Конституционные полномочия Сената Парламента РК. Конституционные полномочия Мажилиса Парламента РК

Исключительные полномочия Сената Парламента РК (Верхней палаты Парламента):избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики; лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.

Исключительные полномочия Мажилиса Парламента РК (Нижней палаты Парламента):принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;объявление очередных выборов Президента Республики;осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

2. Понятие политического режима, его содержание и виды. Политический режим в РК.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Выделяют два вида политического режима: демократический;антидемократический.

Признаки демократического режима: господство закона; разделение властей; наличие реальных полит и соц прав и свобод граждан; выборность органов государственной власти; существование оппозиции и плюрализм. Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. Признаки антидемократического режима:господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; отсутствие оппозиционных партий; Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества. Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Когда государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями, такая демократия называется представительной.

3. Тестовые задания.

1-C,F,G, 2-B E G, 3-A,C G

Билет

1. Процедура принятия законов должна пройти следующие стадии:1) законодательная инициатива;2) обсуждение законопроекта;3) утверждение закона;4) опубликование и вступление в силу. Эту процедуру принятия законов можно рассматривать детально:1) внесение проекта закона в Парламент;2) регистрация внесенного проекта и принятие решения о его дальнейшем движении;3) предварительное рассмотрение проекта в комитетах Мажилиса;4) рассмотрение проекта в Мажилисе на пленарных заседаниях и принятие по нему принципиального решения;5) передача принятого Мажилисом закона в Сенат на предмет его одобрения (неодобрения);6)предварительное (в комитетах Сената) и окончательное (в ходе пленарных заседаний Палаты) рассмотрение принятого Мажилисом закона и его одобрение (неодобрение);7) подписание Президентом РК принятого и одобренного закона с последующим его обнародованием;8) вступление принятого, подписанного и обнародованного закона в силу.Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит:1) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением; 2) Правительству, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем соответствующего постановления Правительства.Очередность рассмотрения проектов законов и иных актов Парламента определяется Парламентом, его Палатами, а также, в установленных Конституцией случаях, Президентом, который специальным посланием Парламенту имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов и объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламента настоящего требования Президент вправе издать Указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией и законодательством порядке.Законы вступают в силу после их подписания Президентом Республики Казахстан.

2.Компетенция Конституционного совета РК.В зависимости от характера вопросов, отнесенных к ведению Конституционного Совета, компетенция этого органа состоит из четырех групп полномочий.К первой группе относятся полномочия по решению спорных вопро­сов о правильности проведения:1) выборов Президента Республики;2) выборов депутатов Парламента;3) республиканского референдума.

Ко второй группе относятся полномочия Конституционного Совета, связанные с рассмотрением:1) законов до их подписания Президентом;2) международных договоров до их ратификации Парламентом на их соответствие Конституции.Третью группу полномочий Конституционного Совета составляют полномочия связанные с дачей:1) официального толкования норм Конституции;2) заключения о соблюдении установленных конституционных проце­дур до принятия Парламентом решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики и окончательного решения об отреше­нии от должности Президента.К четвертой группе относятся полномочия Конституционного Сове­та, связанные:1) с рассмотрением обращения судов о признании акта неконсти­туционным, если суд усмотрит, что нормативно-правовой акт, подлежа­щий применению, ущемляет права и свободы граждан. конституционные права и свободы человека и гражданина;2) с направлением Парламенту послания о состоянии консти­туционной законности в республике по результатам обобщения практики конституционного производства.

Субъектами обращения в Конституционный Совет являются:- Президент; Председатель Сената;Председатель Мажилиса;не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента;Премьер-министр;суды Республики;государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.Для выполнения своих полномочий Конституционный Совет имеет право запрашивать и получать документы, материалы и иную информацию от всех государственных органов, организаций. Он может привлекать спе­циалистов к экспертной и научно-консультационной работе.

Тeст:1-С D F.2-A E,F.3-A B F

Билет

1.Юридические основания приобретения и прекращения гражданства в РК.

Обладание гражданством является предпосылкой полного распро­странения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, за­щиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.Основными источниками института гражданства РК являются:1. Соответствующие международные договора,2. Конституция РК, Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г.,3. Положение «О порядке рассмотрения дел, связанных с гражданст­вом» от 27 сентября 1996 г.

Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанно­стей.Гражданство РК приобрета­ется:1. По рождению;2. В результате приема в гражданство;3. По основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударствен­ными договорами Республики Казахстан; 4. По иным основаниям, предусмотренным законом. 1. Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению на основе принципов: "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения. В юридической науке этом способ приобретения гражданства носит название филиация. Основания для отказа в приеме в гражданство РК.Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется если, лицо, ходатайствующее об этом:1. совершило преступление против человечества, сознательно высту­пает против суверенитета и независимости РК;2. призывают к нарушению единства и целостности территории РК;3. осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;4. разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействуют функционированию государственного языка РК;5. осуждено за террористическую деятельность;6. признано судом особо опасным рецидивистом;7. состоит в гражданстве других государств.

Наши рекомендации