Роль Японии в АТР. Российско-японские отношения в 1991-2013 гг
Азиатско-Тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Страны: Япония, КНДР, Южная Корея, Китай, Малайзия, Бруней, Мьянма, Вьетнам, Австралия, Новая Зеландия, страны Океании. Характеристики: динамичное развитие, религиозное разнообразие, высокая конфликтность, военное присутствие США, ядерный фактор, МО базируются в основном на двусторонние договоры, наличие нескольких сил (Япония и Китай).
Япония в АТРвыступает как сильный игрок, поддерживаемый США, и как противовес Китаю в регионе. Эта страна с развитой экономикой, ориентированной на экспорт. Это и участник ООН, и Большой Восьмерки. 9ая Конституция действует уже скорее формально, так как т.н. Силы самообороны Японии - фактически полноценная армия, которая участвовала и в войне в Афганистане, и в Иракской кампании.
Из стран АТР Япония в основном импортирует сырье, в котором остро нуждается бурно развивающаяся экономика. Крупные рынки сбыта Японии (кроме США) также находятся в АТР – Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
Особенностью политики Япониивсегда являлась т.н. «экономическая дипломатия», т.е. в первую очередь экономическая выгода и отсутствие ее жесткой привязки к идеологическим установкам во внешней политике.
Тесное сотрудничество с Японией дает США доступ в регион. Между США и Японией заключен Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности 1951 г (продлен в 1997 г)
Япония участвует в работе Восточноазиатского саммита, АТЭС, в АСЕАН на правах партнера (АСЕАН+3), также с 1996 г принимает участие в форуме «Азия-Европа» (АСЕМ). Отношения в основном развиваются в треугольнике США-Япония-Китай, где каждый является друг для друга и партнером, и соперником.
Главные проблемы Японии в АТР – безусловно территориальные споры с Россией (Курилы), Юж.Кореей (Лианкур) и Китаем (Сэнкаку), а также ядерная и ракетная угрозы со стороны КНДР.
Российско-японские отношения. Между странами нет мирного договора еще со Второй мировой войны, однако есть совместная декларация 1956 г. о стремлении к заключению договора.
Основное юридическое препятствие для заключения мирного договора – территориальный спор (принадлежность Северных территорий). Япония требует от России вернуть ей 4 острова Курильской гряды: Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, хотя по Сан-Францисскому миру 1951 отказалась от притязаний на Южный Сахалин и Курилы.
Самой эффективной для сотрудничества двух стран является экономическая сфера – рост энергопотребления японской экономики может усилить ее зависимость от дальневосточной российской нефти. К тому же была налажена работа российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (учреждена в 2004 г)
В 90е гг. при Ельцине позиция России была более мягкой. Россия готова была отдать 2 острова из 4: Хабомаи и Шикотан. Однако Япония была согласна забрать только 4. В 1993 г. в Токийской декларацииговорилось о поступательном развитии, продвижении к скорейшему заключению мирного договора.
В 1997-1998 гг. резко увеличилось число двусторонних контактов на высшем уровне. Премьер-министр Р.Хасимото и президент Б.Ельцин сначала встретились в Красноярске, затем в японском городе Кавана. Япония предлагала поторопиться с решением спорных вопросов и подписать мирный договор до окончания ХХ века. Однако встречи ни к чему не привели.
В 1998 г. – Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерации и Японии. Декларация предусматривала меры по решению проблемы островов: - Комиссия по пограничному размежеванию, - Механизм упрощения выдачи виз для жителей Курил. Также страны поддерживали друг друга на международной арене: Япония лоббировала включение РФ в G8, а Россия содействовала стремлениям Японии стать постоянным членом Совбеза ООН.
В 2000е гг. российская позиция стала жесткой, и Путин заявил о том, что ни один остров мы отдавать не собираемся. На островах началось активное строительство, президент стал чаще их посещать. Тем не менее, интенсивность двусторонних связей на высшем уровне возросла, В 2001году состоялась встреча на высшем уровне в рамках форума АТЭС в Шанхае и неформальная встреча в Иркутске. В 2002 г – в Кананаскисе.
