Причины возникновения этнических конфликтов
Природа и сущность этнических конфликтов
В любом мононациональном обществе социально-экономическое и культурное развитие протекает неравномерно в территориальном плане, что закономерно порождает, с одной стороны, противоречия в интересах различных региональных групп, а с другой – необходимость постоянного поиска баланса интересов между ними.
В полиэтничных государствах эти процессы неравномерного развития приобретают этническую окраску, поскольку разные этнические группы населяют различные территории и имеют различный статус в социальной структуре общества. В сочетании с неравномерностью экономического и культурного развития те или иные этнические группы имеют и различные интересы, удовлетворение которых в данных исторических условиях может быть осуществлено только за счет ущемления интересов других групп. Неравномерность развития порождает потребность изменить существующую на данный момент ситуацию в интересах обеспечения более справедливого, с точки зрения какой-либо этнической группы, учета интересов.
Таким образом, основой этнических конфликтов являются проблемы и противоречия, возникающие в процессе взаимоотношения этносов в различных сферах их жизнедеятельности.
Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства – с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством.
В качестве инициаторов этнических конфликтов всегда выступают лидеры этнических общностей. Их инициативу и нацеленность на конфронтацию в обществе нельзя интерпретировать или оценивать только отрицательными терминами, поскольку стремление к переменам в статусе или положении своего этноса часто бывает совершенно оправданным и справедливым в силу реальной ущемленности интересов этнической группы, которую они представляют.
Проблемы и противоречия во взаимоотношениях этносов играют решающую роль в возникновении этнических конфликтов, но не всегда к ним приводят. Конфликты возникают тогда, когда противоборствующие стороны осознают несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию поведения. При этом важное значение приобретает стадия осознания и эмоционального вызревания конфликта.
Если сложившаяся конфликтная ситуация осознана сторонами, то даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой его стадии. В это время этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию и эскалации.
По мере развития конфликтной ситуации состояние отчуждения перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую (как правило, доминирующую) этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести к насильственным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего и расцениваются как собственно конфликт. В этом случае этнический конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей. В то же время любой этнический конфликт представляет собой одну из разновидностей социального конфликта наряду с религиозным, расовым, межгосударственным. Вообще, под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося положения вещей существенной частью представителей одной или нескольких местных этнических групп. Но об этническом конфликте можно говорить только тогда, когда организационно оформляется и приобретает определенное влияние национальное движение или партия, ставящие своей целью обеспечение национальных интересов определенного народа и для достижения этой цели стремящиеся изменить существующие отношения в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни этноса.
Причины возникновения этнических конфликтов
Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. Именно в этих условиях коренятся основные причины возникновения межэтнических конфликтов.
Исследования современных этнических конфликтов показывают, что в основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить главные и второстепенные. Отечественные этносоциологи в качестве таких причин этнических конфликтов выделяют следующие: территориальные споры; миграции и перемещения; историческую память; стремление к самоопределению; борьбу за материальные ресурсы или их перераспределение; претензии на власть национальных элит; конкуренцию между этносами в сфере разделения труда и др.
1. Территориальные споры. Как уже было отмечено, большинство современных государств являются полиэтничными. Их создание чаще всего сопровождалось затяжными конфликтами и борьбой за территории проживания. В наше время процесс обретения государственности отдельными этносами также активно развивается, что неизбежно влечет за собой претензии на территории других этносов или отторжение части территории других государств. А поскольку все большие этносы уже давно представляют собой территориально организованные общности людей, то любое посягательство на территорию другого этноса воспринимается как покушение на само его существование.
Этнотерриториальные конфликты предполагают значительное перераспределение существующего этнополитического пространства. Для обоснования этой перекройки используются, как правило, исторические аргументы и свидетельства. В качестве аргументов и доказательств обосновывается принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. При этом каждая из сторон обладает, по их мнению, неопровержимыми историческими доказательствами, закрепляющими именно ее права на владение спорной территорией. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения каждого этноса в прошлом неоднократно менялась, как менялись и границы государств. Причем время, от которого производится отсчет принадлежности спорной этнической территории, сторонами выбирается произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. Такое обращение к истории не только не приводит к разрешению споров, но, наоборот, делает их еще более запутанными и субъективными.
