Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера
Д. Вспомогательные подразделения,обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.
Основные задачи Министерства иностранных дел России:
- разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
- реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
- координация международных связей субъектов Российской Федерации;
- обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;
- защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
- обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
- координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:
- разработка проектов международных договоров Российской Федерации. Подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров. Обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации международных договоров России и постоянного хранения их подлинников (заверенных копий, официальных переводов);
- ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями. Участие в расширении торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
- реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, конференций и форумов. Содействие повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных проблем;
- участие в разработке политики и конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;
- участие в подготовке предложений о приведении российского законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации;
- участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом, а также внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению защиты их прав и законных интересов; координация международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении соотечественников за рубежом; обеспечение функционирования соответствующей Правительственной комиссии[44].
- организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы. Содействие развитию связей и контактов с проживающими за рубежом соотечественниками. Осуществление своей компетенции в вопросах гражданства;
- содействие осуществлению межпарламентских и других связей Федерального Собрания;
- содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
- информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;
- осуществление кадрового обеспечения центрального аппарата, загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организаций на территории Российской Федерации; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;
- содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.
Как видим, одной из важнейших задач Министерства иностранных дел является разработка и представление Президенту Российской Федерации и в Правительство страны обобщенной информации, а также предложении по вопросам отношений России с иностранными государствами и международными организациями, заключения, продления, приостановки или прекращения ее международных договоров.
С целью должного научного обоснования такого рода предложений министру предоставлено право образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы. Состав таких советов и положения о них утверждаются Министром иностранных дел.
Одной из основных функций МИД России является взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Для реализации указанной функции Президентом Российской Федерации 12 марта 1996 г. был издан специальный Указ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»[45]. В соответствии с ним МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики в выполнении международных обязательств Российской Федерации.
Указом предусматривается, что с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики, корме Президента и Председателя правительства Российской Федерации, может выступать только Министр иностранных дел, а другие лица — только по соответствующему поручению. При этом представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, но только по позициям, согласованным с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На МИД России возложен оперативный и стратегический контроль за выполнением международных обязательств со стороны федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти и субъектов Российской Федерации предписано информировать МИД России об осуществляемой ими международной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.
Более того, упомянутым Указом Президента установлено, что предложения, затрагивающие интересы России, в том числе предложения о проведении переговоров и заключении международных договоров Российской Федерации, включая договоры межведомственного характера, в обязательном порядке должны согласовываться с МИД России. При этом Администрации Президента и Правительству предписано не принимать документы, не согласованные с МИД России, к рассмотрению.
В развитие упомянутого выше Указа о координирующей роли МИД России Президентом Российской Федерации были изданы Указ «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» (14 июня 1997 г.) и федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (2 декабря 1998 г.). Согласно этому закону субъекты Российской Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей наделены правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации и представительства субъектов иностранных федеративных государств на своей территории только по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (ст. 10, п. 1, 2). В обязанность же Министерства иностранных дел вменено обеспечение координации и контроль за работой представителей и представительств федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений за рубежом.
Таким образом, в настоящее время все государственные ведомства и учреждения, различные организации и предприятия обязаны все свои соглашения, сделки, программы с иностранными контрагентами согласовывать с МИД России. Например, Министерство экономического развития и торговли проекты программ и конвенций (по торговле, таможенному контролю и др.) согласовывает с правовым департаментом и департаментом экономических связей, Министерство культуры — с департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО, департаментом СНГ, а в необходимых случаях — с соответствующими территориальными департаментами. Аналогично действуют другие министерства и ведомства. Что касается субъектов Федерации, то во многих из них открыты представительства МИД России[46].
К числу их основных задач относится:
- обеспечение взаимодействия министерства с органами исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион деятельности представительства;
- оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых является Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права;
- помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами;
- ведение информационно-справочной работы;
- выполнение функций, относящихся к консульской службе;
- взаимодействие с иностранными консульскими учреждениями, расположенными в регионе деятельности представительства.
