Тема 5. Социальная защита трудоспособного населения
Второе направление социальной защиты населения в Российской Федерации – это социальная защита трудоспособного населения, которая предусматривает создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, при котором человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся.
Социальная защита трудоспособного населения, охрана его труда направлена:
- на обеспечение социальных гарантий в период болезни, временной безработицы и т.д.;
- на сохранение экономической самостоятельности и социального благополучия в период сложной жизненной ситуации, -
и основывается на следующих основных нормативно-правовых документах:
- на Конституции Российской Федерации;
- на Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
- на Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации»;
- на Трудовом Кодексе Российской Федерации;
- на других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Для эффективной реализации трудоспособным населением своих социально-экономических возможностей, а также для его эффективной занятости в стране в целом и в отдельных регионах, муниципальных образованиях существует следующее разграничение функций между органами власти:
1. Функции федерального центра:
- разработка государственной Концепции занятости населения;
- выработка на ее основе федеральной политики занятости;
- нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости;
- разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;
- координация деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления субъектов Федерации;
- формирование специализированной федеральной службы занятости населения;
- контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов;
- организация подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих);
- научно-информационное и методическое обеспечение;
- организация обмена опытом между различными субъектами Федерации и с зарубежными странами.
2. Функции субъектов Федерации:
- разработка на основе государственной Концепции и учета местных условий региональной политики занятости населения;
- нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости;
- разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения;
- разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;
- координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований: региональной службы занятости населения, общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;
- организация подготовки и переподготовки кадров;
- научно-информационное и методическое обеспечение;
- организация обмена опытом с зарубежными странами, другими субъектами Федерации и внутри региона — между муниципальными образованиями.
3. Функции органов местного самоуправления:
- разработка на основе государственной Концепции и основных положений государственной и региональной политики занятости и с учетом условий развития муниципального образования и положения на местном рынке труда муниципальной политики занятости населения;
- нормативно-законодательное обеспечение ее реализации;
- разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда;
- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций.
Взаимодействие между федеральными органами, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам занятости, поддержания уровня жизни и социальной защиты трудоспособного населения осуществляется посредством различных механизмов, главными из которых являются:
1. Налоговый механизм — предоставление налоговых льгот и льгот по выплатам в социальные фонды некоторым видам деятельности на территории муниципальных образований. В сфере занятости этот механизм используется для сохранения существующих (экономически целесообразных) и создания новых рабочих мест, вовлечения в трудовую деятельность наиболее социально уязвимых категорий населения, стимулирования профессионального обучения и переобучения (особенно безработных или находящихся под угрозой увольнения). В сфере регулирования уровня жизни и социальной защиты — для стимулирования благотворительности.
2. Кредитный механизм — предоставление кредитов (в том числе льготных) из бюджетов и социальных фондов на осуществление всех этих видов деятельности на территории муниципальных образований.
3. Бюджетный механизм — прямое финансирование программ содействия занятости и социальной защиты населения муниципальных образований (особенно, кризисных) из бюджетов и внебюджетных фондов и предоставление им субсидий, субвенций и дотаций.
4. Механизм госзаказа — размещение на предприятиях муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) заказов, оплачиваемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
5. Административный механизм — обеспечение занятости и социальной защиты с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер.
6. Организационный механизм — создание при федеральных органах и органах управления СФ специальных организационных структур для реализации государственной и региональной социальной политики (примером могут служить координационные комитеты содействия занятости населения).
7. Правовой механизм — разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих деятельность различных субъектов управления в сферах занятости, формирования уровня жизни и социальной защиты населения.
8. Программный механизм — включение различных муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) в федеральные и региональные программы, способствующие повышению занятости, уровня жизни и социальной защите населения.
Рассмотрим социальную защиту незанятого и занятого трудоспособного населения.