Понятие «политическая культура». Функции и типология политической культуры
Идеологическая работа может быть правильно организована, если она проводится с учетом достигнутого уровня развития национальной политической культуры. Для того чтобы раскрыть особенности и специфику белорусской политической культуры, необходимо четко понимать ее содержание и роль в жизни народа.
Политическая культура – сложное, связанное с политикой как сферой человеческой деятельности по поводу власти и отношений к ней явление.
Политическая культура обычно рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле политическая культура – это умение человека или постепенно сложившийся у него навык понимать механизм взаимодействия политических сил
в обществе, способность индивида использовать этот навык для анализа происходящих событий и применять его в своей повседневной социальной ориентации. Широкое понимание политической культуры предполагает наличие у человека определенных убеждений и политических взглядов, что, в свою очередь, предполагает принятие активного участия в политике, обладание опытом политических действий.
От уровня развития политической культуры людей, который определяется национальным характером, эпохой, конкретно-историческими событиями и т. п.,
во многом зависит государственное строительство и управление, национальное развитие, что, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на общество и человека.
Исторически каждый народ создавал характерную только для него систему ценностей как основу политической культуры. В зависимости от нее народы отличаются друг от друга своими представлениями о том, как должна функционировать оптимальная политическая система, какие права и обязанности имеет гражданин перед обществом.
Политическая культура общества в конкретных исторических условиях формируется неравномерно. На нее оказывают определяющее влияние революции, войны, кризисы, развитие культурных процессов в целом и многие другие факторы. Важную роль в формировании и развитии политической культуры играют государство, политические партии, средства массовой информации, семья, школа, церковь, деловые круги, культурная элита общества и др.
Наряду с широким значением термина «политическая культура» (впервые использованным в западной литературе в 1956 г. американским политологом Г. Алмондом) используется и узкое, специальное ее понимание как особого типа ориентации на политическое действие, отражающей специфику каждой политической системы. В этом смысле политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.
Политическая культура в узком, прикладном смысле понимается как система относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения человека, которые проявляются в непосредственной деятельности его как участника определенного политического процесса, как ориентация человека, групп людей на определенные политические действия и процессы (выборы, развитие партий, диалог
или конфронтация и др.).
Политическая культура предполагает выполнение гражданами системы социальных требований (уважение Конституции, государственных символов, соблюдение законов страны). В рамках данных требований члены общества осуществляют политическую деятельность. При этом в политических действиях проявляются убеждения, эмоции, ценностные ориентации, которые тоже являются компонентом политической культуры. Среди них основным является общее политическое мировоззрение общества, которое составляет часть мировоззрения отдельного человека или социальной группы.
В современной справочной политологической литературе уместно отмечается, что «политическую культуру можно определить как совокупность типичных форм мышления и поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смыслах и целях развития мира политики и закрепляющие устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства и общества в соответствующей деятельности институтов власти и создающие преемственность политического развития социума»[20].
В то же время понимание неоднозначных, используемых людьми в политике ценностей показывает, что политическая культура и в целом, и в каждом отдельном обществе включает разнообразные субкультуры, т. е. локальные, относительно самостоятельные группы ценностей, норм, стереотипов и приемов политического общения и поведения, поддерживаемых отдельными группами населения. По сути, субкультуры являются подсистемами ориентации и моделями политического поведения, характерными для тех или иных общностей и отличающиеся от иных, более распространенных и(или) доминирующих в обществе (регионе, нации в целом) ценностей и соответствующих им форм поведения.
Господствующая в обществе нравственность, система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом оказывают определяющее влияние на характер политических ориентаций, симпатий и антипатий людей.
Политическая культура проявляется по-разному: посредством актов политического поведения, политических действий, определенных эмоциональных и других реакций.
В каждой конкретной политической культуре есть относительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «периферия».
В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентаций:
· познавательные (когнитивные) – носят рассудочный (рациональный) характер. Это истинные или ложные сведения о политических лидерах, событиях и явлениях;
· эмоциональные (аффективные) – это эмоции, чувства, привязанности в отношении политических субъектов;
· оценочные ориентации – это суждения, мнения, основанные на определенных ценностных стандартах.
Структурированиеполитической культуры возможно также с учетом значения ценностных ориентаций для формирования политической деятельности человека.
В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.
Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Другими словами, выработка политического мировоззрения заставляет человека соотносить cвои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни и др.) с особенностями понимания собственного предназначения
в политической сфере, формировать представления о роли политики в достижении им главных жизненных целей.
В структуре политической культуры выделяют ее субъект и объект. Субъектом политической культурыможет выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности
и т. д. Субъект политической культуры – носитель и хранитель определенных политических ценностей. Объектом может служить политическая система в целом и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и др. В структуре политической культуры индивида следует выделить прежде всего политические знания и убеждения, а также способность человека к эффективным политическим действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений.
