Тема: национальная и международная безопасность
1. Безопасность как научная категория. Безопасность является важнейшей потребностью человека вслед за его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов конкретного мира. Вместе с тем это вполне конкретная, ясная и четкая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства. С мировоззренческой точки зрения понятие безопасности представляет собой весьма сложное социально-политическое явление, охватывающее многие стороны жизни. В самом общем виде безопасность - это состояние или положение когда нет опасности. Однако, как показывает история, такого состояния достичьни отдельному человеку, ни различным видам его сообщества пока не удавалось. Теоретически можно выделить два вида безопасности: гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума (социальной общности или отдельной личности, социальной системы); реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.
Проблемы безопасности всегда стояли перед каждым человеком и человечеством в целом. Они приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен и полон острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем, приобретающих глобальный характер. Исследованию проблем безопасности в нашиднипридается особенное значение в силу целого ряда объективных факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать:
- критическое состояние окружающей среды;
- угрожающее дестабилизацией обстановки в мире развитие демографических процессов;
- практически неконтролируемую антропогенную деятельность и ее разрушительное воздействие на природу;
- все более явно обозначающиеся пределы истощения природных ресурсов при отсутствии должного внимания к развитию ресурсосберегающих технологий;
- наличие в мире сверхразрушительных средств вооруженной борьбы и все расширяющиеся стремления стать их обладателем со стороны молодых развивающихся государств;
- множащиеся вооруженные конфликты и войны в различных регионах планеты.
В современной научной литературе понятие безопасности – национальной, региональной, международной – выводится в качестве синтеза итогов соединения, взаимодействия внутренней и внешней политики любого из государств и всех их вместе взятых, со всем многообразием международной жизни. Когда речь идет о национальной безопасности, то прежде всего имеется в виду безопасность государства, но понимаемого не как система властных и управленческих структур, а исторически сложившийся способ существования нации или группы наций и этносов, нашедший свое отражение в соответствующих политических институтах, которые отражают специфику взаимодействия обществ и государств и положение с правами человека. Принято считать, что первым употребил понятие безопасности государства президент США Т. Рузвельт в 1904 году, а первое определение безопасности, связанное с национальными интересами, дал известный американский журналист и политолог Уолтер Липпман. “Государство находится в состоянии безопасности, - писал он в 1943 году, - когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны”. Почти через 50 лет ученый из ИМЭМО РАН Ирина Прохоренко отмечала, что национальная безопасность – это “такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут”. И в первом, и во втором случаях безопасность как состояние и политика выводятся из двух главных оснований – национальных интересов и государственной мощи.
Понятие безопасности вошло официально в политическую практику Российской Федерации лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", который зафиксировал следующие принципиальные положения:
безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства;
реальная и потенциальная угроза безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению всех видов безопасности.
С политологической точки зрения вполне правомерно следующее определение: безопасность - это состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование и развитие. До 1992 года в теории и публицистике основное внимание уделялось вопросам международной безопасности, а при рассмотрении проблем безопасности государства использовался обычно термин "национальная безопасность", заимствованный из “Закона о безопасности” США, принятого в 1947 году и ставшего примером всеобщего подражания. Под национальной безопасностью в этом законе понимаются условия функционирования государства, являющиеся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от враждебных актов извне или изнутри или других видов вмешательства.
В Российской Федерации политики и специалисты, пользующиеся термином "национальная безопасность", трактуют его по-разному. Многие из них полагают, что безопасность Российской Федерациикак страны целесообразно определять термином национально-государственная безопасность, ибо в нем отражается как многонациональный характер России, так и федеративный характер ее государственности. Тем более, что, согласно закону Российской Федерации, основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Под национальной безопасностью российский закон предлагает понимать совокупность безопасности личности, общества и государства. Как категория политической науки она характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.
2. Опасность и угроза. Поскольку атрибутом безопасности является состояние защищенности, исходной посылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие "опасность". Под ним понимается объективно существующая возможность негативного воздействия на социум, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.). Отсюда весьма важно определить источники опасности. Под ними понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису источники опасности имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение. Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строилась преимущественно для отражения опасности, имеющей социальное происхождение. Отсюда базисными категориями при определении опасности выступали такие понятия как враг, противник, внешний или внутренний, а возможность достижения безопасности связывалась только с победой над врагом. Однако по мере развития человечества возникает потребность рассмотрения уже не персонифицированной опасности, а глубокого ее осмысления как категории, явления, предполагающей конкретное определение источника опасности и характера угрозы.
