Классификация (виды) норм права

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.

Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют[120], т. е. по предмету и методу правового регулирования, например, законодатель, когда издает акт, формулирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права нормы: конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и т. д.

По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать законодательные и подзаконные акты.

По времени действия нормы права подразделяются на постоянные и временные. Первые действуют до их отмены, вторые – только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они классифицируются на общие и специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым – действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).

По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных норм права и выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряде случаев такие нормы регулируют те общественные отношения, которые не были урегулированы конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права. В отличие от норм-принципов общие нормы – это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, в ч. 1 ст. 288 ГК Республики Беларусь дано понятие обязательства и основания его возникновения, являясь общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств.

По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, уполномочивающими и запрещающими.

Эти виды норм имеют место в различных отраслях права. Обязывающие нормы занимают главное место в административном, уголовно-испол­нительном и в некоторых других отраслях права. Нет таких отраслей права, которые состояли бы из одной группы норм. Например, в уголовном праве в системе запрещающих норм важным компонентом являются не обязывающие нормы, а нормы о необходимой обороне – управомочивающие.

В административном праве преобладают обязывающие нормы, в гражданском, трудовом, семейном, земельном и ряде других регулятивных отраслей – управомочивающие, в уголовном – запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства – обязывающие, но есть и запрещающие; большую часть (права осужденных) составляют нормы управомочивающие.

Для обязывающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву – это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Чаще всего обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме.

В законодательстве довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило, должно быть...» и т. п. По мнению С. А. Комарова, подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивает его гибкость в различных ситуациях[121].

Обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни – социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению – запреты в широком и узком смысле; по характеру объема и правого материала – информативные и элементарные; по степени определенности – абсолютные и относительные и т. д.

Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни считают их нормами права (Л. С. Явич), другие относят их к промежуточной стадии, определенному этапу в создании норм (Н. Г. Александров). Но есть более сдержанные суждения, которые исчерпывают крайности в оценке рекомендательных норм. Такой точки зрения придерживается С. А. Комаров. Он считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Соответствующие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых им прав. Именно поэтому рекомендательные нормы считаются нормами права.

По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права можно делить на обычные и поощрительные. Поощрительные нормы чаще всего направлены на стимулирование правомерной деятельности, (например, правила выплаты премий). Они используются для поощрения добросовестного и продуктивного труда, воспитания граждан на положительных примерах, распространения и внедрения передового опыта.

По способу установления правил поведения нормы права делятся на категорические (императивные) и диспозитивные. Категорические нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор, т. е. содержат властное предписание, от которых не допускается отступление. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам выбор установленных правил поведения. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, которое содержится в ней.

По техническим приемам нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части, диспозиция которых включает меняющийся элемент (например, Правила техники безопасности, ГОСТы, Правила дорожного движения и т. п.). Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта.

По непосредственному предмету воздействия нормы права делятся на социально-технические и социальные. Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, режимов, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Социальные регулируют общественные отношения, субъектом которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. п.

В зависимости от целевого назначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы права представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции Республики Беларусь, закрепляющий права и обязанности граждан. Охранительные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. Они еще называются нормами процессуального права. Примером могут служить Уголовно-процессуальный или Гражданский процессуальный кодексы.

Наши рекомендации