Тема: «Сущность государства и демократии»
ЗАНЯТИЕ №28
Цели:
1. Обучающая: сформировать знания о понятиях: государство, демократия.
2. Развивающая:формировать умение анализировать основные социальные и политические процессы: состав и структура органов государственной власти в Республике Беларусь.
3. Воспитательная: формировать объективное отношение к государственной власти, культуру социальных и политических отношений, политическую культуру учащихся.
Тип занятия:изучения и применения новых знаний.
Вид занятия:комбинированный урок.
Оборудование: схема «Функции государства», мультимедийная презентация «Государство и демократия».
Ход занятия:
Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (вводный)
1.Подготовка учебного материала, необходимого оборудования, концентрация внимания учащихся.
2. Анализ контрольной работы по теме (модулю) 8 «Политика и власть».
Этап 2. Операционно-познавательный (основной)
Вопросы для изучения новой темы:
1. Происхождение государства.
2. Основные признаки и функции государства.
3. Формы государства и их характеристика.
4. Основные принципы и предпосылки демократии.
Вопрос №1. Термин «государство» относится к числу наиболее употребляемых как в политологии, так и в обыденных разговорах о политике. Государством часто называют страну, в которой живут, словом «государство» обозначают аппарат управления, органы власти, наконец, государство понимается как носитель власти, нечто отдающее приказы и распоряжения.
Каков же истинный смысл понятия «государство»? Это основной институт политической системы. Государство концентрирует в себе властные отношения и выступает ведущим субъектом управления обществом.
Понятие «государство» в политической литературе употребляется в двух значениях. Во-первых, государство рассматривается как общность людей, проживающая на определённой территории и организуемая органами государственной власти. Во-вторых, государство понимается как система организаций, учреждений и институтов, обладающих верховной властью на данной территории.
Когда и почему возникло государство?
Аристотель полагал, что люди как социальные существа неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство.
Государство необходимо им как средство защиты личных интересов и достижения общего блага.
В средние века утвердилась теория божественного происхождения государства.
В XVII- XVIII вв. возникли теории общественного договора (основоположники Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, Дж. Локк). Суть этих теорий в трактовке государства как результата договора, заключённого между членами общества, суверенным правителем и подданными. Причины заключения договора объясняются по-разному. Гоббс оценивал естественное, догосударственное состояние общества как «войну всех против всех».
Постоянное опасение людей за свою жизнь, собственность и безопасность переросло в убеждение, что необходимо кого-то облечь властью, которая обеспечит порядок и обуздает агрессивность отдельных индивидов. Так был заключён общественный договор, передавший атрибуты власти суверенному, абсолютному монарху.
Некоторые теоретики прошлого утверждали, что главный источник возникновения государства – покорение (посредством насилия) слаборазвитых народов более сильными и воинственными народами.
Поэтому оно не имеет права на существование и должно быть уничтожено.
Завершающую интерпретацию эта идея получила в теориях анархистов
М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина.
В противоположность анархистской концепции, не приемлющей государство как институт принуждения и неограниченной власти, в XIX в. получили распространение идеи Г.Гегеля и Ф.Ницше. Эти теоретики рассматривали государство как могущественную (силовую) организацию общества, способную надёжно защищать человека, управлять совместной жизнедеятельностью людей. Они называли государство институтом, стоящим выше моральных ограничений, прав и свобод отдельной личности.
Согласно марксистской концепции, главные причины возникновения государства – общественное разделение труда, возникновение классов, непримиримость классовых взаимоотношений. Государство образовал экономически господствующий класс для защиты своих интересов, подавления сопротивления и недовольства угнетаемых. Как подчёркивал В.И.Ленин, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы».
Таким образом, государство – это историческое явление. Оно появилось как организация, призванная обеспечивать целостность общества, представлять, защищать и удовлетворять его интересы.
Вопрос №2.В мире существует множество государств. Сопоставив сведения о разных государствах, можно найти повторяющиеся черты и признаки, которые и позволяют приблизиться к пониманию этого явления.
Во-первых,обязательным признаком любого государства является территория. Она составляет физическую, материальную основу государства.
Так же как не существует государство без территории, невозможно оно и без населения. Это ещё один важнейший признак государства. Третьим признаком государства является наличие специального государственного аппарата. Это различного рода представительные учреждения – парламенты, где работают избранники народа, исполнительно-распорядительные органы – правительства, мэрии, муниципалитеты, исполкомы. А также суды, прокуратура, милиция, полиция, вооружённые силы. Обязательным признаком государства является суверенитет – верховная власть на территории страны, именно его приказы и распоряжения на данной территории являются главными и непререкаемыми.
Именно государство призвано осуществлять те функции, без которых нормальное существование общества невозможно. Эти функции принято разделять на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
- защита существующего строя, экономической и социально-политической системы общества;
- регуляция экономической жизни;
- издание законов и соблюдение правопорядка;
- регуляция отношений между социальными группами и слоями.
Внешние функции:
- обеспечение целостности и безопасности страны;
- защита экономических и политических интересов на международной арене;
- отношения с другими странами, сотрудничество и участие в международных делах.
