Международные отношения в 1960-х годах

Основные тенденции в международной политике

Крупные изменения в мире не могли не отразиться на международной политике ведущих западных держав, прежде всего США. В области военной стратегии в начале 60-х годов США и НАТО взяли на вооружение новую доктрину “гибкого реагирования”. Допускалась возможность “ограниченных”, локальных войн с применением обычного или ядерного оружия. Это был отход от прежней доктрины “массированного возмездия”, предусматривавшей полномасштабную ядерную войну против СССР. Но и в новом варианте речь шла о возможности ядерного удара против социалистических стран.

Во внешней политике США и их союзников в 60-е годы проявлялись противоречивые тенденции. С одной стороны, они предпринимали усилия с целью восстановить утраченные позиции. Они укрепляли военно-политические блоки, разворачивали гонку вооружений, прибегали к враждебным акциям в отношении СССР и его союзников, а также независимых государств, освободившихся от колониальной зависимости. Это нередко вызывало не менее жесткие ответные меры со стороны Советского Союза. Однако новая ситуация заставляла более трезвомыслящих, дальновидных политиков считаться с новыми реальностями и вносить соответствующие коррективы во внешнеполитическую линию.

В ноябре 1961 г. президент США Дж. Кеннеди заявил: “Соединенные Штаты не являются ни всемогущими, ни всеведущими. Мы не можем всегда навязывать свою волю остальным 94% человечества ... и потому не может быть американского решения для каждой международной проблемы”. Осознание того, что соперничество между двумя общественно-политическими системами должно протекать только в форме мирного соревнования, хотя и с трудом, но все же пробивало дорогу. В международной жизни намечался переход от “холодной войны” к разрядке напряженности.

Развитые индустриальные страны стремились сплоченно выступать на арене мировой политики. Тенденция к интернационализации капитала, интеграционные процессы вели к преобладанию центростремительных сил во взаимоотношениях между ведущими державами. Тем не менее, соперничество, специфические интересы отдельных стран по-прежнему проявлялись в их внешней политике.

Конец 50-х начало 60-х годов было периодом улучшения отношений между США и СССР. Его формирование во многом стало возможным в связи с изменениями во внешней политике Советского Союза. Секретный доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС оказал сильное влияние на развитие международных отношений. Некоторые лидеры стран Восточной Европы восприняли его как согласие СССР с тезисом о существовании разных путей строительства социализма. Более того, Н. Хрущев признал, что приход социалистических сил к власти может осуществиться и парламентским путем. Фактически это означало признание правоты Б. Тито. Однако окончательного примирения между Москвой и Белградом не произошло. После вмешательства СССР в венгерские события 1956 г, Югославия еще более удалилась от Москвы, осуществляя независимый внешнеполитический курс. Она даже стала участвовать в Движении неприсоединения.

Речь Н.С. Хрущева была совершенно по-другому воспринята в Китае, который посчитал, что тезис лидера КПСС о мирном сосуществовании двух систем подрывает советско-китайское сотрудничество. Пекин, прежде всего, опасался, что сближение СССР с Западом произойдет за счет интересов Китая. Ухудшением отношений между странами не преминули воспользоваться Соединенные Штаты.

В сентябре 1959 г. состоялся визит главы советского правительства Н. С. Хрущева в США. На его переговорах с президентом Д. Эйзенхауэром была достигнута договоренность о встрече в мае 1960 г. глав правительств четырех держав для обсуждения германского вопроса, проблемы Западного Берлина и других вопросов безопасности в Европе.

Во время встречи в Париже советской и американской делегаций, возглавляемых президентом Д. Эйзенхауэром и премьером Н. С. Хрущевым, по мнению большинства специалистов, было возможно достижение реальных соглашений. Но ко времени совещания обстановка в мире обострилась. 1 мая 1960 г. на большой высоте глубоко в воздушное пространство СССРвторгся американский самолет-разведчик “У-2”, достигший Урала и сбитый там советскими ракетчиками. После этого Н.С. Хрущев в знак протестаотказался от встречи. Так завершился кратковременный период “потепления” между Москвой и Вашингтоном, за которым последовали строительство Берлинской стены и Карибский кризис.