В 2003г. премьер-министр Японии Д.Коидзуми и президент РФ В. Путин подписали «Совместный план действий», намечающий, в частности, пути сотрудничества в совместной разработке нефтегазовых ресурсов России и их доставки к портам Тихого океана. 6 сфер сотрудничества:
1. Продвижение многоуровнего и всестороннего договора
2. Преодоление наследия прошлого и открытие новых горизонтов для партнерства
3. Продвижение российско-японского диалога как стратегического партнерства + вопрос ядерного нераспространения
4. Через доверие – совместные действия к совместной выгоде (эконом, научно-тхн, космос, ядерное сотрудн)
5. Сотрудничество в интересах мира и безопасности (оборонная отрасль)
6. Гуманитарное сотрудничество (облегчение визового режима)
В 2005 г. началось сотрудничество в военной сфере. Создана российско-японская группа мудрецов. Ее задача - подготовка для руководства обеих стран предложений по эффективному решению важнейших проблем российско-японских отношений. После 2005 г. серьезного продвижения в отношениях не было.
Чем чреваты уступки в территориальном споре с Японией? Во-первых, это потеря огромных рыбных ресурсов. Также всегда есть вероятность прецедентного характера подобных действий, даже несмотря на то, что территориальные разногласия с КНР уже урегулированы.
21) Международные отношения на постсоветском пространстве: основные этапы.
Факторы, определившие распад СССР: 1)Формирование собственных властных позиций в республиках в 70-80е годы 2) интересы элиты, не подконтрольной центру 3) стремление к демократизации в политических республиках, формирование идеологии сувернизации 3) десталинизация и размывание коммунистической идеологии 4) кризис советской экономики. Этому противостоят: 1) общность истории 2) единство экономического комплекса бСССР 3) синхронность политического развития.
1990 г. – Выборы в республиканские органы власти. Очевидно, что ситуацию уже трудно держать под контролем.
Сентябрь-декабрь 1991 г. – фактическая ликвидация органов власти СССР.
8 декабря 91 года с подписание Беловежского пакета соглашений. Учреждалось СНГ. 21 декабря 91 года все бывшие республики приняли, кроме прибалтийских государств и Грузии, где тогда шла гражданская война.
28 декабря 91 года – Алма-Атинская декларация.
Основные этапы
1) старые парламенты. Декларация о национальном суверенитете
2) 1992-1993 – принятие Устава СНГ. ДКБ
3) 1994-1996 – попытки реинтеграции СНГ. Зона свободной торговли. Большинство конфликтов в латентной фазе.
4) 1997-1999 – разносторонняя интеграция (желание дистанцироваться от России) - поялвение центрально-азиатский союз, таможенный союз, ОДКБ
5) 2000-2009 – оптимизация внешней политики РФ. Подписание перекрестных соглашений по зоне свободной торговли. Активизация военно-политического сотрудничества – борьба с иммиграцией, наркотрафиком. Появление единого экономического пространства. Пояление энергетической проблематики. Цветные революции. Изменение внешнеполитического курса – вступление в НАТО, вз-я с западными странами. Обострение ситуации в Грузии, Юж. Осетии и Абхазии. Газовые конфликты с Украиной и Белоруссией.
6) 2008 – война в Южной Осетии. Попытки укрепление ЕвроЗЭСа. Реализация восточного партнерства (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Айзербайджан, Армения)
ЭТАП (91-93 г.): осуществление правопреемства от СССР к СНГ (нового независимого государства). Формирование правовой базы содружества и основных составных и отраслевых органов СНГ, неясность формального правового статуса содружества, В РФ несколько точек зрения на СНГ. Сохраняются унаследованные от СССР единые системы: транспортная, финансовая, остаточное единство военного комплекса бывшего СССР – первые попытки реинтеграции на новых условиях. Встает вопрос правопреемства в отношении активов и пассивов бывшего СССР.
Пассивы и активы регулировались Договором от 4 декабря 1991 г.: принцип взаимозавязки (нет доли в собственности – нет доли в долге), принцип агрегированного показателя (рассчитали дополнительно через долю ВВП, демографический и географический показатели): у РФ (60%), Украина (17%), Казахстан (17%), Белоруссия (10%), Узбекистан (13%), некоторые прибалтийские республики - меньше 1%.
