Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, – ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться» (У. Мизнер).
Человеческая жизнь непредсказуема, в ней бывают не только взлёты, но и падения. На протяжении всей жизни человек приспосабливается к окружающей его среде. С младенчества до старости человек включён в процесс социализации – усвоения социальных ролей и культурных норм. Положение человека в обществе никогда не бывает одинаковым: мы выполняем множество социальных ролей, входим в различные страты, имеем различный социальный статус.
Положение человека в страте на взгляд М. Вебера определяется четырьмя основными критериями : доход, власть, образование, престиж. Положение в той или иной страте не статично. Сорокин ввёл понятие социальная мобильность – изменение места, занимаемого человека или группой людей в социальной структуре.
Социальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Причинами групповой мобильности могут быть социальные потрясения, войны, стихийные бедствия. Индивидуальная мобильность может зависеть от образования, способностей, смены места жительства, изменения семейного положения. Различают вертикальную мобильность – когда человек передвигается вверх-вниз по стратам и горизонтальную – когда передвижение происходит в рамках одной и той же страты. Показателями мобильности являются скорость передвижения и интенсивность. В результате передвижения человек может утратить свой прежний статус и оказаться неспособным приспособиться к новой страте, в рамках которой он оказался. Такие люди называются маргиналами.
В зависимости от мобильности различают открытые общества, закрытые и общества смешанного типа – когда законодательно смена страты запрещена, но на деле возможна. В течении жизни человек может повысить своё образование, неоднократно изменить своё место жительство ( миграция и эмиграция), изменить своё семейное положение, заняться предпринимательской деятельностью, сделать карьеру. Продвигаться вверх по социальной лестнице индивиду, как правило, помогают другие люди, а не только его личные способности. Но многие, достигнув вершин, забывают о тех, кто когда- то им помог, начинают смотреть свысока на своих друзей, которые находятся ниже по социальному статусу.
Я считаю, что поведение человека, который добился в жизни каких – то высот, во многом зависит от его воспитания и от тех жизненных принципов, которых он придерживается. Находясь наверху, нужно всегда помнить, что жизнь непредсказуема, и в один прекрасный день ты можешь оказаться на месте тех, над которыми ты сейчас смеёшься и которых презираешь.
В реальной жизни много примеров, когда человек из простой семьи достигает больших высот. Никита Хрущёв родился в простой крестьянской семье и стал генеральным секретарём КПСС и руководителем Советского государства. Билл Гейтц, родившийся в семье адвоката и отличавшийся плохим поведением в школе, стал одним из самых богатых людей мира. Так же много примеров, когда человек в ходе финансового кризиса в одночасье теряет всё.
Моё положение в обществе, несомненно, будет меняться на протяжении жизни. Но я постараюсь, не смотря ни на какие изменения, оставаться, прежде всего, человеком. Есть вещи, которые гораздо важней, чем социальное положение или материальное благополучие – любовь, дружба, уважение. Всегда думай о том, как живётся людям, которые ниже тебя по социальному положению, оставайся человеком!
«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала – он ее переделывает».
(А.Франс)
Очень трудно представить человека и природу. Нет природы, значит нет человека. Так в чем же смысл высказывания? В данном высказывании автор- французский писатель и литературный критик Анатоль Франс имел в виду, что природа и человек тесно взаимосвязаны. Человек является частью природы. Для начала вспомним, что такое человек и природа. Природа – это весь окружающий мир в многообразных формах. Человек – это целостное, биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов, создатель, носитель культуры человеческого общества, но и природа в некотором роде зависит от человека.
Я полностью согласна с данными высказыванием, потому что на мой взгляд разделить человека и природу невозможно. Человек является детищем природы. Это то самое, что его создало, он же в ответ на это, как ребенок, старается принести пользу, не редко совершая ошибки. Человек связан с природой и биологически и духовно. Ему присущ разум, воля, ценности, присуща и общительность. Он постоянно развивается. И развивается не только благодаря обществу, но и благодаря природе. Если человек и природы взаимосвязаны, то и зависят друг от друга. Влияние природы на человека оказывает немалое значение.
26 декабря 2004 года многочисленные отдыхающие на тайских пляжах наблюдали необычную картину. Из океана на них катилась невиданного размера волна. Практически никто не выжил, это цунами унесло жизни более 170 тысяч человек. Что говорить о влиянии человека на природу. И в итоге обострялись экологические проблемы. Но есть и другой аспект проблемы.
