Европейская социал-демократия в ХХ в.

«Революционный центризм».Критика, с которой социал-реформистские идеи Бернштейна были первоначально встречены в руководстве II Интернационала, не помешала их быстрому распространению в марксисткой среде. Рабочие партии и профсоюзы во Франции, Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции все более явно отказывались от революционной стратегии. Их массовую опору составляли уже не пролетарские слои, а квалифицированные, хорошо организованные рабочие, готовые бороться за свои права в рамках законности и существующего социального порядка. В условиях демократизации конституционного строя социал-демократические партии получили возможность активно включиться в парламентскую жизнь. В последующие годы опыт участия в парламентской и правительственной работе, осознание ответственности государственных решений, поиск общенациональных приоритетов политки гораздо быстрее способствовали утверждению социал-реформистских взглядов, нежели идеологические дискуссии и фракционная борьба.

Социал-демократия Германии, России, Австрии, Италии оказалась в совершенно иной ситуации. Ни социальная опора этих рабочих партий, ни степень демократизации государственного строя, ни правовая культура общества не способствовали отказу от идей революционного марксизма. В условиях нарастающей социальной напряженности социал-демократическое движение в этих странах оказалось вовлечено в ожесточенную полемику и быстро распадалось на противоборствующие группировки и партии. Крах II Интернационала еще больше усугубил этот раскол.

Последнюю попытку найти компромисс между социал-реформизмом и революционным марксизмом предприняли лидеры австрийской социал-демократической партии Макс Бауэр, Карл Реннер, Фридрих и Макс Адлеры. Их воззрения получили получил название революционного центризма, или австромарксизма.

иллюстрация Файл 6.1. Бауэр   «Капитализм создал демократию. Но демократия была лишь первой любовью буржуазии и она стала теперь грозой ее старости, так как превратилась в могучий фактор рабочего движения». Макс Бауэр.  

Австромарксисты считали, что пролетарская революция является длительным процессом, состоящим из трех фаз: политической, национальной и социальной. Политическая революция должна уничтожить сословные государственно-правовые институты и создать систему парламентской демократии. Под национальной революцией подразумевалось не решение «национального вопроса», а складывание новой государственности в пределах «экономически эффективного региона» (так например, для развития центрально-европейского региона предлагались два варианта – объединение Австрии и Германии или создание Дунайской конфедерации).

Социальная революция, в отличие от политической и национальной, рассматривалась австромарксистами как классовая по своему характеру. Но революционный опыт большевиков ими совершенно отвергался. Австромарксисты считали, что социализация общественного строя не может осуществляться политическими методами. Ее основой должна быть не экспроприация капитала, а постепенная ликвидация социальной несправедливости и эксплуатации. Причем, решена такая задача может быть не за счет бюрократического контроля, а только благодаря сотрудничеству предпринимателей, рабочих, потребителей и государства. Учет интересов каждой из сторон в сочетании с приоритетом общенациональных задач мог стать залогом примирения различных классов и социальных групп. Ликвидация же института частной собственности, по мнению австромарксистов, противоречит духу социализации.

Важнейшей частью социальной революции австромарксисты считали культурную революцию, под которой подразумевали не воспитание классового сознания пролетариата, а повышение его образовательного и духовного уровня. Австромарксисты доказывали, что рабочий класс может стать авангардом общества благодаря своей готовности взять на себя ответственность за решение общенациональных задач, а не подавлению «эксплуататорских классов» и диктатуре «партии нового типа». Тезис о диктатуре пролетариата австромарксисты не отрицали, но считали классовую диктатуру лишь социальной характеристикой государственной власти. Преобладание в обществе того иного класса, по их мнению, и создает диктатуру, то есть право определять пути общенационального развития. Политической же формой как буржуазной, так и пролетарской диктатуры вполне может быть парламентская демократия.

Успехи и поражения международного социалистического движения.В 1919 г. ведущие течения европейской социал-демократии встали на путь создания интернациональных организаций. В феврале в Москве был создан III Интернационал (Коммунистический). В августе в Женеве представители социал-рефомистских партий из 15 стран заявили о воссоздании II Интернационала на идеологической платформе бернштенианства. Его исполком разместился в Лондоне. В декабре 1920 г. в Берне состоялась и первая конференция центристов из 13 стран. В феврале 1921 г. в Вене ими было образовано Международное Рабочее Объединение социалистических партий (или, как его называли, «II 1/2 Интернационал»). Большую роль в разработке идеологической платформы центризма помимо австромарксистов сыграл лидер германской Независимой социал-демократической партии Карл Каутский.

иллюстрация Файл 6.2. Каутский «Противоположность между двумя социалистическими направлениями основана не на личном соперничестве. Это – противоречие двух различных по существу методов: демократического и диктаторского». Карл Каутский.

Идеологические разногласия социал-реформистов и центристов не носили принципиального характера. По мере спада революционной войны в Европе возникли предпосылки для окончательного объединения всех социал-демократических фракций, не поддержавших платформу Коминтерна. В мае 1923 г. в Гамбурге состоялся Учредительный конгресс Рабочего Социалистического Интернационала (РСИ). Принятые резолюции и Устав РСИ опирались на концепцию демократического социализма. Основными целями социал-демократического движения были объявлены борьба за демократизацию политической системы и улучшение условий труда, противоборство с любыми формами политического экстремизма, включая большевизм и фашизм. Особая значимость придавалась укреплению системы международных отношений под эгидой Лиги наций. Под влиянием центристов в программных документах РСИ был сохранен тезис о классовом характере социал-демократического движения и его направленности на построение социализма. Однако, в целом, концепция демократического социализма оказалась гораздо ближе к идеям Бернштейна, нежели австромарксистов.