ЭТАП 94-96 г.: усиление попыток экономической реинтеграции, окончательный распад унаследованной от СНГ финансово-экономической системы. Многоформатная и разноскоростная интеграция (variable geometry) –появление региональных группировок внутри СНГ: Ценральноазиатский союз, Таможенный союз, Союз России и Белоруссии, Объединение Грузии, Узбекистана, Азербайджана, Украины и Молдовы. ШОС не относится, т.к. входит Китай! (плюс в 93 г. выходит Внешнеполитическая концепция РФ, в 95 г. – Стратегический курс РФ с государствами-участниками СНГ).
ЭТАП 96-99 г.: Период стагнации, основная активность – в рамках региональных группировок. Усиление военно-политического сотрудничества РФ и СНГ, борьба с терроризмом, упор на укрепление российско-ориентированных группировок. (ЕвразЭс и ДКБ->ОДКБ, ЕЭП – единое экономическое пространство – Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан в сентябре 2003 г.). Активизация российско-белорусских отношений.
20. Международные отношения на пост-советском пространстве: основные этапы развития.
- Есть точка зрения, что распад СССР – результат поражения в холодной войне (устранение внешними силами);
- Другая точка зрения – закономерный и неизбежный процесс, в основе которого системный кризис, разрушение целостности экономики, потеря управляемости и нарушение взаимодействия экономической, социальной и политической систем;
- Формирование собственных властных позиций в республиках;
- Стремление к демократизации в республиках;
- Размывание коммунистической идеологии.
Факторы, объединяющие пост-советские республики:
- Общность истории;
- Единство комплекса СССР;
- Синхронность политического развития.
1990 г. – год краха КПСС и «парада суверенитетов».
1991 г. – проект Союза Суверенных Государств (ССГ) – вариант обновленного СССР. Однако проект не нашел своего воплощения.
август 1991 г. – бунт ГКЧП доказывает необходимость изменений.
8 декабря 1991 г. – подписание Беловежского пакета соглашений о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – РСФСР, Украина и Белоруссия (Ельцин, Кравчук, Шушкевич).
21 декабря 1991 г. – подписание Алма-Атинской декларации и протокола к Соглашению о создании СНГ, который изначально ратифицировали 11 из 15 бывших республик (Россия, Украина, Белоруссия + Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Также на встрече было подписано Соглашение о координирующих институтах СНГ, в соответствии с которыми высший орган СНГ – Совет глав государств и Совет глав правительств. Улажен вопрос о ядерном наследии: Россия – единственный преемник в отношении ЯО. Украина (финансовая компенсация), Беларусь и Казахстан подтвердили решимость содействовать реализации международных договоров о ликвидации ЯО.
1993 г. – присоединение Грузии к СНГ (таким образом, всего – 12 членов).
1993 г. – принятие Устава СНГ
Таким образом, важнейшие институциональные документы СНГ – 1) Беловежское соглашение; 2) Протокол к Соглашению и Алма-Атинская декларация; 3) Устав СНГ (ратифицировали все, кроме Украины и Туркменистана). В 1996 г. Устав зарегистрирован в ООН в качестве международного соглашения – СНГ признано международной региональной организацией.
Замечания:
- Туркмения не ратифицировала Устав СНГ, однако в 2005 году заявила, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена»;
- Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому, де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества;
- 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ;
- Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя;
- Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.
Органы Содружества:
- Совет глав государств – высший орган – самые важные решения;
- Совет глав правительств – координация сотрудничества органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах;
- Межпарламентская ассамблея – сближение национальных законодательств, межгосударственный орган, осуществляющий представительную власть в системе органов СНГ;
- Совет министров иностранных дел;
- Совет министров обороны;
- Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза – экономические вопросы, формирование единого экономического пространства;
- Экономический суд;
- Совет командующих пограничными войсками;
- Исполнительный комитет;
- Комиссия по правам человека.