Взглянем на взаимодействие природы и общества- человека, и наоборот. Одним из примеров можно привести то, что природа дает человеку здоровье, то есть мы бываем в лесах, дышим свежим воздухом, природа приучает человека к труду- люди ездят на дачи, обрабатывают землю и получают от этого удовольствие. Влияние человека на природу можно проиллюстрировать и подтвердить следующими примерами : человек создает отечественные сооружения, парки заповедники… Созданы тысячи видов растений и животных .
В заключении хочу сказать, что для человека важно находиться в гармонии с окружающей его природой, так как от нее он черпает нужную ему энергию. К сожалению, в последнее время отношение природы и общества утрачивает свою ценность в мировоззрении людей, но стоит задуматься. Нами жит на этой планете. Нам ее сохранять для своих будущих поколений.
«Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н.А. Бердяев)
Великий русский философ 20 века , Н.А.Бердяев утверждает , что человек будучи частью природы , вместе с тем от нее отличается .Ведь только человек обладает бинарной природой , то есть имеет два начала:
биологическое и социальное. Вот в чем проявляется новизна человека в природе.
А что такое человек? Человек , как отмечает автор , это биосоциальное существо , представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. Почему биологическое существо? Потому что человек-это дитя природы ,часть животного мира .Человек принадлежит к млекопитающим , и образует особый вид- homo sapiens. В то же время человек имеет социально начало оно проявляется в том , что во-первых человек обладает мышлением ,имеет связную речь ,так же человек способен получать знания и развивать трудовые навыки. И все эти способности развиваются благодаря общению с другими людьми. Во-вторых , человек –общественное существо, и формируется только благодаря нахождению в человеческом обществе. И в-третьих ,без влияния других людей, индивид остается на уровне животного . Например, известный мальчик Виктор , из Аверона все свое детство прожил в лесу, без людей и цивилизации .У него отсутствовала речь , Он имел дикие привычки , ходил без одежды , а на протяжении дальнейшей жизни среди людей он так и не научился разговаривать.
Отметим, что на момент рождения человек является индивидом. Под этим терминов понимается какой-то единичный конкретный человек ,рассма-триваемый в качестве биосоциального существа .И на протяжении всей своей жизни индивид усваивает социальные нормы и ценности, тоестьсоциализируется .Именно в процессе социализации индивид превращается вличность. Так называют качества индивида , приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания или духовно –практической деятельности.
Таким образом личность зависит от процесса социализации : кто влияет на ребенка в момент становления , таким и вырастет ребенок.. Например , в романе И.А Гончарова «Обломов» , Илья Ильич Обломов бездельный, ленивый и совершенно не приспособленный к жизни человек. Это является результатом его воспитания. Родители с детства опекали его , все делали за него, даже если речь шла о самых простых вещах , как обувание.
Автор был совершенно прав. Человек является одновременно и биологическим и социальным существом, тем самым и значительно выделяясь в природе.
«Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай». (Гельвеций)
Я думаю, известный французский философ Гельвеций хотел сказать своим высказыванием то, что каждый человек в течение всей своей жизни приобретает и изменяет черты своего характера, обогащает свой социальный опыт под воздействием окружающей его среды, иных индивидов, с которыми данный человек контактирует, и тех жизненных ситуаций, с которыми он сталкивается в течение всего своего существования.
Я согласен с Гельвецием. На мой взгляд, любой индивид, то есть любой конкретный человек, с момента рождения и до самой смерти проходит процесс воспитания, причем на процесс этого воспитания влияет множество факторов. Давайте же поговорим о данных факторах.
Для начала, хотелось бы отметить среди этих факторов социализацию, один из важнейших процессов в жизни людей. В социальных науках под этим термином понимается тот процесс, проходящий в течение всей жизни индивида, в ходе которого он усваивает социальные нормы и ценности. Эти нормы и ценности усваиваются человеком в ходе влияния, как сказал Гельвеций, «всех окружающих его предметов» или, выражаясь языком обществознания, агентов и институтов социализации, то есть тех конкретных людей и социальных институтов, которые отвечают за обучение других людей культурным и другим социальным нормам, помогают в освоении социальных ролей. Приведем пример подобного влияния. Гражданин А. будучи новорожденным не знал никаких социальных норм, не выполнял социальных ролей, не обладал никакими социально значимыми чертами характера. Позже, уже в ходе его жизни под воздействием своей семьи, друзей, школьного коллектива, СМИ и других факторов, у гражданина А. сформировались определенные социальные черты. Именно эти черты делают человека не просто индивидом, а личностью, то есть индивидом, как субъектом отношений и сознательной деятельности. По этому поводу известны слова знаменитого критика ХХ века В. Г. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Но только ли социализация влияет на формирование человека как личности?
