Основные стадии работы исследователя с источником
Теоретические проблемы источниковедения.
Формирование научных знаний об источниках обусловлено общим процессом эволюции исторической науки и совпадает с основными этапами ее истории. Развитие и обобщение научных представлений об источниках и методах их анализа происходило первоначально в ходе исследовательской практики установления подлинности источника, определения степени достоверности обобщаемых им фактов. Только к концу 19 – началу 20в.в. относится появление в зарубежной и русской историографии специальных работ, содержащих теоретическое осмысление накопленного опыта изучения источников.
Исторический источник – все памятники прошлого, созданные в процессе деятельности человека, вовлеченные в исторические исследования и свидетельствующие об истории общества.
Источниковедение– специальная историческая наука, разрабатывающая теорию и методику выявления и анализа исторических источников.
Предметом источниковедения являются закономерности возникновения исторических источников и объективного отражения в них исторического процесса.
Задачами источниковедения является разработка на основе его теоретико-методологических принципов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и последующей обработки содержащейся в нем информации.
Существуют различные подходы к классификации источников:
1. Одной из первых классификаций было деление источников на остатки, т.е. реликты исторической действительности (документально-юридические материалы), и предания, т.е. отражение этой действительности в сознании творца источника (летописи, мемуары);
2. Наиболее распространенной является классификация источников по видам и типам.
1. Тип объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и ее хранения. Выделяют 7 типов источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы.
2. Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании. Письменные источники делятся на такие виды: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, частные акты, статистические источники, периодическая печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, научные труды.
3. Классификация по содержанию (по внутренней, внешней, социально-экономической политике).
4. Деление на массовые и уникальные источники.
К основным методологическим принципам исторического познания относятся:
· принцип объективности – предполагает всесторонность изучения исторических явлений во всей их сложности, разносторонности и противоречивости;
· принцип историзма – необходимость конкретно-исторического подхода к источнику, т.е. исследования тех событий, процессов, которые обусловили появление данного источника;
· принцип партийности – ставит в центр изучения источника его социальный анализ: выявление того, интересам какого класса служил данный источник;
· принцип дополнительности.
Основные стадии работы исследователя с источником.
Можно выделить следующие основные стадии работы с источником:
1. Поиск, выявление источников – сложность поиска, выявления источников во все увеличивающемся комплексе исторической информации, необходимая в связи с этим разработка специальной методики данного этапа работы с источником обусловили возникновение и развитие вспомогательных дисциплин (архивная эвристика, историческая библиография), решающих эти задачи.
2. Источниковедческий анализ – содержит целый ряд последовательно решаемых вопросов изучения исторического источника: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения текста, истолкование текста, определение его достоверности, полноты, представительности, научной значимости.
3. Разработка методов изучения источников – только всесторонний критический разбор источника может обеспечить выявление его научно значимой информации и помочь исследователю в выборе методов ее обработки для создания системы исторических фактов, раскрывающих внутреннюю сущность изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязь и тенденции развития. Выбор методов исследования диктуется не только характером используемого источника и содержащихся в нем данных, но и поставленной исследовательской задачей, т.е. самой конкретно-исторической проблемой.