Анализ функций пресс-службы президента РФ
Рассмотрим пресс-службу Президента РФ подробнее. Здесь можно выделить несколько отделов :
1)Отдел Управления пресс-службы и информации Президента РФ (в настоящее время начальником является Тимакова Наталья Александровна);
2)Пресс-секретарь Президента РФ (сейчас это Громов Алексей Алексеевич);
3)Департамент аккредитации и брифингов Управление пресс-службы и информации Президента РФ.
Каждый из вышеперечисленных отделов и соответствующих руководителей имеют четко регламентированные задачи и функции. А именно:
1) Управление пресс-службы и информации Президента РФ. Основными задачами Управления являются:
- обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной информационной политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений;
- предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;
- оперативное информирование Президента Российской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об откликах на них в средствах массовой информации;
- организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом;
- организация и обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации со средствами массовой информации.
Основными функциями Управления являются:
1. Определение коммуникационной политики и контроль над ее исполнением:
- участие в подготовке и проведении государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом в целях их освещения в средствах массовой информации;
- координация работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти, а также должностных лиц указанных органов, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации, по освещению ими деятельности Президента Российской Федерации;
- подготовка совместно с Управлением Президента Российской Федерации по внутренней политике предложений Руководителю Администрации Президента Российской Федерации о взаимодействии со средствами массовой информации, об информационной поддержке мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации;
- обеспечение выступлений Президента Российской Федерации в средствах массовой информации;
- участие в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Федерации;
- формирование через средства массовой информации объективного общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации;
2. Распространение информации:
- доведение в пределах своей компетенции до сведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и средств массовой информации основных направлений государственной информационной политики, определяемых Президентом Российской Федерации;
- подготовка совместно с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации различных материалов для средств массовой информации о деятельности главы государства и проводимой им политике;
- организация пресс-конференций, интервью, других встреч Президента Российской Федерации с представителями средств массовой информации;
- приглашение представителей средств массовой информации для освещения мероприятий с участием главы государства;
- распространение сообщений пресс-службы Президента Российской Федерации для средств массовой информации;
- организация и проведение брифингов по различным вопросам деятельности Президента Российской Федерации;
- взаимодействие с российскими и иностранными средствами массовой информации, а также с журналистами в целях объективного и в полном объеме освещения деятельности Президента Российской Федерации;
3. Сбор и обработка информации:
- мониторинг российских и зарубежных средств массовой информации;
- сбор и анализ в пределах своей компетенции информации об основных событиях общественно-политического и социально-экономического характера в целях подготовки соответствующих докладов Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;
- участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
- подготовка для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации обзоров публикаций и сообщений в средствах массовой информации, а также справок и аналитических материалов;
- мониторинг информационного поля в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в стране и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;
4. Обеспечение обратной связи:
- организация и обеспечение интернет-представительства Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации в международной компьютерной сети "Интернет" [9].
2) пресс-секретарь Президента-первый помощник Президента для обеспечения реализации информационной политики главы государства. Функции пресс-секретаря Президента несколько уже, чем Отдела Управления пресс-службы и информации Президента РФ. А главной функцией Определение коммуникационной политики и контроль над ее исполнением:
- осуществляет организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам информационной политики;
- осуществляет общее руководство деятельностью Управления пресс-службы и информации Президента Российской Федерации;
- обеспечивает совместно с заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощником Президента Российской Федерации Сурковым В.Ю. взаимодействие Администрации Президента Российской Федерации со средствами массовой информации;
- координирует работу пресс-служб федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по освещению деятельности Президента Российской Федерации;
- утверждает должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации
3)И последний отдел (Департамент аккредитации и брифингов), в свою очередь, занимается организацией брифингов и аккредитацией журналистов
3.3. Пресс-служба Президента РФ в системе массовой коммуникации
Проанализировав функции пресс-службы Президента РФ, составим схему реализации её работы на основе модели массовой коммуникации.
Источник информации является важнейшим элементом, которому важно донести нужную информацию до аудитории. Коммуникатор - связующее звено между двумя участниками коммуникации. В политической жизни объекты (как отдельная личность (например, Президент, депутат), так и группа лиц (например, партия)) или события социальной действительности (деятельность Президента РФ) создают информационный повод. В качестве источника информации в политической сфере выступает пресс-служба. СМИ выступают в качестве канала-коммуникатора, который непосредственно «доставляет» информацию адресату. С помощью «конечной» продукции рекламируется политический имидж, пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и пути их решения.