Политическая культура общества крайне не однородна. Она проявляется
в деятельности отдельного человека, группы людей, которые относятся часто к одному или разным социальным слоям. В этой связи выделяют, например, политическую культуру элит и политическую культуру масс.
Эти разновидности политической культуры по-разному связаны с институтами политической системы, неодинаково влияют на существующий в государстве политический режим. От политической культуры элит напрямую зависит форма,
а также эффективность или неэффективность политической системы. Политическая культура масс, развиваясь во многом независимо от господствующего политического режима, может оказывать воздействие на политический режим, опираясь лишь
на реальные рычаги влияния на формирование органов власти. Важнейшим из них
в демократическом обществе являются выборы, через которые массы определяют состав правящих элит, характер политической системы (режима) на определенный Конституцией срок.
Таким образом, политическая культура – это не только осознание обществом
в целом и его членами в частности существующего в государстве политического режима, но и действия как политических элит, так и гражданских масс, направленные на совершенствование политической системы через выборы, референдумы и т. п.
Республика Беларусь заинтересована в повышении уровня развития политической культуры своих граждан и руководителей, а важнейшим показателем высокой политической культуры является конструктивный подход в политических воззрениях и действиях. Политически культурные люди всегда могут прийти к такому компромиссу, который будет вносить вклад в благо общества.
Некоторые элементы политической культуры усваиваются человеком почти автоматически – в процессе повседневной жизни. Другие ее компоненты являются волевым приобретением личности. Для того чтобы их приобрести, человек должен читать, мыслить, учиться ориентироваться в политической информации; вырабатывать способность определять политическую ориентацию политиков, партий, оценивать, что именно в их программах и действиях истинно и ложно, справедливо и не справедливо, насколько они отражают национальные интересы и защищают безопасность страны.
В формировании политической культуры определяющую роль играет государство в лице своих законодательных и исполнительных органов. Оно во многом определяет модели политического поведения граждан, формирует и закрепляет национальные, политические символы (флаг, герб, гимн и т. п.).
Во многих странах флаг вместе с гербом, гимном и другими атрибутами государственности превращаются в неотъемлемую часть эмоционального мира гражданина, важный элемент патриотического единения.
Государственные герб и флаг нашей страны воплощают ее общественный и политический строй – демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий жизни для каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан республики независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Усвоение человеком политических ценностей, восприятие им значимости
и смысла национально-государственных символов, а также понимание форм и норм политической деятельности получило название политической социализации. Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения людей, принятия и выполнения ими политических ролей (избирателей, участников референдума, оппозиционеров и др.).
Человек, безразличный к уровню своей политической культуры, никогда
не сможет реализовать себя в качестве деятельного члена общества.
Проблема типологии политической культуры в различных политологических школах и направлениях решается по-разному. Марксистский подход, исходя
из классовых и формационных представлений, выделял пролетарскую, крестьянскую, буржуазную, мелкобуржуазную и т. д. политическую культуру; политическую культуру общественно-экономических формаций – капитализма, социализма и т. д.
Современная западная типология политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба) включает в себя три типа: патриархальный, подданнический и активистский. Дадим им краткую характеристику.
Патриархальная (провинциальная) политическая культура свойственна обществу, в котором не сформирована политическая система, нет специфических политических решений, ориентация на которые не отделена от религиозных, социальных и экономических функций.
Подданническая политическая культура характеризуется пассивным отношением к политической системе, когда народ признает особый авторитет и роль власти, но в обществе практически отсутствует стремление к участию в политической жизни на иных, нежели традиционные, основаниях.
Активистская политическая культура («культура участия») обычно приписывается современным обществам. Она отражает общественную ориентацию индивидов на активную роль в политической системе независимо от положительной или отрицательной ее оценки.
Типыполитической культуры классифицируют и по другим основаниям, например по стилям политического поведения граждан в тех или иных странах.
В связи с этим можно говорить о рыночной (когда политика понимается людьми
как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской политической культуре (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида), а также традиционной (соответствующей аграрному этапу развития общества), модернистской (развивающей свои традиции и ценности на основе индустриального способа производства) и постмодернистской (формирующей нормы на основе доминирования постматериальных ценностей, качественного повышения политической роли электронных СМИ и соответствующих им информационных технологий властвования) ее разновидностях.
К функциямполитической культуры относятся:
· функция идентификации, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности;
· функция ориентации, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей
при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
· функция предписания (программирования), выражающая приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека;
· функция адаптации, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
· функция социализации, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
· функция интеграции (дезинтеграции), обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
· функция коммуникации, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов
и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.