Вопрос №3 Первые государства появились ещё на древнем Востоке. С тех пор народы «опробовали» множество вариантов государственного устройства. Форма государства – это организация государственной власти, устройство государства в целом. Форма любого государства складывается из следующих компонентов: форма правления, политический режим, национально - территориальное устройство, способы передачи государственной власти.
Формы государственного правления по способу организации власти традиционно делятся на монархии и республики. Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства и передаётся по наследству. Исторически сложилось несколько разновидностей монархии: абсолютная монархия - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. В свою очередь конституционная монархия делится на дуалистическую, в которой монарх наделён преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую, где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими.
Абсолютное большинство современных монархий - парламентские монархии. Ныне почти треть стран мира сохраняют монархию в той или иной форме.
Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Большинство современных государств - республики, которые подразделяются на парламентские, президентские и полупрезидентские, или смешанные.
В парламентских республиках верховенство в системе государственной власти принадлежит парламенту. Он формирует и контролирует правительство. Руководитель правительства - первое лицо в государстве.
Президент обычно ограничивается представительскими функциями, т.е. он мало чем отличается от главы государства в парламентских монархиях.
В современных условиях парламентская форма государственного правления преобладает в Западной Европе.
Президентская форма правления характеризуется верховенством в системе государственной власти исполнительной власти во главе с президентом.
Президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он сам назначает министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не вправе распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе взаимозависимости.
Президент обладает правом вето на решения парламента, парламент же может ограничить действия президента с помощью законов и через утверждение государственного бюджета.
Президентская форма правления нередко превращается в суперпрезидентскую республику, где почти вся власть сосредоточивается в институте президента, который выходит из-под контроля парламента. В таком случае президент фактически обладает диктаторскими полномочиями, а в отдельных странах даже объявляется пожизненно главой государства.
В настоящее время наиболее типичной и демократичной моделью президентского правления являются США. Наибольшее распространение президентская форма правления имеет в странах Латинской Америки, в Африке, Азии и СНГ.
Полупрезидентская, или смешанная республика сочетает в себе элементы парламентской и президентской республик. Её главная черта - двойная ответственность правительства, которое подотчётно в своей деятельности и парламенту, и президенту. Классическая модель полупрезидентской республики - Франция.
Формы национально-территориального устройствахарактеризуют внутреннюю организацию государства, соотношение в нём властных полномочий центральных и региональных органов власти. Исторически сложились три основные формы национально-территориального устройства государства: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Под унитарным государством понимается такая форма государственной организации, при которой государство подразделяется на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый статус. Такое государство имеет единую конституцию, единую систему органов государственной власти на местах, единое гражданство, единый государственный язык. Большинство государств мира являются ныне унитарными. Унитарными государствами являются Швеция, Дания, Беларусь, Франция, Испания, Италия.
Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) - это союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром властных полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти и конституцию, а часто и двойное гражданство. При этом признаётся безусловный приоритет федеральных законов над региональными. Интересы субъектов федерации обычно представляет и защищает специальная палата парламента. К числу современных федеративных государств относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, США, Россия и др.
Конфедерация (от лат. confoederatio – союз) - это союз суверенных государств, который создаётся для осуществления конкретных совместных целей. Конфедерации характеризуются отсутствием единой конституции, правовой и налоговой системы. Финансы центральных органов складываются из взносов, а не налоговых отчислений. Как свидетельствует история, конфедерации неустойчивы и рано или поздно распадаются. В настоящее время классической формой конфедеративного национально-государственного устройства является Швейцария.
Вопрос №4. В современном языке слово "демократия" имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. "Демократия" переводится с древнегреческого как "народовластие" или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, "правление народа, избранное народом и для народа".
Другие значения:
- вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) или через своих представителей (представительная демократия).
- способ организации коллектива, при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления.
- политическое движение, выступающее за демократическое устройство общества (например, социал-демократия, христианская демократия).
Можно выделить следующие характерные принципы демократии:
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.
2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.
3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
5.Разделение власти – принцип, в соответствии с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.
6.Наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство.
Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.
Таким образом, демократия – это политическая форма организации общества и государства, основанная на принципах народовластия, контроля граждан за деятельностью государственных институтов, плюрализма интересов, взглядов и ценностей, свободного духовного самоопределения и гражданской ответственности личности.
Суверенитет народа - важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п.
Важным (вторым) каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует.
Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.
Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.
Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является представительная демократия. Ее суть - в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов
Распространение демократии в мире - сложный и противоречивый процесс. С момента возникновения Афинской республики демократические государства всегда оставались в меньшинстве. В истории человечества после редких "приливов" демократии, расширения числа демократических государств обычно следовали ее затяжные "отливы" - сокращение численности таковых или вообще исчезновение на многие века. Любая ли страна готова к демократии и что она способна дать обществу и отдельным людям - разрушение государственности, хаос и анархию или свободу, порядок и процветание? Ответы на эти вопросы особенно актуальны для Беларуси и ряда других постсоциалистических государств, вступивших на путь демократизации общества.
Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой причинной зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Это доказывает целый ряд исторических фактов. Так, США перешли к демократии еще в XIX в. на преимущественно доиндустриальной стадии, В то же время, несмотря на относительно высокое промышленное развитие СССР, ГДР, Чехословакии, Южной Кореи, Бразилии и т.д., там вплоть до недавнего времени существовали тоталитарные или авторитарные режимы.
От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, как высокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом, приверженностью традиционным формам правления.
Еще одно важное условие демократии - развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется распространенностью газет, радио и телевидения. СМИ помогают гражданам компетентно судить о политике: принимаемых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д. В странах с большой территорией и высокой численностью населения без массовых коммуникаций демократия практически невозможна.
Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в государствах без рынка и частной собственности. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или партийно-государственного аппарата. Она обеспечивает автономию индивида, предохраняет его от тоталитарного государственного контроля, стимулирует развитие у него таких необходимых для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия вполне совместима и со значительным развитием системы государственных предприятий и социального обеспечения.
Рыночная экономика лучше, чем командная хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки демократии, как относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать необходимого для демократии согласия.
Помимо среднего класса опорой демократической формы правления - являются предприниматели - связанная с рынком конкурентная буржуазия.
Принципы плюралистической демократии вполне соответствуют ее образу действий и индивидуалистическому мировоззрению. Формирование демократии обычно идет успешней в больших государствах с развитым внутренним рынком и конкурентной буржуазией. Страны же с односторонней, ориентированной на экспорт экономикой и сросшейся с государством монополистической буржуазией больше предрасположены к авторитаризму.
Общей предпосылкой демократии является грамотность населения, его образованность в целом. Очевидно, что от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство собственного достоинства.
Необразованный человек по существу стоит вне политики и вне демократии, является объектом манипулирования со стороны власти или других политических сил.
Наличие разнообразных экономических и социальных предпосылок не обязательно порождает демократическую форму правления. Однако переход к демократии возможен и наиболее вероятен в индустриально развитых странах с рыночной экономикой, сглаженным социальным неравенством и невысокой конфликтностью, многочисленным средним классом и влиятельной рыночной буржуазией, плюралистической социальной структурой. И, наоборот, в государствах с большим количеством малообеспеченных людей, поляризацией в распределении доходов и имущества и, как следствие, с острыми социальными конфликтами демократия не будет эффективной и жизнестойкой.
Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой менталитет, способы восприятия и осмысления политики, переработанный в человеческом сознании опыт людей, их установки и ценностные ориентации, характеризующие отношение граждан к власти.
Применительно к демократии следует отметить, что с ней совместим лишь определенный тип политической культуры, названный известными американскими политологами Габриэлем Алмондом и Сиднеем Вербой гражданской культурой. Они выделяют три основных типа политических культур: патриархальную, для которой характерно ограничение политического горизонта людей их непосредственными, повседневными жизненными интересами, неосознанность последствий своего участия в политике, своей политической роли; подданническую, при которой гражданин, хотя и может понимать цели и назначение политики, но чувствует и ведет себя как исполнитель приказов политических лидеров, и активистскую (политического участия), носители которой воспринимают себя самостоятельными активными соучастниками политического процесса, ясно осознают свои цели и пути их реализации.
Демократия может укорениться лишь на почве гражданской политической культуры, сочетающей качества активистской и подданнической культур. Такая ее двойственность отражает необходимые для демократии активное участие в политике, способность править - с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства - с другой.
Если одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит "целостная", тотальная политическая культура, рассматривающая государство, общество и индивидов как единое целое и не допускающая автономии личности и политических институтов по отношению к государству. Демократии враждебна и культура, почитающая власть и ее иерархическое устройство, терпимая к политическому насилию.
И, напротив, ей благоприятствует открытая, индивидуалистическая политическая культура, допускающая общественный плюрализм и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничениям и компромиссам.
На политическую культуру и поведение граждан большое влияние оказывает религия. Во многом формируя менталитет, наиболее глубокие структуры политического сознания и мировосприятия людей, религия может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его.
Благоприятное воздействие на утверждение демократического правления оказал протестантизм с его установками на индивидуальную свободу и ответственность, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии.
Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства.
Далеко не все религии стимулируют развитие демократии. Так, например, плохо совместим с ней ислам, особенно его идеи отрицания различий между политикой и религией, между духовной и светской жизнью. Ему чужда сама проблема политического участия граждан. В общем плане демократии препятствуют религии и культуры, не оставляющие личности свободного пространства и выбора и претендующие на совершенство и завершенность, на религиозную регламентацию личной и общественной жизни, ее жесткое подчинение конечным целям.
Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако растущее значение для нее имеет внешнее влияние. Оно проявляется двояко: через прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное и иное воздействие и с помощью влияния примера демократических государств. Как показала история, демократия может быть результатом не только внутреннего развития, но и следствием внешнего воздействия, в том числе с помощью силы. В десятках бывших колоний демократические институты создавались под прямым воздействием метрополий, а в отдельных государствах, например в Доминиканской Республике и ФРГ, - после военной оккупации. Однако в случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.