Вторая группа этнотерриториальных проблем связана с вопросом создания независимых территориально-государственных образований. Дело в том, что основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимых государственных образований. В процессе демократизации общества и повышения вследствие этого фактического статуса этносов, не имеющих собственных суверенных государств, а также развития их экономики и культуры среди этих этносов нередко возникают этнополитические движения, ставящие своей целью создание независимого национального государства. Особенно влиятельными подобные движения оказываются среди тех этносов, которые на определенном этапе своей истории уже имели государственность, но впоследствии утратили ее. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский в Абхазии и армяно-азербайджанский в Нагорном Карабахе.
Проблема территориальных претензий и разногласия по поводу границ существуют сегодня практически между всеми бывшими республиками СССР. При решении этих проблем и разногласий любые претензии этнических групп, содержащие требования пересмотра существующих границ, очень болезненно воспринимаются титульными этносами и ведут к резкой эскалации межэтнической напряженности. Современная история России является в этом отношении ярким и убедительным примером. Территориальные притязания одних народов и государств к другим, требования передела границ охватывают большую часть еще недавно единой страны, и многие из этих конфликтов имеют длительную предысторию. Так, на территории бывшего СССР зафиксировано пять длительных этнических вооруженных конфликтов и около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождавшихся жертвами среди мирного населения.
Попытки разрешения территориальных конфликтов показывают, что в силу своей сложности эти разногласия практически неразрешимы. В постсоветской истории можно назвать только один успешный опыт решения территориальных проблем. Это создание Гагаузской Республики, т.е. гагаузской автономной территории в составе Молдовы. В остальных случаях территориальные конфликты так и остались неразрешенными. Это связано с тем, что урегулирование территориальных споров приводит к существенной трансформации общества: оно укрепляет либо территориальное выделение этнических меньшинств, либо характер их выделения в рамках полиэтничного общества. Тем самым создаются правовые и иные основы для дальнейшей эволюции этнополитических движений национальных меньшинств в сторону этнического сепаратизма.
Вместе с тем после цивилизованного разрешения территориальных споров появляется возможность для развития территориально выделившихся этнических меньшинств в сторону их все большей интегрированности в национальное сообщество. Ведь новый статус национального меньшинства, наличие определенных институциональных гарантий и территориальной автономии снимает у представителей этнических меньшинств опасения насильственной ассимиляции и в какой-то мере гарантирует невозможность возникновения на данной территории политического и культурного доминирования представителей этнического большинства. Однако такой путь разрешения территориальных споров в мировой истории является исключительно редким.
2. Борьба за ресурсы и собственность. Экологическая ситуация и наличие природных ресурсов также способны оказывать свое влияние на состояние межэтнических отношений, провоцируя их обострение. Прежде всего, это выражается в борьбе этносов за владение материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. При возникновении спора о праве владеть землей или распоряжаться недрами каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов.
Этнические конфликты по данным причинам, как правило, являются результатом экономического неравенства различных этнических групп, осознаваемого ими как экономическая этнонациональная дискриминация. Это осознание становится причиной формирования этнической солидарности и коллективных действий за обеспечение своих экономических прав. В этом случае подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности и ресурсов приводит к противоречию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Основной формой такого рода конфликтов является стремление к получению суверенитета одного из этносов. Наиболее ярким примером подобного конфликта могут служить события в Чечне.
В советскую эпоху во многих регионах страны существенно обострилась экологическая ситуация. Тогда в угоду экономической целесообразности разрушалась традиционная система природопользования, и в частности землепользования, что непосредственно изменило образ жизни этносов во многих республиках и регионах. Так, например, строительство Каракумского канала привело сначала к обмелению крупнейших рек этого региона - Амударьи и Сырдарьи, а затем к фактическому исчезновению Аральского моря. В другом случае разработка нефтегазовых месторождений Сибири не только разрушила природную среду обитания народов Крайнего Севера и Сибири, но и привела к значительному сокращению поголовья оленей, превратила оленеводство в убыточную отрасль хозяйства. Подобные результаты хозяйственной деятельности закономерно стимулировали этноцентробежные тенденции, национальный и региональный сепаратизм, этническую неприязнь к русским.
