Порядок рассмотрения письменных обращений
ТЕМА 21. ФОРМЫ И ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Формы и виды обращений граждан
Порядок работы с обращениями
ВОПРОС 1. Согласно ст.40 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин и иные лица имеют право направлять обращения в государственные и иные органы и их должностным лицам. Порядок реализации данного права регулируется Законом «Об обращениях граждан и юридических лтц» 2011 г.
В соответствии с ним обращение– это индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенное в устной или письменной форме.
Таким образом, можно выделить следующие формы обращений:
1. Индивидуальныеи коллективные;
2. Устныеи письменные;
3. Первичныеиповторные;
4. Имеющие автораианонимные.
Анонимным является обращение гражданина или иного лица, в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).
Законом установлены следующие виды обращений:
1) предложение – т.е. рекомендация по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
2) заявление– ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;
3) жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
Действие указанного Закона не распространяется на обращения:
1. рассматриваемые в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;
2. для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).
ВОПРОС 2. Сроки рассмотрения обращений
Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней.
При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.
Срок рассмотрения обращений при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом граждан.
Порядок рассмотрения письменных обращений
Письменные обращения, направленные в государственные органы, иные организации (должностным лицам) подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.
Письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях:
1) в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан; либо
2) по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.
Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих органов, организаций и должностных лиц.
Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в Законе.
Неудовлетворение гражданина полученным на обращение ответом оставляет за ним право направить повторное обращение.
Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном Законом. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.
Прекращение переписки не лишает гражданина права направить обращение в вышестоящий орган.
Нарушение правил и сроков работы с обращениями оставляет за гражданином право требовать привлечения виновных лиц к юридической ответственности в административном или в судебном порядке.