Проблема нормализации положения в Европе

В начале “холодной войны” опасной и напряженной оставалась обстановка в Европе, в центре которой противостояли друг другу два военных блока. Положение усугублялось тем, что послевоенное урегулирование не завершилось воссоединением Германии и мирным договором с нею. Расположенный в центре территории ГДР Западный Берлин оставался под контролем оккупационных держав.

В 1957 г. ГДР предложила создать конфедеративный союз двух германских государств на базе неучастия их в военных блоках, вывода с их территории иностранных войск и отказа от ядерного оружия. В том же году Польша выдвинула план создания в центре Европы зоны, свободной от ядерного оружия. Эти инициативы не встретили отклика на Западе. В свою очередь западные державы настаивали на объединении Германии путем проведения “свободных выборов”.

10 января 1959 г. советское правительство предложило новый проект мирного договора с Германией. СССР высказался за заключение мирного договора с обоими германскими государствами или с Германской конфедерацией, если она будет образована. Что касается Западного Берлина, то СССР в ноябре 1958 г. предложил превратить его в самостоятельную политическую единицу типа нейтрального вольного города с гарантиями его свободных связей с внешним миром.

В мае-августе 1959 г. в Женеве состоялось совещание министров иностранных дел четырех держав по проблемам Германии и европейской безопасности, на которое были приглашены представители ФРГ и ГДР. Его участники высказались за поиск мирных путей решения спорных вопросов. Однако советскому проекту мирного договора с Германией западные державы противопоставили свой “комплексный план мира”, ставивший заключение мирного договора в зависимость от объединения Германии, создания системы безопасности в Европе и осуществления контролируемого разоружения. Совещание окончилось безрезультатно. Ни та, ни другая сторона в то время не была еще готова достичь взаимоприемлемых соглашений по германскому вопросу.

Обстановка в Европе оставалась напряженной. Это побудило ГДР ввести 13 августа 1961 г. строгий контроль на границе с Западным Берлином, отделив его стеной от Восточного. Эта акция вызвала бурную реакцию на Западе. Она еще более усилила противостояние двух германских государств.

Нежелание представителей двух различных социальных систем и противостоящих друг другу военно-политических блоков пойти навстречу друг другу и найти пути к взаимоприемлемым решениям обусловило невозможность решения германской проблемы на протяжении 60-х годов.

Основной целью США в Западной Европе было укрепление здесь атлантического военно-политического блока под их гегемонией. США считали наиболее надежными членами НАТО и его основной силой в Европе Великобританию и ФРГ. Великобритания, имевшая статус ядерной державы, прилагала усилия, чтобы сохранить за собой роль главного, привилегированного союзника США, основного связующего звена между США и странами НАТО в континентальной Европе. ФРГ стремилась усилить свои экономические и политические позиции через ЕЭС и участие в НАТО. В конце 50-х-начале 60-х годов наметилось сближение ФРГ и Франции. Каждая из этих стран рассчитывала укрепить таким путем собственные позиции. В январе 1963 г. они подписали договор о сотрудничестве, предусматривавший двусторонние политические и военные консультации. Но правящие круги ФРГ первостепенное значение придавали развитию военно-политического сотрудничества с Соединенными Штатами.

В политике французского правительства Ш. де Голля в 60-е годы усилилось стремление к большей независимости. В 1966 г. Франция заявила о выходе из интегрированной военной организации НАТО. Ш. де Голль придавал важное значение сотрудничеству с СССР.

В середине 60-х годов социалистические страны предложили иной путь закрепления итогов второй мировой войны и нормализации обстановки. В декабре 1964 г. Польша высказалась за созыв совещания европейских государств по вопросам коллективной безопасности в Европе, чтобы прийти к совместно согласованным всеми европейскими государствами договоренностям поданным вопросам. В январе 1965 г. это предложение было внесено от имени всех участников Варшавского Договора.

В июле 1966 г. на совещании Политического консультативного комитета страны Варшавского Договора повторили свою инициативу и выдвинули программу обеспечения мира, безопасности и сотрудничества в Европе на основе принципов мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела, признания незыблемости сложившихся границ, установления в Европе эффективной системы безопасности и принятия мер к военной разрядке.