По степени вероятности возникновения различают реальную, потенциальную и мнимую опасности. Реальная опасность предполагает немедленное реагирование на возникшие отрицательные воздействия. Потенциальная связана с будущими отрицательными условиями деятельности государства, общества и личности. Мнимая опасность представляет собой субъективное преувеличение реально не существующей опасности. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:
- вызов: совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реакции на них;
- риск: возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
- угроза: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью | откровенно враждебных сил.
Как определено в законе "О безопасности" Российской Федерации, обеспечение безопасности личности, общества и государства связано именно с защитой от угроз. Согласно его положениям, угроза безопасности представляет собой "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства". Другие степени опасности в законодательном порядке не определены. Российским законом содержание деятельности по обеспечению безопасности определяется реальной или потенциальной угрозой, исходящей от внутренних и внешних источников опасности. К числу угроз национальной безопасности России можно отнести:
- территориальные претензии;
- посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;
- вмешательство во внутренние дела государства;
- локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего внутри и в непосредственной близости от границ Российской Федерации;
- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения;
- качественное и количественное наращивание вооруженных сил другими странами близ границ Российской Федерации;
- международный терроризм;
- ущемление экономических интересов государства;
- посягательства на национальное достояние, в том числе природные богатства страны;
- массовая дискриминация российских граждан в зарубежных странах;
- нанесение ущерба экологической системежизнеобеспечения'.
Осознание во второй половине ХХ века все большим количеством людей, что угрозы существованию глобальной цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от хозяйственной деятельности человека, привело к пониманию: подлинная безопасность в наше время может быть только комплексной, охватывающей все сферы общественной жизни и деятельности. В ней должна предусматриваться набор мер, блокирующий причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество. Каждому из этих видов опасности соответствует свой вид безопасности (политическая, военная, экономическая, социальная, экологическая). По размаху и масштабам возможных последствий опасности могут быть: глобальные, региональные, национальные, локальные, частные. Кроме того, опасности можно классифицировать по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.
3. Интересы и безопасность. Социум (социальные системы) в своей деятельности действует в соответствии со своими осознанными или неосознанными интересами. В законодательствах Российской Федерации и других государств нет определения интересов. Но в политической практике они постоянно присутствуют. Законом "О безопасности" Российской Федерации лишь вводится понятие интереса. В нем выделяются интересы личности, общества и государства, но использован лишь термин "жизненно важные интересы". Они определяются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".
Национально-государственный интерес - это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей достаточные перспективы роста. Отход от этого принципа, подмена его любым другим, будь то пролетарский интернационализм или общечеловеческие интересы, неизбежно приведет к тяжелейшим последствиям, способным лишить нацию перспективы дальнейшего бытия в качестве самостоятельного, независимого и целостного субъекта ^ международных отношений.
Необходимо отметить, что национально-государственный интерес представляет собой не набор отдельных требований и целей, а целостную систему интересов, основанную на целостности потребностей функционирования и развития нации как органического целостного организма. При всей сложности структуры любого национально-государственного образования, казалось бы не совместимых потребностях составляющих его слоев и групп, выражающих их интересы социальных институтов, нация предстает все таки как единый организм и может существовать в своем качестве только будучи целостной, саморазвивающейся, открытой системой. Противоречия и конфликты, возникающие внутри нации - суть следствие функционирования и развития этого механизма. А целостность нации как субъекта обуславливает и системный характер ее потребностей, а, следовательно, и интересов.
Системность национально-государственных интересов не только объективно заложена в самой нации, но это и необходимое условие процветания и развития нации, общества, государства, каждого человека. Структура системы национально-государственных интересов обусловлена спецификой проявления и преломления национально-государственных интересов в различных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства. Здесь можно выделить: политические, экономические, религиозные, национально-этнические и другие интересы, включенные в общую систему национально-государственных интересов. Применительно к сферам взаимодействия субъекта политики с другими субъектами, обычно выделяют внутренние и внешние (международные) интересы.