В целях той же координации Департаментом МИД России по связям с субъектами Федерации собирается два раза в году Консультативный Совет. Как правило, заседания проводят в расширенном составе с участием всех заинтересованных представителей с мест. Совет издает свой информационный бюллетень, содержащий необходимые сведения для использования их в работе. В свою очередь, Департамент консульской службы ежегодно проводит совещание по вопросам, входящим в его компетенцию. Таким образом, связи МИД России с субъектами Российской Федерации осуществляются регулярно, причем как по горизонтали, так и по вертикали.
К числу важнейших правМИД России в соответствии с Положением о нем относятся:
- получение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию министерства, а также передача информации им в установленном порядке;
- осуществление контроля за соответствием законодательству России и международно-правовым нормам ее международных договоров;
- внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации предложений о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
- принятие в пределах своей компетенции решений нормативного характера, обязательных для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, атакже предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых норм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов.
Персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций несет Министр иностранных делРоссийской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Помимо своих прямых обязанностей по руководству возглавляемого им ведомства и входящих в его систему российских загранпредставительств и подведомственных организаций, Министр, занимая государственную должность категории «А», выполняет ряд специальных политических функций. По поручению Президента Российской Федерации и Правительства страны он представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает заключаемые ею договоры. Он представляет также Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями. Министру предоставлено право вносить в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и ее представителей при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, о назначении или освобождении глав государственных и правительственных делегаций. В пределах своей компетенции он назначает на должности или освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата министерства и загранпредставительств, а также других работников системы министерства.
Ему предоставлено право присваивать дипломатические ранги от атташе до советника 1-го класса включительно, представлять Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении высших дипломатических рангов Чрезвычайных и Полномочных Посланников 1-го и 2-го классов и Чрезвычайного и Полномочного Посла. Министр вправе представлять Президенту Российской Федерации в установленном порядке к награждению правительственными наградами и присвоению почетных званий особо отличившихся работников. Он осуществляет права и выполняет другие обязанности, вытекающие из Положения о МИД Российской Федерации и ее законодательства.
В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.
Министр иностранных дел Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.
Структура Министерства иностранных дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы[47]. Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.
К числу департаментов, занимающихся отношениями Российской Федерации с другими государствами, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающиеся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА), причем один из них обеспечивает международные отношения России с Австралией, Новой Зеландией и странами Океании (они входят в компетенцию соответствующих отделов департамента, где работают дипломаты, специализирующиеся по этим странам). Соответственно, имеются Департамент Африки (ДАФ) и Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА). Отношениями со странами американских континентов занимаются Департамент Северной Америки (ДСА) и Департамент Латинской Америки (ЛАД).
Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по регионам, а один — вопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.
Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаментами. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), информации и печати (ДИП), экономического сотрудничества (ДЭС), международных организаций (ДМО), общеевропейского сотрудничества (ДОС), безопасности и разоружения (ДБР), Управление по вопросам новых вызовов и угроз (УНВ), Управление общеазиатских проблем (УАП), Департамент по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ), культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), консульской службы (ДКС), кадров (ДК), внешнеполитического планирования (ДВП) и некоторые другие. Имеются в виду департаменты и управления, относящиеся к обслуживанию министерства в целом: Управление делами (УД), Валютно-финансовый департамент (ВФД), Юридическое управление (ЮрУ), Главное производственное коммерческое управление по обслуживанию дипкорпуса в Москве. Специальное место в этой схеме занимают Историко-документальный департамент (ИДЦ), в котором сосредоточен архив министерства.
В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы.Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции.
Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу — атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника.
В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг — особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Эти ранги были установлены еще в 1943 г. и сохранились практически неизменными до сих пор. Это ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря II класса и второго секретаря I класса, первого секретаря двух классов и советника также двух классов, — все они присваиваются приказом Министра иностранных дел. Высшие ранги Чрезвычайных и Полномочных Посланников I и II классов и ранг Чрезвычайного и Полномочного посла — присваиваются Президентом Российской Федерации[48].
Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса — на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность — повышение в ранге.
Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.