3. Стремление к изменению статуса местных элит. Статусные конфликты предполагают изменение политического и социального статуса этносов, перераспределение властных полномочий в пользу той или иной этнотерриториальной автономии и правящей в ней элиты. Возникновение такого типа этнических конфликтов вызвано делением этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные», создающим ситуации этнического неравноправия и дискриминации. В результате такого деления складывается социальная неоднородность в этнотерриториальном аспекте.
В основе этнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации и интеллектуализации этносов, роста их образовательного и культурного уровня. Создание собственной интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений об этнической самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные виды деятельности, в том числе и во власти.
В неустойчивой обстановке переходного периода от тоталитаризма к демократии привилегированные слои основных этнополитических групп автономий активно стимулируют изменения системы этносоциальной стратификации. Эти изменения несут в себе определенные издержки, так как этнические элиты, формирующие и определяющие интересы своих последователей, придают узкокорпоративным интересам этническую окраску. Одновременно идет поиск этносами своего места в новой экономической модели общества, что способствует самовыражению и самоутверждению этносов.
4. Изменение системы разделения труда. Как показывает историческая практика, в большинстве полиэтничных государств естественным образом складывается система разделения труда между этническими группами. А поскольку различные сферы приложения труда дают разные доходы, постольку между ними, естественно, складывается негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. А в условиях сложившейся зависимости между сферами разделения труда и этническими общностями эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях и проблема разделения труда приобретает зримо выраженный этнический характер.
Некоторые бывшие советские республики и после распада СССР, по существу, остались традиционным обществами со слабым разделением труда, низким уровнем урбанизации, наличием трудоемких производств с большой долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениями личной зависимости, низким доходом на душу населения и традиционными нормами и ценностями в культуре. В силу этих причин представители других этносов, занимающие элитное положение в обществе и занятые престижными видами деятельности в сферах экономики, управления, политики вызывают у коренного населения чувство этнической неприязни и непроизвольно (самими фактами своей квалификации, уровнем образования и доходами) становятся стимуляторами разжигания межэтнической розни. По этим же причинам могут возникать конфликты и внутри одного этноса, вызванные борьбой кланов или субэтносов.
5. Историческая память. Немаловажным детерминирующим фактором этнических конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая долгие годы факты насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов (см. повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая») и т.д. Кроме того, она включает в себя и различного рода исторические символы, мифологизированные образы и легенды, этнические стереотипы, автостереотипы и т.д. В большинстве случаев передаваемая устно историческая память обладает высокой степенью устойчивости и с трудом поддается коррекции через систему образования или средствами массовой информации. Официальная версия тех или иных событий этнической истории зачастую отвергается как ложная, даже по тем вопросам, по которым имеются убедительные исторические свидетельства. В исторической памяти этносов особое место занимают представления о «золотом веке» их истории (почти всегда он относится к периоду независимого существования этноса), восприятие событий, связанных с включением этнической группы в состав другого государства, и последствия инкорпорирования для данного этноса. В условиях межэтнической напряженности прежняя официальная версия, как правило, подвергается полной дискредитации и происходит реинтерпретация истории в соответствии с коллективной исторической памятью этнической группы.
Современное многообразие этнических конфликтов вызвано не только причинами, отмеченными выше. Этот перечень легко можно было бы продолжить и расширить, выбрав для анализа определенные аспекты формирования и развития каждого конкретного конфликта. Чтобы понять причины межэтнических конфликтов, необходимо принять во внимание специфику каждого конкретного конфликта, а также учесть, что конфликтная ситуация может меняться в ходе его эскалации.
4. Динамика этнических конфликтов
Последние два десятилетия XX в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в результате процессов глобализации и демократизации и нашел свое выражение в виде феномена «этнического возрождения», который положил начало новому этапу развития целого ряда суверенных государств. Тоталитарные режимы не могли решить этнических проблем по той причине, что сама основа всех тоталитарных режимов исключает возможность какого-либо разнообразия (в том числе и этнического). Этническая однородность и унификация там достигается депортацией народов или политикой геноцида и этноцида.
