Нормативно-правовое регулирование института государственной службы в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется на двух уровнях (федераль­ном и субъектном) и включает девять правовых источников, начи­ная с Конституции Российской Федерации, Конституций (Уста­вов) субъектов Федерации и заканчивая нормативными правовы­ми актами государственных органов.

Правовое регулирование и организация федеральной го­сударственной гражданской службы находятся в ведении Россий­ской Федерации. Правовое регулирование государственной граж­данской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Россий­ской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Россий­ской Федерации.

Федеральные законы:

О системе государственной службы Российской Федерации

О государственной гражданской службе Российской Федерации

О милиции

О прокуратуре Российской Федерации

О судебных приставах:

О службе в таможенных органах Российской Федерации

О воинской обязанности и военной службе

О статусе военнослужащих

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

О противодействии коррупции

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

К предмету ведения законодателя субъекта федерации относится:

порядок подбора претендентов на должность гражданской службы субъекта;

гарантии для гражданских служащих и их обеспечение;

управление гражданской службой субъекта;

финансирование гражданской службы субъекта.

порядок принятия решений государственными граждански­ми служащими;

виды поощрений гражданских служащих и порядок их при­менения (п. 3 ст. 55);

порядок назначения и размеры денежного содержания, над­бавки к денежному содержанию (п. 12 и п. 15 ст. 50);

компенсационные выплаты и пособия гражданским служа­щим (ст. 52 и 53);

условия предоставления и продолжительность дополнитель­ных отпусков без сохранения денежного содержания (п. 12 И п. 15 ст. 46).

Акты Президента РФ представляют собой основной оператив­ный источник служебного законодательства.

Указы Президента Российской Федерации:

Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих

О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти

Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы

О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)

О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации

О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим

О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации

Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела

О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих

О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы

О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации

О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов

Постановления Правительства РФ обеспечивают правовую и организационную основу применения законов о гражданской служ­бе и Указов Президента РФ по вопросам гражданской службы.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Об утверждении формы анкеты, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации

Об индексации пенсий федеральных государственных служащих: Постановление Правительства

Об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах и Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах: Распоряжение Правительства

О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти: Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации Постановление Правительства

Законодательство РФ о гражданской службе должно учитывать и соотношение международного и национального права. В соответ­ствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Россий­ской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Федеральный закон №79 в число источников законодательства о гражданской службе включает ратифицированные Российской Федерацией международные договоры.

К числу наиболее важных международных актов в сфере госу­дарственной службы следует отнести Конвенцию 151 Международ­ной конференции труда (1978 г.) «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» и Рекомендаций 159 Международной конференции труда о процедурах определения условий занятости на государственной службе. Статья 9 Конвенции предусматривает, что государствен­ные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, граждански­ми и политическими правами, но при единственном условии: со­блюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера вы­полняемых ими функций. 17 декабря 1979 г. 34 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка».

Указанные документы МОТ России не ратифицированы. Вмес­те с тем, в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 79 прямо указано, что если ратифициро­ванным Российской Федерацией международным договором ус­тановлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоя­щим законом, то применяются правила международного договора.

4. Государственные должности Российской Федерации: понятие и сущностные характеристики

Государственные должности Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

Включает следующие должности:

Президент Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации

Первый заместитель, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - Министр Российской Федерации.

Федеральный министр

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве).

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

и другие.

5. Федеральная государственная служба: виды, сущность, особенности организации

Характеристика федеральной гражданской службы дается в Фе­деральном законе «О системе государственной службы РФ». В нем в ст. 5 п. 2 сказано: «Федеральная государственная гражданская служ­ба - профессиональная служебная деятельность граждан на долж­ностях федеральной государственной гражданской службы по обес­печению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Россий­ской Федерации».

Особенности системы федеральной гражданской служ­бы: она имеет не субординационный, а координацион­ный характер; данная система регулируется нормативными правовы­ми актами. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных государственных норм - законов, указов, совместных постановлений, общих процедур и т.д.

С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединя­ющая аппараты четырех ветвей федеральной государственной вла­сти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерально­го Собрания, президента, правительства, министерств и ведомств, а также трех федеральных судов и Генеральной прокуратуры. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба других органов фе­деральной власти. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является (вместе с политической властью) необходимой составляющей феде­ральной государственной власти.