Наметились сдвиги и в позиции западноевропейских стран. За нормализацию обстановки в Европе, признание существующих границ и создание системы европейской безопасности в 1966 г. высказалась Франция. Среди западных стран начались поиски путей к соглашениям с социалистическими государствами по вопросам европейской безопасности.

В марте 1969 г. страны Варшавского Договора на совещании Политического консультативного комитета в Будапеште предложили приступить к практической подготовке общеевропейского совещания с участием всех европейских государств, а также США и Канады. Начался обмен мнениями с западными странами по вопросу о подготовке совещания. Правительство Финляндии предложило организовать совещание в Хельсинки.

За участие в коллективных действиях по обеспечению мира и безопасности в Европе высказалось и новое правительство ФРГ во главе с Вилли Брандтом, пришедшее к власти в октябре 1969 г. Социал-демократическая партия Германии выступала за “современную Германию”.

Главной задачей, которую ставил перед собой В. Брандт, можно сформулировать двумя словами – “Восточная политика”. Отказавшись от доктрины Хальштейна, следуя которой Западная Германия пыталась изолировать ГДР и отказывалась признать границу с Польшей по Одеру – Нейсе, а также недействительность Мюнхенского соглашения (1938 г.) в отношении Чехословакии, правительство В. Брандта стремилось нормализовать отношения Западной Германии с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР.

Отношения со странами Восточной Европы сдвинулись с мертвой точки еще во время Большой коалиции, но после 1969 г. процесс нормализации значительно ускорился. Причин тому было несколько: беженцы из Восточной Германии постепенно интегрировались в западногерманское общество; США в этот период были заинтересованы скорее в разрядке, чем в конфронтации с Советским Союзом; крупный западногерманский бизнес стремился к ликвидации препятствий в торговле с Востоком; кроме того последствия возведения Берлинской стены продемонстрировали, что ГДР далека от крушения. Правительство В. Брандта заключило договоры, в соответствии с которыми ФРГ признала существующие границы: – с Советским Союзом и Польшей в 1971 г., с Чехословакией в 1973 г.

В 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину: Советский Союз признавал принадлежность Западного Берлина к Западу, гарантировал свободный доступ из Западной Германии в Западный Берлин и признавал право жителей Западного Берлина посещать Восточный Берлин. 8 ноября 1972 г. Восточная и Западная Германия официально признали суверенитет друг друга и согласились обменяться дипломатическими представительствами.

Интервенция в Конго (Заире).

В 1960 г. обострилась обстановка в бывшем Бельгийском Конго, где 30 июня 1960 г. была провозглашена независимая Республика Конго (ныне Заир). К власти пришло правительство во главе с Патрисом Лумумбой, объявившее о намерении осуществить демократические и антиимпериалистические преобразования. Запад был встревожен перспективой утраты своего влияния в этой богатой природными ресурсами и обширной по территории стране. Бельгийский ставленник М. Чомбе провозгласил независимость от центрального правительства провинции Катанга, где хозяйничали иностранные меднорудные компании. Под предлогом защиты своих граждан и порядка в стране бельгийское правительство в июле 1960 г. ввело свои войска в Конго. Совет Безопасности ООН 14 июля 1960 г. принял резолюцию с призывом к Бельгии вывести свои войска из Конго. В помощь конголезскому правительству по решению Совета Безопасности были направлены вооруженные силы ООН. Однако западные державы при содействии тогдашнего Генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда фактически подчинили своему контролю эти войска, которые вместо обещанной помощи правительству Лумумбы парализовали его деятельность. В сентябре 1960 г. в результате заговора правительство Лумумбы было свергнуто. Сам Лумумба в январе 1961 г. был выдан новым правительством в руки Чомбе и убит.

События в Конго вызвали возмущение в мире. Советский Союз требовал наказания виновников убийства Лумумбы и вывода из Конго всех иностранных войск. Однако тогда этого добиться не удалось. Только в 1964 г. иностранные войска были выведены из Конго.

Карибский кризис 1962 г.