По этой причине переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых случаях приводит к возникновению конфликтов. Однако для начала развития конфликта всегда нужна конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, повод, т.е. какое-либо внешнее обстоятельство или случай, которые служат толчком, детонатором, порождающим развитие событий.
Несмотря на то, что характер межэтнических взаимоотношений в каждом отдельном обществе имеет свою специфику и детерминирован особенностями развития и взаимодействия конкретных этносов данного общества, практически во всех этнических конфликтах можно выделить общие фазы их созревания и развития. Этнопсихолог ГУ Солдатова выделила четыре фазы созревания и развития этнических конфликтов: латентную, фрустрационную, конфликтную и кризисную1.
1. Латентная фаза характеризуется нормальной социально-психологической атмосферой общества, в котором отсутствует межэтническая напряженность и межэтнические отношения имеют позитивную направленность. Это означает, что в любом обществе существуют локальные состояния неудовлетворенности теми или иными сторонами жизни, но причины этой неудовлетворенности не связываются с отношениями между этническими общностями данного общества. В то же время практически в каждом обществе, где есть признанное деление на этнические группы, существует латентная (скрытая) межэтническая напряженность, составляющая естественный фон межэтнических отношений. В массовом сознании это состояние межэтнических отношений оценивается как нормальное, и в межэтническом взаимодействии сочетаются как кооперативные, так и соревновательные процессы. Но даже на этом уровне развития этнического конфликта отсутствует эмоциональная толерантность по отношению к представителям других этнических групп. Результаты эмпирических исследований показывают, что контакты с представителями иноэтничных групп вызывают повышенную эмоциональную напряженность, а изменение социальной ситуации в обществе уже резко стимулирует эмоциональную напряженность по отношению к «чужакам». Так произошло в бывшем СССР, где латентная напряженность, при всей внешней благопристойности межэтнических отношений, вдруг обнаружила свой мощный взрывной потенциал в условиях кардинальных социально-экономических реформ.
2. Фрустрационная фаза характеризуется ощущением гнетущей тревоги, отчаяния, гнева, раздражения и разочарования. На этой стадии напряженность становится зримой, прорываясь наружу в формах бытового национализма, которому соответствуют появление и широкое распространение в обществе уничижительных групповых характеристик (например, «лицо кавказской национальности», «чучмеки» и т.п.), большое количество анекдотов на национальные темы, увеличение случаев межличностных конфликтных эпизодов на национальной почве и т.п.
Главный признак фрустрационной напряженности — рост эмоционального возбуждения. Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряженности в обществе и ее трансформацией в межэтническую напряженность. Последнее означает, что в качестве источника фрустрации начинают восприниматься другие этнические группы. В результате различные препятствия, неурядицы, возникающие при удовлетворении жизненно важных потребностей, все чаще связываются с этнической принадлежностью. Этнические границы становятся ощутимыми, уменьшается их проницаемость. В межэтнических коммуникациях значительно возрастает роль языковых, культурных и психологических факторов. На этом этапе в массовом этническом сознании формируются чувства зависимости, ущемленности, несправедливости, враждебности, несовместимости, соперничества, страха, недоверия. На основе этих черт этнического сознания выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлениям «чужой» культуры.
3, Конфликтная фаза представляет собой открытое противоборство сторон, выражающееся в конфликте несовместимых целей, интересов, ценностей и соперничестве за ограниченные ресурсы. Рост межэтнической напряженности порождает групповую реакцию как форму социальной защиты, предполагающую активное вступление в борьбу за значимые социальные ценности, особенно за те, которые освящены культурной традицией. Обычно эти ценности представлены такими понятиями, как «народ», «национальная культура», «родина предков» и др. Эмоциональным ядром массового сознания становится образ врага, в котором конкретизируется угроза.
В этой ситуации межэтническая напряженность становится все более активной, выражается в этнической мобилизации и готовности
перейти к практическим действиям, которые предполагают стремление перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этническую иерархию общества, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. Единичныеслучаи проявления бытовых конфликтов сменяются массовыми. Сокращается дистанция между негативными этническим образами и соответствующими действиями. Кроме того, на этой стадии конфликта этнонациональные интересы становятся для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.
