Структура и полномочия белорусского парламента

Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. В соответствии со ст. 97 Конституции РБ, Палата представителей НС:

1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты законов;

3) назначает выборы Президента;

4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает отставку Президента;

9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Именно депутатские объединения и партийные фракции в парламенте являются организационной формой проведения в жизнь различного рода идеологических ориентиров. Деятельность парламентских фракций и депутатских групп позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок. В 2000 г. по результатам выборов в состав Палаты представителей Национального собрания 2-го созыва в парламент прошло 16 партийных депутатов, представлявших 6 партий (6 – Коммунистическую партию Беларуси (КПБ), 5 – Аграрную партию, 2 – Республиканскую партию труда и справедливости и по одному – Либерально-демократическую партию Беларуси (ЛДПБ), Социал-демократическую партию народного согласия и Белорусскую социально-спортивную партию). Участвовавшие в выборах Белорусская патриотическая и Республиканская партии, а также Партия коммунистов Белорусская не получили в парламенте ни одного места. Результаты парламентских выборов 2004 г. продемонстрировали еще более скромные результаты политических партий. Сегодня в Палате представителей Национального собрания сегодня работают 12 партийных депутатов: 8 от КПБ, 3 от Аграрной партии, и 1 от Либерально-демократической партии.

34 правительство - совет министров и идеология БГ

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство как высший орган исполнительной власти имеет ряд признаков:

1. Подзаконность. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона.

2. Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

3. Предметный характер. Деятельность правительства имеет иное содержание, нежели деятельность органов законодательной или судебной власти. Как высший орган исполнительной власти правительство существует для реализации политики страны в различных сферах жизни общества. Деятельность правительства осуществляется при помощи инструментов служебных продвижений и систему поощрений и опирается на человеческие, материальные, финансовые и другие ресурсы. В руках исполнительной власти находится мощная сила, осуществляемая чиновниками, армией, милицией, администрацией, а также система кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства.

Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Совет министров состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Изданиями Совета Министров Республики Беларусь являются газеты «Рэспублiка» и «Белорусская Нива», журнал «Экономика Беларуси».

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре премьера. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения (ст. 108 Конституции). Полномочия премьера оговорены в ст. 106 Конституции. В частности, Премьер-министр:

- руководит деятельностью Правительства и отвечает за его работу;

- в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения в течение двух месяцев представляет повторную программу деятельности Правительства;

- информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.

Список полномочий премьера является открытым, т.е. он выполняет и другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Премьер может предлагать Президенту определенные кандидатуры в состав Правительства, но окончательное решение в этом вопросе остается за Главой государства. Заседания правительства проходят под председательством Премьера или Президента. Ориентируясь на основные направления внутренней и внешней политики Беларуси, определяемые от имени народа Президентом, Премьер разрабатывает программу деятельности правительства и меры по ее реализации. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства. За ее осуществление Премьер несет персональную ответственность перед Президентом.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление своих обязанностей.

Согласно ст. 107 Конституции, Правительство:

- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов, а также декретов, указов и распоряжений Президента;

- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Основной причиной существования столь многочисленного Правительства в Беларуси является ярко выраженная централизация государственного управления. Президент своим Указом уменьшил количество членов правительства с 60 до 37 человек и сократил число вице-премьеров с 7 до 4 человек.

Наши рекомендации