Напомним, что Гельвеций назвал человека воспитанником не только окружающих его предметов, но и тех положений, в которых он оказывался. Именно от жизненных ситуаций, в которых оказывался человек, зависит его личный опыт. Как показывает практика, сталкиваясь с различными социальными явлениями, человек узнает как правильно, а как ошибочно вести себя в той или иной ситуации, меняя некоторые черты своего характера. Докажем данное явление примером. Два мальчика, занимающихся одним и тем же видом деятельности, занимающих одни и те же социальные статусы и роли, забрались на крышу школы и стали сбрасывать с нее снег. За подобное правонарушение был созван педсовет. Подобный личный опыт был по-разному воспринят мальчиками. Один из парней принял наказание и попытался исправиться. Второй же взбунтовался, посчитав наказание несправедливым. Данный личный опыт побудил его поступать назло родителям и учителям. Каждый из парней воспринял личный опыт по-разному, по-разному и изменил свое поведение.
Таким образом, мы выяснили, что Гельвеций был прав. На становление и воспитание человека влияет множество факторов, а значит, если мы хотим сделать общество близким к идеальному, идеальными должны быть и все вышеуказанные факторы.
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». (Сенека).
Фраза Сенеки затрагивает проблему формирования общества. Взаимосвязь и взаимозависимость в нем. Ведь общество- это динамичная система, обособившаяся от природы, но тесно с ней с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. И если одна часть системы не функционирует, то рушится вся система.
В своей цитате автор говорит, что в обществе существуют сферы, «камни», как он их называет, которые развиваются и взаимодействуют между собой. В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная. Каждая сфера- это сложное образование, которое состоит из множества элементов. Сферы жизни общества — определенные совокупности устойчивых отношений между социальными субъектами.
Я согласна с мнением автора, ведь в обществе все зависит друг от друга. Даже отдельная сфера не может функционировать, не затронув другую. И очень важно сохранить эту взаимосвяза в обществе, ведь если её не будет, то общество разрушится.
Примером же является наша история. На Руси в первых законах были различные наказания за убийство. Степень жестокости зависела от происхождения человека и его принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример показывает взаимосвязь правовых норм и социальных отношений. Общество находится в постоянном изменении и развитии. И если в стране начнется экономический кризис, то сразу же будет разлад в социальной сфере, что повлечёт за собой крушение духовной сферы. Так произойдет разлад в обществе.
Общество- свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого. В обществе лежит взаимодействие между его членами. Без взаимной поддержки у людей, представляющих общество, всё человечество в целом, нет никаких перспектив к развитию.
«Будучи социальной , личность в то же время индивидуальна , неповторима»
Я думаю , автор в своем высказывании имеет в виду , то что все люди проходят социализацию ,то есть становление личности, в одинаковых условиях :ходят в однотипные школы ,университеты, усваивают единые для всех социальные нормы и ценности .Но не смотря на это , каждый человек является неповторимым ,каждая личность имеет свои самобытные черты.
А что такое человек? Отметим, что человек –это биосоциальное существо , представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. Человек обладает бинарной природой , то есть имеет два начала: биологическое и социальное. С биологической точки зрения , человек –это часть природы, человек принадлежит к млекопитающим и образует особый вид –homo sapiens .С другой стороны человек имеет социальное (культурное )начало : во-первых человек обладает мышлением ,имеет связную речь ,так же человек способен получать знания и развивать трудовые навыки.. Во-вторых , человек –общественное существо, и формируется только благодаря нахождению в человеческом обществе. И в-третьих ,без влияния других людей, индивид остается на уровне животного.
Автор в своем высказывание обращает внимание именно на социальную природу человека. Каждый человек с момента рождения является индивидом.
Индивидом называют конкретного человека , рассматриваемого в качестве биосоциального существа .И на протяжении всей своей жизни индивид усваивает социальные нормы и ценности, то есть социализируется .Именно в процессе социализации индивид превращается в личность. Так называют качества индивида , приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания или духовно –практической деятельности. Стоит заметить, что когда личность формируется в определенную историческую эпоху , то она несет в себе отпечаток той эпохи. И очевидно , что личности двух разных эпох
будут отличаться . К примеру сравним человека в традиционном обществе и индустриальном: в традиционном обществе у личности не ценилась индивидуальность , он следовал мнению коллектива , а в индустриальном напротив, индивидуализм преобладает. Такая же ситуация обстоит с религией , в традиционном обществе религия играет большую роль , а в индустриальном ,общество уже освобождается от прямого влияния религии.