Борьба за освобождение от колониальной зависимости развернулась в послевоенный период и в Латинской Америке. В 50-е годы кубинские революционеры по главе с Фиделем Кастро сбросили режим Батисты, которого поддерживали США, и объявили о социалистическом выборе развития страны. В 50-60-е гг. Соединенные Штаты неоднократно предпринимали безуспешные попытки уничтожить правительство Кастро.

Самым острым и опасным международным конфликтом оказался Карибский кризис 1962 г. После разгрома в апреле 1961 г. десанта кубинских контрреволюционеров, поддержанных американскими авиацией и флотом, в США начали обсуждаться планы прямого применения против Кубы американских войск. Куба приняла дополнительные меры к укреплению своей обороны при содействии Советского Союза. По тайному соглашению с Кубой СССР осенью 1962 г. разместил на ее территории свои ядерные ракеты среднего радиуса действия. Это был весьма опасный и непродуманный шаг советского правительства. Узнав об этом благодаря разведке с воздуха, США немедленно предприняли жесткие ответные меры. 22 октября 1962 г. президент Дж. Кеннеди объявил о введении с 24 октября “строгого карантина на все виды наступательного оружия, перевозимого на Кубу”, с досмотром судов других стран, следующих туда. Это означало фактически морскую и воздушную блокаду Кубы вооруженными силами США. Вокруг Кубы были сконцентрированы крупные американские военно-морские и военно-воздушные силы.

Советский Союз и Куба отказались признавать “карантин” и потребовали снятия морской блокады с Кубы. Создалась непосредственная опасность прямого военного столкновения США и СССР. В полную боевую готовность были приведены американские войска в Европе, 6-й и 7-й флоты США, стратегическая авиация. Аналогичные ответные меры приняли вооруженные силы СССР, Кубы, стран Варшавского Договора. Никогда еще не была так близка угроза мировой ядерной войны.

Между президентом США Дж. Кеннеди и главой советского правительства Н. С. Хрущевым начались напряженные переговоры. Наиболее воинственные круги в США оказывали давление на президента в пользу силового решения, но Кеннеди занял более ответственную позицию. После нескольких тревожных дней и ночей к 28 октября была достигнута договоренность между Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущевым об условиях мирного урегулирования кризиса. Советский Союз согласился вывезти ракеты среднего радиуса действия с Кубы, а США – отменить “карантин” и дать обязательство уважать неприкосновенность границ Кубы. Кроме того, США отказались от размещения своих ракет в Турции у границ СССР. 20 ноября Дж. Кеннеди объявил о снятии “карантина”.

Мирное решение Карибского кризиса с учетом взаимных интересов устранило огромную опасность и создало важный прецедент в поисках путей к разрядке международной напряженности.

Карибский кризис послужил отправным пунктом для существенной переоценки и переориентации внешней и военной политики США и СССР. Карибский кризис октября 1962, когда мир стоял в шаге от глобальной войны, заставил академическую и политическую элиты, как в США, так и в СССР более трезво взглянуть на проблему ядерной войны.

60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. В эти годы, как Москва, так и Вашингтон стали проявлять большую гибкость. Однако против заключения соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия выступали Франция и Китай, которые опасались отстать в развитии собственных ядерных программ, считавшиеся залогом безопасности. Более того, и сами участники переговоров не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. В 1963 г. была найдена компромиссная формула, стороны согласились подписать договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Эти переговоры дали уникальный опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса.

В эти же годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства, которое, по мнению большинства стран, не должно было стать ареной гонки вооружения. Однако в 60-е годы происходило расширение ядерного клуба, и продолжали совершенствоваться новые виды вооружения. Подобные тенденции беспокоили международную общественность. Были найдены очень “элегантные” формы запрещения распространения ядерного оружия – объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Летом 1964 г. такой зоной была объявлена Африка.

В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия. В ходе работы над текстом договора, Соединенные Штаты и Советский Союз впервые за многие годы достигли некоторого сближения по принципиальным вопросам разоружения. Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство “не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно”. В марте 1970 Договор вступил силу. К этому времени его подписали около 100 государств.

Израильская агрессия 1967 г. против арабских стран.