Помимо этого, федеральная гражданская служба имеет два уровня подсистем: центрально-федеральную и федерально-региональную. Первичный (или центрально-федеральный) уровень образуют госу­дарственные службы законодательной, исполнительной, судебной вла­сти и других органов. Он возникает под влиянием дифференциации этих четырех структур на определенные федеральные органы.

Вторичный (или федерально-региональный) уровень образуют территориальные органы исполнительной, судебной и иных органов власти. Они должны проводить федеральную политику, взаимодей­ствуя и координируя свои действия с региональными исполнитель­ными, судебными и иными органами власти.

Гражданская служба федеральной законодательной власти яв­ляется одной из четырех первичных подсистем и состоит из деятель­ности двух совершенно самостоятельных аппаратов палат Федерального Собрания - аппарата Совета Федерации и аппарата Государствен­ной Думы.

Среди центрально-федеральных подсистем гражданской служ­бы особую значимость по своей роли имеет гражданская служба ис­полнительной власти. Во-первых, она располагает самым большим среди всех ветвей федеральной власти управленческим аппаратом. Во-вторых, это единственная ветвь федеральной гражданской службы, в которой просматривается субординационный характер. Здесь имеются три в определенной мере соподчиненных между со­бой уровня. Высший уровень составляет гражданская служба Прези­дента. Затем слабо подчиненная ей гражданская служба Правитель­ства. Нижнюю ступеньку в этой иерархии занимают гражданские службы федеральных министерств и ведомств, которые теперь со­вершенно определенно подчиняются не только гражданской службе правительства, но и государственной службе президента. При этом федеральная гражданская служба исполнительной власти имеет в субъектах РФ свои представительства в виде территориальных ор­ганов управления различных министерств и ведомств. Между этими тремя уровнями федеральной гражданской службы действует хотя и весьма ограниченная, в чем-то несовершенная, но властная вертикаль. В-третьих, данная ветвь гражданской службы более дру­гих обеспечена нормативными актами. Основные процессы здесь до­статочно занормированы, хотя многие вопросы еще регулируются старыми аппаратными традициями и волей непосредственных руко­водителей.

Федеральные министерства осуществляют функ­ции по принятию нормативных правовых актов для исполнения органами государственной (исполнительной) власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами правил пове­дения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за ис­полнением органами государственной (исполнительной) власти, орга­нами местного самоуправления, юридическими лицами и граждана­ми общеобязательных правил поведения, выдачей этими органами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрация актов, до­кументов, прав, объектов, а также издание индивидуальных право­вых актов, ведение реестров, регистров и кадастров.

Федеральные агентства оказывают услуги населению, в т о м числе при осуществлении полномочий собственника в отношении феде­рального имущества, а также управлении находящимися в федераль­ной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Гражданская служба федеральной судебной власти на сегодняш­ний день состоит из четырех совершенно самостоятельных и парал­лельно существующих гражданских служб: трех федеральных судов - Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного, а также Генеральной прокуратуры. Каждая из них имеет свою специфику, обусловленную спецификой обеспечения осуществляемых государ­ственных полномочий.

На федеральном уровне постепенно складывается группа госу­дарственных органов, которые не могут быть включены в три тради­ционные ветви власти (законодательную, исполнительную и судеб­ную). Эти органы обычно относят к «иным (другим) органам власти». В них также имеется гражданская служба. В настоящее время сюда относят прежде всего Центральную избирательную комиссию и Счет­ную палату, а также финансовые органы - Центральный банк и три накопительных фонда.

6. Военная служба как вид государственной службы: особенности организации и прохождения

Согласно ст.6 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

По действующему законодательству Российской Федерации военная служба учреждена в органах и организациях, решающих задачи в области обороны и безопасности государства, и, следовательно, она является особым видом государственной службы (п.1 ст.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба является видом федеральной государственной службы и характеризуется следующими признаками:

она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации;

финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п. 2 ст. 2) прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту), а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

К военнослужащим относятся:

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и пограничных органах.

Военнослужащие пользуются установленными для граждан Российской Федерации правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы и законодательством. На них возлагаются конституционные, другие общегражданские обязанности, а также общие, должностные и специальные обязанности. В соответствии с законодательством содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет. В ст.37 Фе­дерального закона «О воинской обязанности и военной службе» перечисляется перечень обстоятельств, с существованием которых отечественное законодательство связывает исполнение военнослужащим обязанностей военной службы. Вопреки существующему убеждению, перечень последних не является исчерпывающим, в силу прямого законодательного указания он может быть расширен. В таком случае исполнение обязанностей военной службы будет иметь место в действиях военнослужащих, совершаемых в интересах личности, общества или государства, при условии признания легитимности их совершения судом. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

По общему правилу законодатель не связывает исполнение военнослужащими обязанности военной службы с наличием каких-либо дополнительных условий или оснований. Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы с момента принесения им воинской присяги. До приведения к Военной присяге (принесению обязательства) военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника; к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест.