Каждому индивиду присуще самобытное и неповторимое качество, называемое индивидуальностью. Например, А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов, жившие в одну и ту же эпоху, совершенно отличаются друг от друга, их творчества не похожи, они отличаются индивидуальностью их творчества.
Итак, автор был совершенно прав ,в том , что личность социальна, то есть она общественная , но в то же время личность является неповторимой , и индивидуальной.
Блок «ПОЛИТИКА»
«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичерин.)
Я выражаю своё согласие с высказыванием Б. Чичерина по поводу того, что «политическая свобода является высшим развитием свободы личной». Определения: Личная свобода- это свобода человека действовать в соответствии со своими интересами и идеями, опираясь на знания объективных законов развития природы и общества. Политическая свобода- это совокупность правовых норм, определяющих положение человека в государстве. Таким образом, личная свобода человека ограничена и регламентирована действием правовых норм (законов, морального кодекса). Чем больше возможностей и прав определено политической свободой, тем больше возможностей предоставлено человеку для самореализации и самосовершенствования в обществе. Это свобода слова, свобода передвижения, свобода самовыражения. Так как в условиях жёсткого контроля и запрета свободы личности начинаются гонения, преследования и репрессии «вольнодумающих». Примером тому может служить период правления генерального секретаря ЦК КПСС И. В. Сталина. В это время процветала цензура. Интересы Партии ставились над интересами и желаниями всего народа; жизнь простого человека была полностью обесценена и приравнивалась к «стоимости» одного кирпича в большой глухой стене. Не прилично было выделяться из большой толпы, массы народной. Запрещалось общаться с иностранными гражданами и выезжать за границу.
Современное развитое государство имеет более демократичные законы. В них присутствуют больше свобод для всех людей, предоставлены гарантии для незащищённых слоёв населения (инвалидов, пенсионеров, детей и женщин). Современные люди имеют право свободно передвигаться по своей стране. Так и выезжать за границу. Тем самым общаться с другими народами, расширять свой кругозор. Современный человек имеет больше возможностей для образования и повышения своего благосостояния, тем самым повышать свою самооценку и личную ценность.
Из этого всего можно сделать следующий вывод, что, имея больше политических свобод, мы имеем более развитую, думающую личность. И тем самым можем оценить стоимость жизни. Она бесценна.
«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной». (П. Шелли)
Я полностью согласна с позицией автора, касаемо данной темы. П. Шелли волнует вопрос социально-политической идеи жизни общества. Политические и нравственные чувства человека должны быть неотделимы друг от друга. Политика, проводимая государством без учета нравственных ценностей, может превратить государство из демократического в тоталитарное. В то же время, преследование лишь нравственных идеалов, без учета законов политической науки, может сделать государство уязвимым для вмешательства других стран. Отсюда следует, что в равной степени благополучие государства зависит как от грамотного использования политической науки, так и от гуманности и любви к стране ее руководства.
Наиболее важными в данном высказывании являются понятия «Политическая наука» и «Нравственность». Политическая наука – это наука о политике, изучающая политические явления и процессы. Нравственность – это совокупность принципов, позволяющих человеку действовать согласно совести и свободной воли.
В качестве аргумента стоит вспомнить историю нацистской Германии 1930-1945-х годов. В этом государстве процветали диктатура, расизм и крайняя степень проявления национализма. Во главе с вождем Адольфом Гитлером фашистская Германия начала жестокий и быстрый захват стран Западной Европы. Чем же завершилась судьба «Третьего Рейха»? После неудачной войны против СССР германия была разделена на две части, зависящие от других государств. Этот пример подтверждает тот факт, что политическая наука находится в прямой зависимости от нравственности.
Каждый человек, независимо от своих личностных качеств, несмотря на занимаемую должность, обязан поступать по совести, во благо государства, которому он служит. В таком случае может идти речь о правовом демократическом государстве, в котором защищаются права и обязанности всех граждан этой страны.
«Государственный деятель – это политик, который ставит себя на службу нации».(Жорж Помпиду)
Смысл этого высказывания я вижу в том, что главной задачей политического лидера является служение народу, процветание страны, ведь истинный лидер должен учитывать интересы граждан, гуманно относиться к их взглядам и позициям, чутко улавливать потребности общества. Здесь затрагивается политика, что означает общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политический деятель государственной власти – государственный деятель.