Особенностью современной массовой коммуникации является возможность обратной реакция аудитории. Это могут быть непосредственно письма и обращения к Президенту РФ от граждан или группы лиц. Аудитория может быть инициатором журналистского расследования, свого рода «заказчиком» социального расследования. А журналист в свою очередь делает запрос в пресс-службу Президента или , в крайнем случае, лично к Президенту. Сам Президент взаимодействует 1) с пресс-службой, устраивая различные собрания; 2) со средствами массовой информации (общения с журналистами, пресс-конференции и т. д.); 3) с аудиторией (это уже ставшие традиционными общение граждан с президентом в прямом эфире).
Таким образом, всю информацию, с которой приходится иметь дело пресс-службе, можно разделить на:
1) входящую (получаемую от …);
2) исходящую (направляемую в …);
3) внутреннюю (ту, которая производится и потребляется самой службой).
К входящей информации относятся:
1) материалы СМИ, различных информационных агентств, информационных каналов и т. п.
2) данные для компьютерных программ аналитической обработки информации;
3) документы, материалы, инструкции, нормативные акты, распоряжения и т. п. президента РФ.
К исходящей информации относятся:
1) обзоры прессы, различных информационных каналов, контент-анализ прессы;
2) материалы для прессы и информационных агентств - пресс-релизы, ньюз-релизы, ответы на публикации, опровержения, сообщения, заявления, интервью, статьи и т. п. как для газет, так и для электронных СМИ, включая Интернет;
3) устные сообщения, распространяемые среди общественности;
4) аналитические, информационные и другие материалы для руководства;
5) аналитические, информационные и другие материалы для других подразделений;
К внутренней информации относятся:
1) содержимое баз данных по всем средствам массовой информации, информационным каналам;
2) содержание баз данных по VIP-персонам и знаменательным событиям;
3) результаты социологических исследований, опросов населения.
Пресс-служба в вышеупомянутой схеме играет очень важную роль. Глава государства является ключевой фигурой в стране, поэтому он постоянно находится в огромной информационном потоке. Для Президента необходимо не только получать информацию, но и реагировать на нее. Здесь пресс-служба является «информационным фильтром». Вся информация, направленная лично Президенту, а также различные публикации обрабатывается и в обработанном виде отправляется главе государства. Некоторые запросы входят в компетенцию пресс-службы. Поэтому пресс-служба может отвечать на полученные запросы, или направлять их в нужные органы, тем самым «облегчая» жизнь Президенту.
Заключение
В данной работе даны понятия массовой коммуникации, пресс-службы в государственной сфере, проанализировали функции пресс-службы Президента РФ.
Планирование со СМИ является важнейшей частью деятельности государственных служб. Организация, которая не считает нужным координировать свою деятельность со средствами массовой информации, зачастую сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. А такая важнейшая государственная структура как Аппарат Президента Российской Федерации не может себе позволить быть «планируемой, ведомой».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пресс-служба является важным связующим звеном между Президентом РФ (который в системе массовой коммуникации выполняет роль объекта или
события социальной действительности) и СМИ (которые являются каналами коммуникации подачи нужной информации аудитории). Пресс-служба - главный источник информации для средств массовой информации.
Выполняя положенные функции, пресс-служба помогает главе государства в полной мере реализовывать свои конституционные полномочия в области государственной информационной политики, быть в курсе сложившейся информационной обстановки, пресс-служба организует и обеспечивает взаимодействие Президента со средствами массовой информации, что, в свою очередь, обеспечивает благоприятное существование и функционирование в своей среде.
Список использованных источников и литературы:
1. Блэк С. Паблик рилейшнз. - М.: Сирин, 2002., - 202с.
2. Галумов Э. Имидж против имиджа.- М.: Изд-во «Известия»,2005.- 552с.
3. Конецкая В. П. Социология коммуникации - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
4. Кочеткова А. PR- планирование в государственной сфере// Пресс-служба, №8, 2007.- с.40-48
5. Митрохин В.И. Россия: власть, президент, выборы. М.: «Союз», 1996.-139 с.
6. Ольшанский Д. Политический PR- СПб.: Питер, 2003.- 544 с.