В отдельных случаях исполнение обязанностей военной службы, связанных с применением силы, оружия, специальных средств и направленных на обеспечение безопасности и защиту интересов личности, общества, государства, будет иметь место при поступлении указаний и распоряжений управомоченных лиц. В частности, участие военнослужащих в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного и военного положений, вооруженных конфликтов считается допустимым на основании приказа, непосредственного изданного во исполнение соответствующего указа Президента Российской Федерации.

7. Правоохранительная служба как вид государственной службы: особенности организации и

Прохождения

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации наряду с государственной гражданской и военной службами. Понятие правоохранительной службы дается в ст. 7 Закона, которая понимается как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Принципы деятельности правоохранительной службы:

обязательность соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

верховенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;

единство организации правоохранительной службы в правоохранительных органах;

единоначалие и субординация (подчиненность) на правоохранительной службе;

взаимосвязь правоохранительной службы с иными видами государственной службы и муниципальной службой;

взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

государственная защита служащего правоохранительной службы;

обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к правоохранительной службе;

соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего.

Следует различать между собой органы, осуществляющие правоохранительную функцию государства, и собственно правоохранительные органы. Правоохранительную функцию в той или иной мере осуществляют все органы государства. Однако для некоторых из них правоохранительная функция является основной. Эти органы государства осуществляют правоохранительную деятельность. Видами правоохранительной деятельности или формами реализации правоохранительной функции государства являются судебная, прокурорская и полицейская деятельность.

Судебную деятельность осуществляют судьи федеральных судов и судьи судов субъектов Российской Федерации. Должности судей федеральных судов входят в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. №32. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, проходят государственную гражданскую службу Российской Федерации (федеральную государственную гражданскую службу). Судьи судов субъектов Российской Федерации замещают соответственно государственные должности Российской Федерации и состоят на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Служба в органах прокуратуры в настоящее время регулируется разделом V Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 40 указанного Закона служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Из приведенного законодательного определения вытекает, что прокурорские работники, равно как и судьи, состоят на федеральной государственной гражданской службе. Для лиц, осуществляющих судебную и прокурорскую правоохранительную деятельность, предусмотрена государственная гражданская служба.

Правоохранительная служба в будущем федеральном законе о данном виде государственной службы должна быть предусмотрена в органах внутренних дел, входящих в систему МВД России, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (в Федеральной службе исполнения наказаний, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации), в таможенных органах (в Федеральной таможенной службе), в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков), в Государственной противопожарной службе, входящей в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Федеральной службе судебных приставов, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации). Служба в большинстве из указанных органов и служб имеет много общего. Прохождение службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в ГПС МЧС России регулируется одним и тем же нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. №4202-1.

Сотрудникам большинства указанных органов и служб присваиваются специальные звания. В органах внутренних дел присваиваются специальные звания милиции, юстиции (звания юстиции присваиваются следователям, а также слушателям и курсантам очных отделений образовательных учреждений МВД России, готовящих специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел), внутренней службы; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в ФСКН) присваиваются специальные звания полиции; в таможенных органах - таможенной службы; в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в ГПС МЧС России - внутренней службы. Специальные звания в указанных органах и службах по своим наименованиям аналогичны воинским званиям, однако в ряде органов и служб есть свои особенности. Так, только в органах внутренних дел и в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы есть звания: рядовой милиции, юстиции, внутренней службы; младший сержант, сержант и старший сержант милиции, юстиции, внутренней службы; старшина милиции, юстиции, внутренней службы; только в таможенных органах - действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации; только в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - генерал полиции. Сотрудникам ФССП - судебным приставам - присваиваются не специальные звания, а классные чины работников юстиции: юрист 3-го класса, юрист 2-го класса, юрист 1-го класса, советник юстиции 3-го класса, советник юстиции 2-го класса, советник юстиции 1-го класса, государственный советник юстиции 3-го класса, государственный советник юстиции 2-го класса, государственный советник юстиции 1-го класса, государственный советник юстиции Российской Федерации.

Наши рекомендации