Вопрос8. Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ.

Обращение – письменное или устное воле­изъявление гражданина РФ, адресованное государственным органам и органам местного самоуправления, содержащее оп­ределенную информацию, имеющую как публичное значение, так и связанную с осуществлением прав и свобод граждан РФ либо необходимостью их защиты.

Порядок обращения регулируется ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»..

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективныеобращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Виды обращений:

1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление - просьбагражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданинимеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов,

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

1) Письменное обращениеподлежит обязательной регистрации в течение трех днейс момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

2) Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В законе специально выделены обращения, особенность рассмотрения которых сводится к тому, что поставленные в них вопросы остаются либо могут быть оставлены без ответа. Име­ются в виду обращение:анонимное; в котором обжалуется ре­шение суда; недоступное для прочтения; содержащее нецензур­ные или оскорбительные выражения,угрозу жизни, здоровью, имуществу должностного лица, и также членов его семьи; по­вторное обращение в тот же орган по вопросу, ответ на который уже дан; ответ на которое не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняе­мую федеральным законом тайну.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

3)Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В ФЗ об обращениях имеются положения о личном при­еме граждан. При личном приеме гражданин предъявляет до­кумент, удостоверяющий era личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Ответ на устное обращение, не требующее дополнительной про­верки, с согласия гражданина может быть дан устно в ходе лич­ного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Гражданин, в случае нарушения его прав по ФЗ, имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан на решения или действия (без­действие) государственных органов, органов местного самоуп­равления, должностных лиц и государственных служащих, в ко­торых усматривается нарушение их прав. Он рассматривает жалобу только в том случае, если ранее заявитель обжаловал соответствующие решения и действия в судебном или административном порядке, но не со­гласен с решением, принятым по его жалобе.Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Установлены реквизиты жалобы: она должна со­держать фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; изло­жение существа обжалуемых решений или действий; сопровож­даться копиями решений, принятых по жалобе.

Наши рекомендации