В 1967 г. при поддержке США Израиль предпринял агрессию против соседних арабских государств. Поводом к этому послужила деятельность созданной в 1964 г. палестинцами. Организации освобождения Палестины (ООП) во главе с Я. Арафатом, выступившей за создание арабского палестинского государства и ликвидацию Израиля и предпринявшей акции борьбы на арабской территории, занятой Израилем в результате войны 1948-1949 гг. Деятельность и требования ООП нашли поддержку правительств Египта, Сирии и Иордании, заключивших совместный военный союз против Израиля. США активно поддерживали Израиль в его противостоянии арабским народам. Целью Израиля было разгромить Египет и Сирию, покончить с палестинским движением сопротивления, расширить свою территорию за счет соседей и продиктовать им аннексионистский мир.

Утром 5 июня 1967 г. израильская авиация нанесла внезапный массированный удар по аэродромам и авиабазам Египта, Сирии и Иордании. Израильские войска перешли границы этих государств и быстро стали продвигаться в глубь их территории. Израиль игнорировал неоднократные призывы Совета Безопасности прекратить боевые действия. В связи с этим Советский Союз и ряд других социалистических стран 10 июня разорвали дипломатические отношения с Израилем. Они потребовали немедленного прекращения агрессии и отвода войск Израиля. К исходу 10 июня Израиль прекратил военные действия.

В “шестидневной войне” Израиль успел захватить контролировавшийся Египтом сектор Газа в Палестине и обширный Синайский полуостров, принадлежавший Египту, восточную, арабскую часть Иерусалима и западный, палестинский берег реки Иордан, контролировавшиеся с 1949 г. Иорданией, а также пограничные Голанские высоты и г. Кунейтра на сирийской территории. Всего он оккупировал свыше 60 тыс. кв. км земель, что втрое превышало площадь самого Израиля. Израильские войска заняли восточный берег Суэцкого канала, стояли на подступах к столице Сирии Дамаску. Суэцкий канал подвергся разрушениям и перестал функционировать.

Война показала неготовность арабских государств к отражению нападения, их разобщенность. В то же время поражение привело к сплочению населения Египта и Сирии вокруг правительств этих стран, которые получили поддержку и финансовую помощь в восстановлении экономического и военного потенциала от других арабских государств и от СССР.

После длительных обсуждений Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 г. принял резолюцию, требовавшую установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке на основе вывода израильских вооруженных сил с оккупированных территорий и признания суверенитета и территориальной целостности всех государств региона. Однако Израиль отказался вывести войска и вернуться к прежним границам и приступил к мерам по аннексии и освоению захваченных земель. США продолжали экономическую и военную помощь Израилю. Отказ ряда арабских стран и палестинского движения сопротивления признать право Израиля на существование и соответствующие положения резолюции ООН использовался США и Израилем как оправдание для невыполнения резолюции Совета Безопасности. Неурегулированность конфликта и продолжение израильской оккупации захваченных земель превратили Ближний Восток в постоянный очаг напряженности, чреватый новым крупным военным взрывом.

Агрессия США во Вьетнаме

В 60-е годы обострилась обстановка в Индокитае. После поражения Франции и заключения Женевских соглашений 1954 г. США стремились не допустить победы освободительного движения в Южном Вьетнаме и объединения его с Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ). Южный Вьетнам был провозглашен Республикой Вьетнам со столицей в Сайгоне. Предусмотренные Женевским соглашением всеобщие выборы и объединение Вьетнама не состоялись.

В Южном Вьетнаме развернулась борьба против сайгонского режима, превратившаяся в освободительную войну. Борьбу возглавил созданный в 1960 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), получивший поддержку населения и правительства ДРВ. На помощь НФОЮВ направлялись добровольцы с севера.

В начале 60-х годов США усилили военную помощь сайгонскому режиму. К 1965 г. в Южном Вьетнаме было уже 27 тыс. американских военнослужащих. Однако положение сайгонского режима становилось все более критическим. Тогда США решились на более активное военное вмешательство в Южном Вьетнаме и на агрессивные действия против ДРВ. Для оправдания агрессии США пошли на прямую провокацию. Вашингтон объявил, что 2 августа 1964 г. американские эсминцы были обстреляны в Тонкинском заливе северо-вьетнамскими патрульными судами. 5 августа США подвергли бомбардировке и обстрелу приморские районы ДРВ. 7 августа конгресс США принял “Тонкинскую декларацию”, которая предоставляла президенту право на крупномасштабные действия вооруженных сил США.

