Государственная власть как разновидность публичной власти

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства.

Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами. Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами; осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства );распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);издает нормативно-правовые акты.

Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же (в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»). Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом, а государство - способ (форма) организации общества. Государственная власть - это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства): государственная власть (управленческая основа государства), государственный народ (социальная основа государства), государственная территория (материальная основа государства).

Государство - это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

Начитки: Зинк:

Власть – это способность и возможность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам при помощи некоторых специфических средств.

Признаки власти:

-Любая власть социальна т.е предполагает отношений между людьми и их группами

-Власть имеет волевой характер.

-Власть обладает определенными средствами своего осуществления.

Государственная власть как разновидность публичной власти характеризуется следующими признаками:

-она осуществляется в интересах всего общества;

-всеобъемлющий или универсальный характер гос власти (распространяется на все общество формой организации которой является само гос-во);

-территориальный характер государственной власти (осуществляется в пределах определенных границ);

-государственная власть обладает монополией на применений легального принуждения;

- прерогатива государственной власти – такая ее характеристика, в которой выражается возможность гос власти разрешить, приостановить, запретить проявление любой иной власти на территории государства;

- монополия на правотворческую деятельность;

- структурированность государственной власти;

- Институционализация;

- Появляется Гос.Аппарат;

-Сложная система при разделения властей;

- Гос. Власть обладает особыми средствами как для передачи своих велений, так и для воздействия на адресатов.

21. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Государственный орган– относительно самостоятельная обособленная часть государственного аппарата, его первичное звено, созданное в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого компетенцией, материальными ресурсами и формируемое из должностных лиц.

Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Признаки:

1)Гос. органы образуются в установленном государственном порядке.

2)Гос. орган создается для осуществления для задач и функций гос-ва.

3)Наличие компетенции (совокупность прав и обязанностей и функций)

4)возможность применения мер государственного принуждения

5)решения, обязательные решения

6)особый порядок деятельности, установленный государством.

7)осуществляет от имени государства его задачи и функции.

8)обладает властными полномочиями, чем отличается от гос.учреждений и предприятий (может издавать юр.акты,обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией).

9)имеет территориальный масштаб деятельности. Орган государства – общественное образование, созданное из людей. Орган государства выступает базовым элементом государства. Орган государства – разновидность государственной организации, осуществляющей государственную власть, т. е. в отличие от государственных предприятий или структур, органы государства напрямую осуществляют власть. Органы государства формируются по воле государства и действуют от его имени. Органы государства имеют собственные функции, производные от функций государства.

Органы государства наделяются частью государственных полномочий:

-издавать акты от имени государства; - обеспечивать реализацию этих актов;

- осуществлять применение права.

Органы государства финансируются из государственного бюджета.

Органы государства имеют внутреннюю структуру - систему должностных лиц, которые связаны между собой отношениями субординации и координации. Органы государства действуют на основании специальных юридических актов, положений о государственных органах, которые определяют структуру, компетенцию, состав, порядок деятельности данного органа.Орган государства имеет компетенцию. Компетенция – содержание, объем и масштаб властной деятельности органа, которыми он наделен в соответствии с законом.

22. Механизм государства: понятие, структура, функции.

-это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.

Механизм государства – категория, отражающая, какими средствами и в рамках какой деятельности осуществляются функции государства.

Механизм государстве включает в себя 4 составляющих:

1. Структурная составляющая– система органов, реализующих государственные функции .

2. Функциональная составляющая – набор определенных функций государства, для реализации которых создаются данные организации

3. Инструментальная составляющая – совокупность полномочий государственных организаций, т. е. прав и обязанностей, а также форм и методов осуществления функций государства.

4. Нормативная составляющая – система правил, норм функционирования государства. Среди них важнейшее место занимают нормы права.

Все эти элементы механизма государства находятся в связи и взаимосвязи.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

-Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

-МГ представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

-Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

-МГ призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

-наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

-наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

-наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

-наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

Структура МГ различают:

гос.органы;

- гос.предприятия,

-учреждения,

-организации.

Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в гос механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Механизм современного гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы гос-ва: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, СМИ, вокруг них формируется общественное мнение.

Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов гос-ва, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция. К органам гос-а примыкают гос учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Особенности структуры гос.механизма в РФ:

1.производится строгое разграничение гос-ых и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов МСУ от гос-ва.

2.принцип разделения властей проводится не в полном объеме. Президент стоит как бы над системой разделения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан.

Он не только является главой государства, но и имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой правительства и его главы. Т.к. РФ смешанная республика, от президентской республики президент взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентской - право роспуска Гос Думы и отсутствие эффективных механизмов юридического парламентского контроля.

3 законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом (Федеральным Собранием) совместно с президентом, который наделен правом отлагательного вето.

4 исполнительная власть осущ-ся правительством, федеральными министерствами и ведомствами, и органами испол власти субъектов федерации

5 судебная власть осущ-ся федеральными судами (ВС РФ и возглавляемая им система судов общей юрисдикции (районные суды, суды на уровне субъектов федерации и военные суды; Высший арбит суд +система арбит судов (на уровне субъектов федерации и окружные суды) и Конституцион суд) и мировыми судьями.

6 прокуратура не входит ни в одну ветвь власи, система независимых правоохранит органов во главе с Генер прокурором.

Наши рекомендации