Основные направления политики России в СНГ:
Документы:
- Концепция национальной безопасности РФ (10 февраля 2009);
- Концепция внешней политики РФ (26 июня 2008);
- Стратегический курс России с государствами-участниками СНГ (14 сентября 1995);
- Основные направления развития отношений России с государствами участниками СНГ на современном этапе (19 декабря 1999).
В соответствии с этими документами:
- отношения со странами СНГ являются главным региональным приоритетом внешней политики РФ;
- обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ задачам национальной безопасности страны;
- создание такого сообщества, которое в 21 веке могло бы стать одним из центров устойчивого политического, социального и экономического развития;
- Россия учитывает различия в подходах государств СНГ к сотрудничеству с ней и признает возможность многоуровневой и разноскоростной интеграции.
Приоритетные усилия:
- Урегулирование конфликтов на территории СНГ;
- Борьба с терроризмом;
- Укрепление Союзного государства Россия – Беларусь;
- Обеспечение стабильности на всем пространстве СНГ;
- Создание действенных совместных механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы, формирование системы коллективной безопасности (роль ОДКБ);
- Ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы (экономической);
- Расширение производственной кооперации и формирование финансово-промышленных групп;
- Защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ;
- Выработка общих подходов к международным проблемам.
Основные этапы МО на пост-советском пространстве (по лекциям + дополнения за 2008, 2009 и 2010 гг.)
Гг.
ü нарастание центробежных теорий в СССР;
1991 г. – выборы в республиканские парламенты. Происходит раскол коммунистов на национальной платформе;
ü появление народных фронтов – национальных движений в республиках – с идеологией национального суверенитета;
август 1991 года – бунт ГКЧП;
осень 1991 г. – выход из СССР Прибалтики;
ü референдум на Украине, который показал стремление к независимости;
2) 1992-1993
ü принятие основных документов СНГ;
ü решение вопросов о правопреемстве;
1992 г. - Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.
Гг.
ü попытки превратить СНГ в интеграционное объединение;
ü СНГ становится региональной организацией;
ü большинство конфликтов в латентной сфере.
Гг.
ü феномен «Разносторонней и разноформатной интеграции» как желание дистанцироваться от России;
ü появление многих региональных структур (центрально-азиатское сотрудничество (2002-2005, после в ЕврАзЭС), таможенный союз);
1999 г. – стагнация содружества.
Гг.
ü резкая активизация ВП России на постсоветском пространстве;
ü подписание перекрестных соглашений по Зоне свободной торговли;
ü активизация военно-политического сотрудничества – борьба с иммиграцией, наркотрафиком;
ü появление единого экономического пространства;
ü появление энергетической проблематики;
ü цветные революции.
Гг.
ü обострение ситуации в Грузии, Юж. Осетии и Абхазии;
ü газовые конфликты с Украиной и Белоруссией;
ü массовое политическое влияние на страны постсоветского пространства оказывают две страны: США, ЕС;
ü возобновление проекта союзного государства «Россия-Белоруссия».
Г.
ü принимается КВП-2008, в которой отношения с СНГ стоят на первом месте;
ü в целом укрепление взаимодействия в рамках СНГ;
ü укрепление роли ЕврАзЭС как локомотива экономической интеграции: в сообществе была в основном сформирована договорно-правовая база таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России. Одновременно велась работа по подготовке договорно-правовой базы следующего этапа интеграции – единого экономического пространства (Узбекистан приостанавливает свое членство в ЕврАзЭС);
ü война в Южной Осетии и Абхазии, РФ признает независимость этих государств;
ü своё намерение выйти из СНГ высказывает Грузия;
ü попытки укрепления ОДКБ и введение сил быстрого развёртывания;
ü российско-украинский кризис (поставки Украиной оружия грузинской армии, открытая позиция по желанию вступить в НАТО, газовые конфликты в связи с нежеланием уплаты по тарифам украинской стороной);
ü функционирование ОДКБ – осуждение агрессии Грузии в отношении Южной Осетии, продвижение договора о европейской безопасности;
ü в целом положительная динамика отношений со всеми странами на бывшем советском пространстве;
ü «Восточное партнёрство» ЕС (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения).