С февраля 1965 г. США начали систематические массированные бомбежки и обстрел территории ДРВ с воздуха и с моря. За 1965-1968 гг. на ДРВ было сброшено более 2,5 млн. авиабомб. Посланные в Южный Вьетнам многочисленные контингенты американских войск взяли на себя ведение основных боевых операций против южновьетнамских патриотов. Уже к июню 1965 г. численность вооруженных сил США в Южном Вьетнаме достигла 70 тыс. человек, к концу 1966 г. – 400 тыс., а в 1968 г. – 550 тыс.

США стремились вовлечь в войну другие страны, но им удалось добиться посылки во Вьетнам лишь небольших воинских подразделений Таиланда, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии и на короткое время Филиппин. ФРГ, Великобритания и Япония солидаризировались с США, но не приняли непосредственного участия в войне. Франция, хотя и не сразу, осудила агрессию, как и нейтральные государства Европы (Финляндия, Швеция).

При поддержке США с 1964 г. были возобновлены военные действия сторонников королевского режима против левых сил в Лаосе, что было прямым нарушением Женевских соглашений 1962 г. о нейтралитете, единстве и территориальной целостности Лаоса. С территории Южного Вьетнама предпринимались пограничные провокации против соседней нейтральной Камбоджи.

Вьетнамский народ на севере и юге страны оказал героическое сопротивление. С осуждением агрессоров выступили СССР и другие социалистические страны, предоставившие помощь ДРВ оружием и материальными средствами. США несли большие потери в затянувшейся войне, но изменить ход борьбы в свою пользу не смогли. Движение против агрессии США во Вьетнаме ширилось во всем мире, в том числе в самих США.

Весной 1968 г. президент Л. Джонсон, развязавший необъявленную войну, заявил о согласии США на переговоры с ДРВ. Начались предварительные встречи представителей США и ДРВ. С 1 ноября 1968 г. бомбежки и обстрел с моря территории ДРВ были прекращены. В январе 1969 г. в Париже начались четырехсторонние переговоры с участием США, ДРВ, сайгонского режима и НФОЮВ о мирном решении вьетнамской проблемы. Переговоры затянулись, и война в Южном Вьетнаме продолжалась еще несколько лет.

Однако в конце 60-х годов, произошло ряд событий, которые свидетельствовали о том, что два блока продолжали бороться за упрочение статусакво в мире. Некоторые исследователи говорили даже о существовании своего роды негласного правила советско-американских отношений в Европе: “В поделенной на сферы влияния Европе ни та, ни другая сторона не должны нарушать этот порядок силовыми методами”. События в Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. косвенно подтверждали такое мнение.

Весной 1968 г. новый лидер компартии Чехословакии А. Дубчек объявил о либеральных реформах, направленных на “десталинизацию” режима в стране. Однако “пражская весна” длилась всего 7 месяцев: 21 августа 1968 г. советские войска вошли в Прагу. Как и в Венгрии, Москва не могла смириться с угрозой своим стратегическим военным интересам в Центральной Европе.

Оправдание вмешательства во внутренние дела Чехословакии было сформулировано в рамках, так называемой, “брежневской доктрины”. В сентябре 1968 г. Л.И. Брежнев заявил о существовании неотъемлемого права социалистического сообщества судить, когда наступает опасность социалистическим ценностям и вмешиваться, для их защиты. Формально подтверждая тезис о существовании разных путей построения социализма, Москва, тем не менее, говорила о недопустимости каких-либо действий, “способных нанести ему урон”.

Таким образом, за годы жесткой конфронтации, пиком которой стал Карибский кризис “обе державы научились некоторым фундаментальным правилам благоразумия, с тем, чтобы регулировать свое соперничество и вести себя таким образом, что бы не прибегать к оружию”. Действительно, несмотря на участие в той или иной степени почти в каждом военном конфликте 50-60-х годов СССР и США не разу не перешли к стадии открытого вооруженного столкновения. Общемирового столкновения удалось избежать, что было заслугой дипломатов двух великих держав.

Глава 11

Наши рекомендации