Я полностью согласна с автором цитаты. Как известно, лидер – это тот, кто ведет за собой, к кому прислушиваются и хотят подчиняться все. Задача политического лидера – добиваться порядка в обществе честными демократическими способами, так как политическая деятельность направлена на использование государственной власти для защиты граждан. Все граждане нашей страны имеют право быть защищенными. А оберегает нас государство. Очень важно, чтобы политический деятель, который находится у власти, любил свой народ и готов бы был заступиться за него в любую минуту. К сожалению, многие политики упускают из вида положение рабочих, жизнь малоимущих людей, ветеранов, инвалидов. Кто же, кроме них, тогда, должен держать под контролем все это?
В качестве примера истинного лидера можно смело привести В.В.Путина, президента России с 1999 по 2008 год. В 2004 году был принят на пост президента на второй срок. Его политика встретила одобрение и понимание большинства граждан с самого начала правления. Нельзя не отметить Франклина Рузвельта, занимавшего пост президента США аж 4 раза подряд. Рузвельт был честолюбивым, целеустремленным деятелем, посвятившем свою жизнь политической жизни. При нем стали создаваться профсоюзы, предотвратилась безработица, был издан закон о песнях, почасовая оплата труда. Одним словом, Рузвельт делал все на благо народа, опираясь на интересы граждан.
Казалось бы, быть лидером достаточно легко, ведь все дозволено.Но оставаться при этом гуманным, честным политиком, который любит свой народ, может далеко не любой, а только прирожденный лидер.
«У диктаторов нет силы – у них есть насилие». (С.Е.Лец)
Один известный философ С.Е.Лец сказал: «У диктаторов нет силы – у них есть насилие». Я согласна с мнением автора. Действительно, исторический путь человечества непредсказуем, часто это зависит от тех людей, которые стоят во главе государства. Если у руля мы видим диктатора (правителя, пользующегося неограниченной властью и проявляющего нетерпимость и власть по отношению к другим), то предполагаем, что государство превратится в бездушный казарменный строй, наполненный жертвами и тяжестью потерь.
Можно вспомнить произведение Е.Замятина «Мы». Единое государство во главе с Благодетелем подчиняет себе все, все предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно, разумно. Остальное беспощадно уничтожается. Политика государства направлена на то, чтобы «мы» стали безликой, сплошной, однородной массой, толпой, стадом. То есть это не проявление силы государства, а прямое насилие над людьми, искоренение свободы мысли.
До сих пор известен своей жестокостью, властностью немецкий фюрер Адольф Гитлер. Установив в стране тоталитарный порядок, он объявил себя вождем и подчинил массы людей. Борясь за чистоту австрийской расы, Гитлер безжалостно (во имя идеи) уничтожал другие нации.
Итак, диктатура как политический режим является не идеалом для государства, потому что нельзя создать справедливое, гуманное и счастливое общество путем насилия.
Блок «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
«Где закон, там и наказание» (Цицерон)
С мнением автора я согласна.
Цицерон имел ввиду, что там, где законы, там всегда есть и будут те, кто их нарушает, а за нарушением законов следует наказание. Представим мир без законов, ведь это же удобно, никто тебя не накажет, никаких штрафов и тюрем! Красота? А нет, это разрушит весь мир, ведь тогда человек будет делать все, что ему в голову взбредет. Сможет украсть из магазина продукты, никто и слова не сможет сказать, убьет человека, и никто не попрекнет. Настанет хаос! Так что законы и наказания всегда должны быть рядом.
В рассказе Достоевского «Преступление и наказание» хорошо описывается главный герой, совершивший преступление, за что, естественно, был наказан. А если бы его не наказали? Он бы, возможно, так и продолжал бы убивать и грабить людей, когда у него закончатся деньги, и это опять привело бы к беспорядку. Ведь так жить нельзя! Мы, люди, тем и отличаемся от своих предков, что живем в социуме, где существуют нормы поведения, этикет, мораль. А контролирует это – закон. Он суров, но он закон!
Закон в юриспруденции — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы. Наказание в уголовном праве — это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления
Примеров, доказывающих это высказывание, море. Нарушил закон – наказан. И наказания бывают разными: от простого предупреждения и штрафа, до смертной казни. Конечно, если украсть жвачку из супермаркета вас никто не пристрелит, но без штрафа тут не отделаешься.
Я считаю, что это выражение верно и актуально в любые времена. Нарушил закон – будь наказан. Без этого никак, ведь мы живем в цивилизованном мире, где каждый должен уважать другого, уважать его собственность, и не ущемлять его права.