот, кто не использует такую возможность, «получает этот ритм себе в противники».
Управление конфликтными отношениями предполагает:
► выяснение причин конфликта, мотивов и характера поведения его участников;
► изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе; прогнозирование его масштабов и последствий;
► поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликта;
► установление и согласование сторонами норм и процедур разрешения конфликта;
► организацию переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;
► предложение политическим соперникам взаимоприемлемых решений, «правил игры», моделей поведения.
Управление конфликтом — это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью их примирения, устранения разногласий между ними.
Используются различные технологии управления конфликтами. Они используются и для эскалации конфликтов в пользу заинтересованных, и в целях их предупреждения, урегулирования.
Политической наукой выработаны универсальные принципы формирования и реализации технологий урегулирования конфликтов:
► вскрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений их субъектов;
► общественный и государственный контроль конфликтов, оперативное реагирование на них с тем, чтобы предотвратить разрушительные социальные последствия;
► обязательное создание специальных (состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, общественности) институтов по урегулированию конфликтов (они призваны организовать диалог, переговоры конфликтующих сторон, их консультирование);
► изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликтов, их учет в стратегии и тактике управления конфликтными отношениями;
► налаживание коммуникации, переговорного процесса участников конфликта, побуждение их к добровольному (без давления извне) соглашению, примирению.
Политические кризисы
Противоборство субъектов политики и неспособность общества урегулировать острые разногласия и противоречия между ними может привести к политическому кризису и даже распаду политической системы.
Политический кризис — это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недоверие масс правящей элите страны. В свою очередь, международный политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами и может обернуться локальной или мировой войной.
Политологи различают несколько типов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.
Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом.
Парламентский кризис свойствен представительным органам власти. Проявился в Беларуси в 1994 — 1996 гг. После принятия 15 марта 1994 г. Конституции страны Верховным Советом не были назначены новые выборы в парламент. Парламент продолжал действовать как монополист власти, незаконно продлил свои полномочия на 2 года. Игнорировал политические решения Президента. Принял немало «сырых» законов и постановлений. Политическая конфронтация Парламента, Президента и Конституционного Суда негативно отражалась на стабильности общества. В центре конфликта был вопрос о форме правления в стране — президентской или парламентской.
Конституционный кризис отражает острые политические разногласия в обществе по поводу конституционных норм государства. Имел место в Беларуси в 1996 г. Парламент отказался рассмотреть президентский проект изменений и дополнений действующей Конституции. В то же время конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил конституционный кризис.
Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти.
Классический пример — общенациональный политический кризис в России в сентябре—октябре 1917 г. Он охватил все сферы социально-экономических и политических отношений. Временное правительство поставило страну на грань национальной катастрофы. Валовая продукция промышленности сократилась в 1917 г. по сравнению с 1916 г. на 36,4 %. С марта по октябрь 1917 г. в стране было остановлено до 800 предприятий. Началась массовая безработица. Резко возросла стоимость жизни. Стране грозило финансовое банкротство.
Ситуация в стране вызвала массовое недовольство рабочего класса и крестьянства. «Низы» не хотели жить по-старому, а «верхи» не могли управлять по-старому. Большевики умело использовали эту социально-политическую обстановку и пришли к власти.
Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.
Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962г. Главными его субъектами были США и Советский Союз.
США постоянно нарушали границы Кубы, оказывали на нее жесткое давление, готовились к вторжению на ее территорию. В нарушение норм международного права США объявили о блокаде Кубы, о досмотре всех судов, следовавших в кубинские порты. К берегам Кубы Пентагон подтянул 180 военных кораблей с 85 тыс. матросов на борту. В воздухе постоянно находилось до 20 % самолетов стратегической авиации с атомными и водородными бомбами.
Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны — разместить на территории Кубы оружие стратегического назначения. Эта просьба была удовлетворена. В СССР были проведены мероприятия военного характера.
В результате агрессивной политики США и ответной реакции Советского Союза возник острый международный кризис, угрожавший перерасти в мировую термоядерную войну. Это заставило США трезво оценить ситуацию и сесть за стол переговоров.
Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 г., вызвавшая массовые протесты мировой общественности.
В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов: легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения.
Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.
Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.
Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминирующей в обществе политической культуры.
Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.
Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.
Пути преодоления политических кризисов:
► кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления для обеспечения поддержки органов власти населением;
► кризиса участия — ускорение преобразований политической системы, способствующих вовлечению в управление государством возможно большего числа граждан, совершенствование системы представительства социальных интересов;
► кризиса идентичности — разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая отвечает потребностям социальной модернизации и способствует устранению предубежденности граждан в чужеродности политической системы;
► кризиса распределения благ — обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение новых методов хозяйствования и принципов распределения материальных и духовных благ, адекватных условиям рыночных отношений;
► кризиса проникновения — реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
РАЗДЕЛ III
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выберите полный ответ на контрольный вопрос
3.1. Политический процесс — это:
□ а) представление групповых интересов институтам власти;
□ б) разработка концепций (проектов, программ) общественного развития;
□ в) политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении).