Поскольку национально-государственные интересы носят конкретно-исторический характер, то на каждом их этих этапов приоритеты могут быть разные. Поэтому обычно выделяют основные и второстепенные национально-государственные интересы. Основные интересы связаны с наиболее важными проблемами обеспечения жизнедеятельности и развития нации. К ним можно отнести, например, проблемы военной безопасности, экономического развития, социальной защиты граждан, воспитания и т.п. Второстепенные интересы, хотя и лежат в русле всей системы национально-государственных интересов, тем не менее, имеют либо более отдаленные перспективы, либо охватывают те сферы жизнедеятельности, которые напрямую не связаны с обеспечением благоприятных условий для функционирования и развития нации. Например, проблемы, связанные с исследованием дальнего космоса, археологические изыскания и многие другие, хотя и необходимы для нормального развития нации, но напрямую не вызывает угрозу национальным интересам. Исходя из этого, второстепенные национально-государственные интересы могут быть на время отложены, либо реализация их осуществляется по усеченной программе. В условиях критического развития событий, ими можно просто пренебречь.
Наряду с основными и второстепенными существуют и коренные национальные интересы.Они напрямую связаны с самим существованием нации как социального организма, как целостной системы. К ним относятся вопросы целостности, национально-культурной самоиндентификации, безопасности существования нации, без их реализации ни одна нация не в состоянии существовать сколько-нибудь длительное время, поэтому именно эти интересы составляют высший уровень всей системы национально-государственных интересов, ее стержень и они ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву любым другим интересам. Игнорирование коренных национально-государственных интересов является прямым предательством своего народа. Следовательно, с позиций иерархии системы национально-государственных интересов правомерно выделить коренные, основные и второстепенные интересы. Чем выше уровень интересов, тем меньше вероятность для поиска компромиссов в их реализации, тем ожесточеннее борьба за их достижение. И, наоборот, второстепенные интересы всегда могут стать предметом компромисса, могут быть принесены в жертву ради достижения главнейших целей.
4. Субъекты обеспечения безопасности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественными иныморганизациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения как субъекты безопасности обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления субъектов федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. К субъектам обеспечения безопасностинамеждународной арене относятся государства, коалиции государств, региональные и глобальные организации или агентства. Субъекты обеспечения безопасности в отдельном государстве составляют основу национальной системы «безопасности, представляющей собой специально созданную в стране конституированную совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов страны.
К основным функциям системы безопасности государства относятся:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних (угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, осуществление комплекса мер по их предупреждению или нейтрализации;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования субъектов безопасности;
Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Деятельность системы национальной безопасности направлена на защиту объектов национальной безопасности.K основным объектам безопасности относятся: личность; общество, общественные и иные организации и объединения; государство.
Имеются различные подходы к пониманию силы государства как основного субъекта обеспечения безопасности. В Советском Союзе понятие силы (мощи) государства разрабатывалось применительно к защите от военной угрозе в рамках учения о войне и армии. Ее содержание рассматривалось с общефилософских позиций. В 1960 – х годах в военной мощи страны выделялись три потенциала (фактора) - экономический, военный и социально-политический. В 1980-х годах потребности определения силы государства в политологических категориях привели к выделению в военной мощи страны пяти потенциалов: экономического, научного, морально-политического, военного и социального. В США понятие силы государства было введено в связи с разработкой теории международных отношений школой “реальных политиков”. Наибольшее распространение в западных научных кругах получили два подхода к определению силы государства. Среди первых ученых на Западе, попытавшихся дать комплексную характеристику силы государства, был американский ученый Г. Моргентау. Он включал в это понятие девять факторов: географическое положение; естественные ресурсы; промышленные возможности; население; национальный характер; национальную мораль (степень поддержки населением правительства); качество дипломатии; качество управления. Весьма интересна оценка силы государства, разработанная Р. Кляйном. Он вывел следующую формулу силы государства:
Вм = (Км + Эп + Вп) х (Сц + Нв), где:
Вм - видимая сила (мощь) государства;
Км - критическая масса, состоящая из отношения количества населения к территории;
Эп - экономический потенциал;
Вп - военный потенциал;
Сц - стратегическая цель;
Нв - национальная воля. По этой формуле автор давал количественную оценку мощи страны (квантификацию силы государства) через систему показателей (переменных) каждого из элементов силы.
