Менеджмент — разновидность хозяйственного управления

Как уже говорилось, существуют самые различные ви­ды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения последнего в на­стоящее время во всем мире укоренился термин "менеджмент". Но менеджмент не просто хозяйственное управление; он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредствен­ной целью получение прибыли, или нет.

Рассмотрим теперь, каким образом управленческая деятель­ность в процессе своего развития превратилась в то, что сегодня принято называть менеджментом.

Возникновение управления как такового связано с необходи­мостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся — военной, строитель­ной и пр. Функция управления этим трудом реализовалась в основ­ном представителями власти — государственной, военной, религи­озной.

Управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих латифундиях помещичьих хозяйствах, равно как и на государ­ственных предприятиях в условиях командно-административной системы, господствовавшей в нашей стране в 1930—1990 гг., также трудно было характеризовать как менеджмент. Его непосредствен­ные объекты — рабы и крепостные крестьяне, работники госпред­приятий — были несвободными, а их деятельность носила нату­ральный характер, то есть не была ориентирована на потребности рынка. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, ос­нованных на индивидуальной собственности и личном труде, регу­лирование осуществлялось преимущественно как самоуправление.

С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремеслен­ников и крестьян в крупные предприятия, многие из которых по количеству работников можно было сравнить с армиями, положе­ние изменилось. Теперь уже основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалась объединенной экономической властью, выте­кающей из собственности, а управление превратилось в одну из ее функций, персонифицированным носителем которой стал со­бственник.

Первоначально собственник, трудясь в одиночестве, реализовы­вал все свои функции самостоятельно. Он создавал блага и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), прини­мал основополагающие решения о путях и формах развития своего дела, нес за него всю полноту ответственности (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресур­сами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функ­ция), распоряжался результатами своего труда (функция присвое­ния). Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наемного труда привело к тому, что со­бственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций. Сначала наемным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появ­лением акционерной формы собственников стало много, и изменил­ся сам объект собственности: теперь это было уже не предприятие как таковое, а денежный вклад в капитал акционерного общества, которому предприятие принадлежало. В этих условиях большинст­во собственников не могло постоянно осуществлять не только фун­кцию текущего управления, но и предпринимательскую функцию, ставшую уделом выборного органа — совета директоров (наблюда­тельного совета), членами которого могли быть лишь немногие из них. Остальные, полностью устранившись от участия в текущих де­лах, лишь формально одобряли принятые решения и присваивали доходы.

Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять и предпринима­тельскую функцию, поскольку это требовало определенных знаний и опыта, и ее тоже в значительной мере пришлось передать в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпри­нимательство.

Так появился современный менеджмент — группа лиц, осущес­твляющих в рамках организации предпринимательские и высшие управленческие функции. В русском языке эквивалентом этого понятия является слово "руководство".

2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют органи­зации и управляют ими путем постановки целей и разработки спосо­бов их достижения.

^ Сущность и содержание процесса управления проявляется в его фун­кциях. Процесс управления предполагает выполнение функций орга­низации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интел­лект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в це­лом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осу­ществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

^ 3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организацион­ная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкрет­ное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является состав­ной частью любой организации и ассоциируется с понятием менед­жмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.

4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых уп­равлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и де­шевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэто­му менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами.

5. ^ В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Менеджмент представляет собой совокупность науч­ных знаний и практического опыта междисциплинарного харак­тераиз таких областей как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой со­бственный, отличный от других наук предмет изучения, или мож­но говорить только о "научном менеджменте", интегрирующем со­ответствующие положения и выводы других наук, опыт многих по­колений управляющих и личное искусство каждого. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяс­нение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при кото­рых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподава­ние которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профес­сионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Понимание менеджмента как искусства управления базируетсянатом, что организации — это сложные социально-технические систе­мы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные фак­торы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление яв­ляется и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.

Виды и функции менеджмента


Рассмотрим основные виды менеджмента, свойственные совре­менным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, используя в изложении здесь и в даль­нейшем по возможности русский термин “управление”.

Прежде всего, речь должна идти об организационном управле­нии, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма ре­ализации управленческих функций, выработки регламентов и ин­струкций и т.п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного реше­ния стоящих перед ней задач. Но сами эти решения являются уже объектом управления функционированием, в рамках которого выделяется перспективное или текущее управление.

Перспективное управление предусматривает формулирование долгосрочных целей организации, определение основных путей их достижения, что обес­печивает будущую жизнеспособность организации. Текущее управление связано с поста­новкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, ин­формационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых коррек­тив, поощрением или наказанием исполнителей.

Текущее и перспективное управление имеют несколько объек­тов, к которым можно отнести: производство, материально-техни­ческое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, марке­тинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации. Рассмотрим их подробнее.

Управление производством направлено на выбор основных па­раметров технологического процесса, определение объема текуще­го выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, ком­плектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное ус­транение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения хозяйствен­ных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправ­ки их покупателям.

Управление инновациями, то есть нововведениями, имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производстве.

Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности органи­зации, занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирований каналов сбыта, выра­ботки ценовой политики, рекламы и т.п.

Управление кадрами, которое в настоящее время рассматрива­ется более широко — как социальное управление, решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кад­ров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благопри­ятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

Суть финансового управления заключается в составлении бюд­жета и финансового плана организации, формировании и распреде­лении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке теку­щего и перспективного финансового состояния и принятии необхо­димых мер по их укреплению.

Наконец, учет и анализ результатов связаны с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельнос­ти других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использо­вания имеющегося потенциала.

Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управлен­ческих действий — на любом уровне и в любой системе — может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локали­зуемых функций, т.е. относительно самостоятельных, специализированных и обособленных видов управленческой деятельности. Большинством спе­циалистов признано, что у менеджмента таких функций существу­ет пять. Они были сформулированы в начале века одним из его ос­новоположников Анри Файолем:

  • предвидение;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координирование;
  • контроль.

В современной теории менеджмента существует множество классификаций функций менеджмента по различным критериям. Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоуори выделяют четыре первичных функции управления, объединенных связующими процессами коммуникаций и принятия решений: планирование, организация, мотивация, контроль.

Мы будем выделять пять функций управления, которые реализуются на трех стадиях замкнутого управленческого цикла:

  • принятие управленческого решения;
  • реализация принятого решения;
  • контроль.

Каждая из функций управления может быть подвергнута дальней­шей дифференциации. Так, в рамках функции реализации можно выделить такие подфункции, как организация; координация и регулирование; активизация и стимулирование (мотивация).

Наши рекомендации