3.2. Политический процесс «существует» в режимах:
□ а) реорганизации институтов государственной власти;
□ б) информационного обмена между субъектами политики;
□ в) функционирования, развития и упадка политической системы.
3.3. Признаки режима функционирования политического
процесса:
□ а) политическая система гибко приспосабливается к общественной среде;
□ б) власть использует традиционные механизмы господства;
□ в) стабильное социально-экономическое развитие.
3.4. Признаки эволюционного процесса:
□ а) преобразования осуществляются насильственными средствами;
□ б) проводятся системные реформы в атмосфере гражданского согласия;
□ в) неэффективность государственной политики.
3.9. Политическая модернизация означает:
□ а) кризисное состояние общества;
□ б) внедрение западных стандартов и ценностей жизни;
□ в) реформирование общества на основе демократических ценностей.
3.5. Признаки стабильного политического процесса:
□ а) ужесточается политический режим;
□ б) ситуация в обществе ухудшается;
□ в) динамичное социально-экономическое развитие.
3.6. К демократическому стилю управления относится политический лидер, утверждающий:
□ а) личную монопольную власть;
□ б) власть закона и норм демократии;
□ в) атмосферу страха и принуждения.
3.7. Выборы в современном обществе являются:
□ а) пропагандой преимуществ политической системы;
□ б) демократическим механизмом формирования институтов власти;
□ в) средством самоутверждения политиков.
3.10. Политическая культура — это:
□ а) знания о политике;
□ б) форма общественного сознания;
□ в) политические ценности, убеждения, мотивы, нормы и образцы поведения.
3.11. Структура политической культуры включает компоненты:
□ а) познавательный и оценочный;
□ б) психологический;
□ в) познавательный, эмоционально-чувственный, оценочный, поведенческий.
3.12. Нормативно-ценностная функция политической культуры проявляется:
□ а) в усвоении гражданами знаний о политике;
□ б) в разрешении конфликтов;
□ в) в регулировании поведения граждан посредством политических ценностей.
3.13. Какой из критериев является основным в определении типа национальной политической культуры?
□ а) авторитет политических институтов;
□ б) содержание и устойчивость ценностных ориентации граждан;
□ в) соблюдение традиций и обычаев общества.
3.14. Политические культуры современных обществ взаимосвязаны:
□ а) на основе принципа «низшие — высшие»;
□ б) как самостоятельные духовные системы.
3.15. Характерные черты демократической политической культуры:
□ а) ориентация на политические ценности клана, племени, рода;
□ б) пассивное отношение граждан к политической системе;
□ в) сознательное и активное политическое участие.
3.16. Политическая социализация — это:
□ а) усвоение человеком политических концепций и теорий;
□ б) овладение нормами политического поведения;
□ в) процесс политического становления и развития личности.
3.17. Определяющие факторы политической социализации:
□ а) макросреда, образование и воспитание;
□ б) микросреда и социально полезная деятельность;
□ в) социальное положение личности, ее особенности и при- родно-географические условия существования;
□ г) все указанные факторы являются определяющими.
3.18. Плюралистический тип политической социализации отличается тем, что гражданин:
□ а) негативно относится ко всем политическим системам;
□ б) ориентируется на противостояние с политической властью;
□ в) уважает демократические нормы поведения и отношений.
3.19. Политическая идеология — это:
□ а) форма иллюзорного сознания;
□ б) доктрина, охраняющая политический режим;
□ в) система взглядов, идей и ценностей субъектов политики.
3.20. Что определяет прогрессивное влияние идеологии на общественное развитие?
□ а) воля и желание носителей идеологии;
□ б) степень овладения идеологией политическими лидерами;
□ в) демократичность идей и ценностей идеологии, усвоенных гражданами.
3.21. Определите, какие политические идеи свойственны либерализму, консерватизму, коммунистической и социал-демократической идеологии:
□ а) свобода личности = свобода экономическая + правовое равенство граждан + ограниченное государственное регулирование + народовластие и политический плюрализм ( );
□ б) социально справедливое общество = обобществление производства + плановая экономика + всестороннее развитие личности ( );
□ в) «демократический социализм» = смешанная экономика + рыночные отношения + высокое качество жизни граждан ( );
□ г) стабильное общество и государство = традиционализм + конституционализм и законность + власть элиты + экономическая свобода + моральная ответственность государства и гражданина ( ).
3.22. Политический конфликт отражает:
□ а) острые противоречия между субъектами политики;
□ б) массовое недовольство инфляцией;
□ в) недоразумения между политическими лидерами.
Проблемные задачи для осмысления и решения