5. Виды безопасности.В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. В научных сообщениях и печати, помимо безопасности личности, общества и государства, появились понятия общественной безопасности, внутренней и внешней безопасности, информационной безопасности. Их существование вполне оправдано. Но все же, как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств, ведомств, компаний, фирм и их подразделений. Внешняя безопасность означает защищенность жизненно важных интересов страны от угроз и рисков, исходящих от внешних процессов и явлений. Внутренняя же безопасность определяется аналогичным образом, но по отношению к внутренним процессам и явлениям. С министерской или ведомственной точек зрения такое деление оправдано. Внешняя безопасность - забота министерства иностранных дел, министерства обороны, министерства внешнеэкономических связей, внешней разведки, экспортных компаний и фирм. Соответственно, внутренняя безопасность лежит на федеральной службе контрразведки, министерстве внутренних дел, охранных агентствах и так далее. Общественная безопасность, включающая в себя борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и сохранности всех видов собственности, является лишь стороной национально-государственной безопасности. На самом же деле безопасность общества или общественная безопасность лежит скорее в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
В наши дни наиболее модной является информационная безопасность. Она предполагает государственную и судебную защиту государственных, общественных и частных банков данных, средств обработки и передачи информации. Несколько выпадает из предложенного определения введение в него способов защиты информации (государственной и судебной). Но принципиально неприемлемо стремление расширить сферу применения информационной безопасности на все стороны жизни. Следует учитывать, что банки данных, средства обработки и передачи информации обеспечивают лишь один из циклов управления. В России информационная безопасность до недавнего времени обеспечивалась секретным делопроизводством и скрытым управлением войсками. Следует помнить, что тайна личной переписки также является составной частью информационной безопасности, но никаких специальных способов защиты не требует.
Рассмотренные выше разновидности безопасности представляют собой лишь типы безопасности. Они призваны обеспечить защищенность государства, общества и гражданина при реализации какой-то одной конкретной стороны их деятельности. Практика же западных государств, да и Российской Федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национальной безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики в целях сохранения интересов государства, общества и личности. При этом следует учитывать, что обеспечение национальной безопасности не связано с защитой всего спектра интересов страны от любой угрозы. Она предназначена, прежде всего, для отражения "угроз" жизненно важным интересам и "вызовов" существенным интересам. В конечном счете, сам процесс обеспечения национальной безопасности связан, в первую очередь, с кризисным управлением государства.
6. Политика и стратегия безопасности. Обеспечение безопасности связано с разрешением чрезвычайных ситуаций и кризисов. Однако в современных условиях быстрое изменение условий функционирования субъектов безопасности требует заблаговременного выявления угроз жизненно важным интересам, что предполагает выявление вероятных внешних и внутренних конфликтов еще на ранней стадии. В свете этого возникает необходимость выделения в самостоятельное направление политику национальной безопасности. Принципиальное отличие российского законодательства по вопросам безопасностиот подобных законодательных актов других государств заключено в принципах обеспечения безопасности. К ним в Российской Федерации отнесены: "законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности". Эти принципы составляют основу политики национальной безопасности России.
Согласно американскому закону 1947 года, национальная безопасность обеспечивается согласованием военной, внутренней и внешней политики в интересах обеспечения безопасности. По закону Российской Федерации, "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства". Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов власти и управления в данной области, формируются или преобразуются opганы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. "Политика национальной безопасности, - отмечается в Послании Президента РФ по национальной безопасности - выражает осуществляемую по единому плану деятельность государства во всех сферах его ответственности направленную на выявление, блокирование, нейтрализацию всех видов внутренних и внешних угроз существованию и развитию личности, общества и государства".
Понятия “угрозы”, “интересы” и “цели” являются основой разработкимер безопасности, составляющих ткань практической деятельности в обеспечении безопасности. В США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, внешняя угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы за рубежом могут защищаться экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Существенные интересы связаны с понятиями вызова и риска для государства. Соответственно их защита не требует немедленных действий военного характера. В данном случае первую роль должны играть политические меры, используются также методы экономического воздействия. Периферийные интересы связываются лишь с политическими и дипломатическими мерами воздействия. Все перечисленные мероприятия обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:
- политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей);
- военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия);
- экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полноq экономической блокады);
- социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков);