Современная социал-демократия

Социал-демократия – политическое движение и идеология, которая выступает за осуществления идей социализма во всех сферах общественной жизни. Базовые ценности социал-демократии – свобода, справедливость, солидарность. Современная социал-демократия достигает своим корням массовое рабочего движения кон.19 ст., который нашел свое оформление в ИИ Интернационале (1889—1914). В самостоятельное течение в рабочем движении социал-демократия выделилась в начале 20 ст., когда состоялось размежевание революционных и реформистских сил. Идеология социал-демократии основывается на доктрине демократического социализма. Источниками социал-демократии является философия И.Канта, элементы марксизма, христианство, социальная философия «франкфуртськой школы», идеи Е.Бернштейна и К.Каутського.

В отличие от либерализма, социал-демократия основу свободы усматривает не в частной собственности, а в равенстве прав и возможностей, то есть в политической и социальной защищенности людей, которые, в свою очередь, проявляется в требованиях национализации руководящих областей экономики, обеспечении рабочими местами, сокращение рабочего дня, улучшение условий работы, повышение заработной платы, широкомасштабных социальных программ. Все это призвано обеспечить высокий уровень жизни. Средством реализации такой программы есть солидарность, политическая и общественная активность трудящихся, которая создает демократическое государство. Это - гаранта социального согласия и равновесия. Со временем социал-демократы предложили заменить «государство благосостояния» на «общество благосостояния», поскольку функции социальной защиты предлагалось передать органам местного самоуправления и общественным организациям. Начиная с 70-х гг. социал-демократы сделали шаг в бок либеральных и неоконсервативных ценностей, чтобы максимально дистанцироваться от тоталитарной практики реального социализма,

Идеология демократического социализма изложена в Декларации «Цели и задача демократического социализма», принятой в 1951 г. ( г.Франкфурт). Демократический социализм – это продолжительный процесс общественных преобразований. Основными этапами становления общества демократического социализма есть: осуществление политической и экономической демократии; создание « государства общего благосостояния», установление социальной демократии – демократии во всех сферах жизни общества. Политическая демократия предусматривает многопартийность, свободу деятельности для оппозиции, обеспечение прав и свобод человека, возражение диктатуры.Экономическая демократия развивается на микроуровни как непосредственное участие трудящихся в управлении предприятием, а на макроуровне ( в масштабах экономики государства) предусматривает наличие органов социального партнерства (Германия), органов экономического самоуправления (Франция) или привлечение профсоюзов к совладению предприятиями через повышение доли их участия в доходах этих предприятий (Швеция). Экономическая демократия противостоит как огосударствлению средств производства, которое не может гарантировать привлечение трудящихся к управлению экономикой, так и рыночному хозяйству, которое включает индивида со сферы принятия решений

категорий политической науки. Несмотря на множество различий в определениях политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.

Иначе говоря, политический процесс показывает как граждане, группы и институты власти взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому во времени и пространстве.

политический процесс можно определить как совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти и ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Политические процессы имеют свою структуру, которые мы можем определить как базовые и периферийные. Базовые - это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством; требования населения к управленческим решениям, формирования политических элит и т.п. Другими словами как население участвует в государственном управлении. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления и т.п.

И базовые и периферийные процессы ориентируются на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая, в свою очередь, делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений.

В противоположность открытому, - скрытый (теневой) процесс базируется на деятельности незарегистрированных политических лидеров, групп, центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, цикличностью. Как правило, пик политической активности населения приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за избранными постепенно ослабляется.

Термин “стабильность” означает упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, например, обеспечение постоянства каких-либо процессов.

Применительно к политической системе слово “стабильность” означает ее устойчивое состояние, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних изменений, сохраняя при этом свою структуру В соответствии с теорией стабильная политическая структура демонстрирует высокий уровень “поддержки” в отношении большей части общества, институтов управления обществом (режим) и в отношении тех, кто находится у власти

Политические конфликты.

1.Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество

Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.

Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.

Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

Типы политических конфликтов:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

2) по интенсивности: слабые или сильные;

3) по масштабам действия: локальные или региональные;

4) по формам проявления: мирные и немирные;

5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;

7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;

8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;

9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;

11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.

Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.

Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.

Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.

Наши рекомендации