4. Кризисная фаза означает такую степень зрелости конфликта, когда его уже невозможно урегулировать цивилизованными методами и в то же время необходимо немедленно его разрешить. В кризисной ситуации психическое напряжение достигает своих крайних форм и по силе, и по масштабам влияния. Радикализм сторон и несовместимость позиций, крайняя предвзятость при интерпретации реальных фактов, абсолютизация защиты прав своей этнической группы достигают на этой стадии своего апогея. Общий уровень эмоционального возбуждения возрастает до такой степени, что эмоции становятся определяющим фактором в действиях этнической группы и иррациональной основой повышенной активности.
В кризисной ситуации межэтнической напряженности иррациональность проявляется как глубокая убежденность индивида или группы в своей правоте. Противоречащие этой убежденности факты либо игнорируются, либо объявляются ложными измышлениями противника. В эмоциональной сфере иррациональности присуще чрезмерное чувство собственной значимости, подозрительность, страх и гнев. При малейшем противодействии извне возникает стремление отомстить с готовностью самопожертвования во имя посрамления или гибели соперника. Субъективно это переживается как борьба притесняемого с притеснителями, т.е. как борьба добра со злом.
Развитие конфликта на этой фазе доводит его до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках одного государства, либо притязаний на создание новой этнонациональной государственности, на изменение территориальных границ существующего политического пространства. На этой стадии одна из конфликтующих этнических групп может прибегнуть к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.
Каждая из отмеченных стадий развития конфликта характеризуется, в свою очередь, соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Так, для второй стадии основным становится состояние межэтнического отчуждения, которое проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением необходимых случаев — профессиональных, служебных, бытовых. Иными словами, речь идет об увеличении социокультурной дистанции между этносами. Отчуждение при этом усиливается культурными различиями этносов, их несхожими стереотипами поведения.
5. Типология этнических конфликтов.
Даже поверхностный анализ различных этнических конфликтов в тех или иных регионах нашей планеты позволяет сделать вывод, что они различаются по своим масштабам, социальному значению, происхождению, продолжительности, напряженности и т.д. В связи с этим существуют самые разные типологии и классификации этнических конфликтов.
Самой общей классификацией этнических конфликтов является разделение их по признаку территории проживания. В этом случае выделяют: межгосударственные; региональные (между этносами, разделенными административными границами в рамках одного государства); между центром и регионом; местные этнические конфликты. Эти виды конфликтов еще часто называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, этнических общностей или групп.
Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям. В связи с этим обычно различают:
1) социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социального равенства и представительства в элитных слоях общества. Этот вид конфликтов является следствием неудовлетворенности той или иной этнической группы своим правовым статусом. По сути дела, это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная этническая группа;
2) этнотерриториалъные конфликты, в основе которых лежат требования изменения существующих этнических границ, присоединения к другому - «родственному» с культурно-исторической точки зрения этносу или государству или создания нового суверенного государства. Эти конфликты, как правило, имеют глубокие исторические корни и потому трудноразрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической родине при реализации права на возвращение прежних территорий (например, конфликты между ингушами и осетинами, крымско-татарский, нагорно-карабахский);
3) этнодемографические конфликты, которые развиваются в тех случаях, когда возникает реальная опасность растворения этноса в результате миграционного притока иноэтничного населения. Приоритетными требованиями в таких случаях становится защита прав коренного народа, введение разного рода ограничений для мигрантов, сохранение и возрождение языка и культуры коренной этнической общности.
По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме межэтнические конфликты лучше всего разрешать.
Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон на ненасильственные и насильственные.
К ненасильственным видам этнических конфликтов относятся национальные движения, стихийные шествия, митинги, демонстрации, акции гражданского неповиновения, эмиграция. Кроме того, в этой группе конфликтов выделяют институциональные формы, основой которых являются противоречия норм конституций, законодательства, реализующих интересы конфликтующих сторон.
Каждый из видов ненасильственных конфликтов отличается своими действующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институциональной форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования и интересы через институты власти,
При манифестирующих формах конфликта субъектом выступают значительные массы людей, поэтому данный вид конфликтов называют еще конфликтом «массовых действий». И хотя само по себе понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.
Насильственные конфликты проявляются в виде региональных войн или кратковременных открытых столкновений с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев. Такие конфликты сопровождаются погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев, вынужденными переселенцами.