Г.
ü углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств оставалось приоритетным направлением внешней политики России;
ü принятие Плана по реализации совместных мер государств-участников СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 годы;
ü на переднем плане коллективного взаимодействия в рамках СНГ находились вопросы экономики. Совет глав правительств (СГП) СНГ в мае утвердил План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года;
ü 2009 год был объявлен в СНГ «Годом энергетики». На ноябрьском СГП СНГ были подписаны Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики, Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ, а также утверждены Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере;
ü Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) подтвердило свою роль ядра экономической интеграции на пространстве СНГ. В 2009 году завершено формирование договорно-правовой базыТаможенного союза (ТС)«тройки» членов ЕврАзЭСв составе Белоруссии, Казахстана и России, что позволило запустить деятельность ТС с 1 января 2010 года;
ü сделан очередной шаг по обеспечению следующего, после Таможенного союза, интеграционного этапа – 19 декабря в Алма-Ате на неформальной встрече лидеров государств «тройки» утвержден план по созданию Единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана. Налажена работа по его реализации;
ü последовательно проводилась линия на укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)и ее дальнейшую трансформацию в многофункциональную структуру в сфере обеспечения безопасности. В целях усиления инструментария ОДКБ в сфере реагирования на угрозы безопасности государств-членов принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ;
ü непростой диалог с Украиной (русофобская политика, нерешенность вопросов Черноморского флота, однако, решен газовый кризис);
ü из СНГ официально выходит Грузия;
ü укрепление правовой базы в отношениях с Южной Осетией и Абхазией;
ü отношения с Грузией на протяжении всего 2009 г. оставались фактически замороженными;
ü в отношении других стран – положительная динамика отношений: конкретно в Центрально-азиатском регионе стоит отметить дальнейшее укрепление борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, исходящих в первую очередь с территории соседнего Афганистана.
Г.
ü активизация межгосударственных связей: четыре саммита в Москве – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенного союза «тройки» России, Белоруссии и Казахстана в рамках ЕврАзЭС;
ü согласование нового Договора о зоне свободной торговли в СНГ, выработке и реализации совместных антикризисных мер, придании импульса сотрудничеству в научно-технологической сфере (подписание намечено на 2011г.).;
ü в октябре в Москве состоялся V Форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества «Инновационное и гуманитарное партнерство – основа динамичного развития стран СНГ»;
ü рассматривались вопросы о продвижении российской инициативы по заключению Договора о европейской безопасности;
ü предпринимались шаги по дальнейшему развитию тесного взаимодействия в правоохранительной сфере, противодействии вызовам и угрозам безопасности;
ü по традиции, большое внимание уделялось вопросам гуманитарного сотрудничества, включая развитие молодежных контактов. На декабрьском заседании СГГ была утверждена Стратегия международного молодежного сотрудничества на период до 2020 г.;
ü запуск Таможенного союза (ТС)ЕврАзЭС в формате «тройки» – Белоруссии, Казахстана и России. Сделан шаг к следующему интеграционному этапу, а именно Единому экономическому пространству «тройки» (ЕЭП), предполагающему свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В декабре на заседании Межгоссовета – Высшего органа Таможенного союза подписан пакет международных договоров, составляющих правовую основу ЕЭП, который должен вступить в силу с 1 января 2012 г.;
ü позитивный диалог с Украиной. 21 апреля президентами Д.А.Медведевым и В.Ф.Януковичем произошло подписание Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. В соответствии с этим документом, уже ратифицированным парламентами обеих стран и вступившим в силу, срок пребывания Черноморского флота на территории Украины после 28 мая 2017 г. продлевается на 25 лет, то есть до 2042 г., с возможностью последующей пролонгации;
ü дипломатические отношения с Грузией остаются прерванными. Продолжение провокаций в отношении России с грузинской стороны;
содействие Киргизиив стабилизации обстановки, осложнившейся там в результате внутриполитического кризиса (апрель). При участии РФ, а также ОДКБ и ШОС, а также по линии ООН, ОБСЕ, других международных структур.