Первым председателем РСИ был избран лидер британской лейбористской партии А. Гендерсон. Полномочия руководящих органов Рабочего Социалистического интернационала оказались ограничены лишь самой общей координацией деятельности национальных партий.

Основной сферой влияния социалистического движения остались развитые страны Европы, где рабочие партии пользовались поддержкой значительной части электората и активно участвовали в парламентской жизни. На Марсельском в 1925 г. и Брюссельском в 1928 г. конгрессах РСИ основной темой дискуссий стала борьба за мир. Источником военной угрозы были объявлены авторитарные государственные режимы, в том числе Советская Россия. РСИ ориентировал рабочие партии и на дальнейшую борьбу за укрепление «хозяйственной демократии» – расширение прав профсоюзов, ввод 8-часового рабочего дня, расширение системы социального страхования, ограничение деятельности монополий. Попытки выработать позицию по отношению к проблеме фашизма не привели к успеху. Фашизм интерпретировался либо как «звериное лицо капитализма», возрождаемое «наиболее реакционной частью буржуазии», либо как особая разновидность бонапартизма. Разразившийся в 1929 г. мировой экономический кризис и наступление фашизма в Европе стали для социал-демократов полной неожиданностью.

Обострение политической ситуации в Европе вызвало новый раскол в рядах социал-демократии. В руководстве РСИ сформировались три фракции, отстаивавшие разные пути выхода из кризиса. «Правая» группировка, возглавляемая английскими лейбористами, шведскими и датскими социалистами, ратовала за сохранение прежней программы РСИ, укрепление сотрудничества с либерально-демократическими партиями в борьбе за сохранение конституционной законности. «Левые», главным образом из Польши, Испании, Франции, Германии, выступали за проведение активных массовых акций протеста, сотрудничество с коммунистами в создании коалиций Народного фронта. В явном меньшинстве остались сторонники умеренной линии.

На Венском в 1931 г. и Парижском в 1933 гг. конгрессах РСИ преодолеть разногласия не удалось. В ходе дискуссий возобладала мысль о том, что Европа раскололась на «демократический Запад» и «авторитарный Юго-восток». Руководство РСИ призвало вырабатывать политическую стратегию рабочего движения исходя из специфики той или иной страны. К насильственным акциям пролетариат призывался лишь в тех случаях, когда фашизм уже закрепился у власти. В странах, где лишь существовала подобная угроза, РСИ считал достаточной мерой политическую консолидацию рабочего движения под демократическими лозунгами.

В 1934-1935 гг., признавая уже свершившийся раскол европейской социал-демократии, наиболее влиятельные фракции РСИ (английская и скандинавские) выступили за ликвидацию политических полномочий Исполкома и организационную децентрализацию РСИ. Такой курс привел к окончательному распаду РСИ весной 1940 г.

После окончания Второй мировой войны социал-демократические партии окончательно превратились в одну из ведущих политических сил общества. В Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Норвегии и других странах Европы социал-демократы неоднократно входили в правящие коалиции. В 1951 г. для координации социал-демократического движения был создан Социалистический интернационал. Он оказался еще более децентрализован в организационном отношении, чем предвоенный РСИ, и формировался как «ассоциация партий». Лидеры Социнтерна К. Бевин, К. Шумахер, К. Реннер, Дж. Сарагат не только отвергали идею диктатуры пролетариата и революционную стратегию рабочего движения, но и сам классовый подход к анализу общественных проблем. Программные установки социал-демократии все больше сближались с неолиберальной концепцией «государства благосостояния».

иллюстрация Файл 6.3. Брандт   «Социал-демократическое мышление неразрывно связано с демократией в государстве, экономике и обществе, с правовой государственностью, личной и духовной свободой, со справедливостью, человечностью и солидарностью». Вилли Брандт.

Заметное влияние на идеологию послевоенной социал-демократии оказала теория плюралистической демократии. У истоков этой концепции стояли представители английского фабианского движения и «гильдейского социализма» начала ХХ в. В развернутой форме теория плюралистической демократии была представлена в 1930-х гг. в трудах английского лейбориста Гарольда Ласки, а впоследствии развита Е. Фрэнкелем, Р. Далем, Д. Стречи.

Идея «плюралистической демократии» опиралась на представление о существовании в обществе множества социальных групп, образующихся на самых различных уровнях и гибко меняющих свой состав. Поэтому никакого устойчивого большинства, способного создать ту или иную форму классовой демократии, не существует. Демократия, по мнению «плюралистов», представляет собой динамичный процесс «борьбы интересов», в результате которого власть переходит к тем группам, которые способны достичь компромисс и взаимодействовать в ходе конкурентной борьбе с другими группами.

иллюстрация Файл 6.4. Миттеран «Социализм и чаяния индивида возможно привести к гармонии посредством самоуправления, позволяющего расширить способности каждого в отдельности». Франсуа Миттеран.

В 1970-х – 1980-х гг. деятельность Социнтерна и его идеологическая программа претерпели новые изменения. В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран, Ф. Гонсалес попытались придать социал-демократическому движению более современный, динамичный характер. Нарастающий кризис «государства благосостояния» в странах Запада, снижение активности рабочего профсоюзного движения, изменения на мировой арене заставляли искать новые формы и цели политической деятельности. Партии Социнтерна все большее значение начали придавать поддержке национально-освободительных движений в странах «третьего мира», укреплению международно-правовой системы, проведению политики разоружения. Активизировались контакты Социнтерна с ООН, ЮНЕСКО, Движением неприсоединения и другими международными организациями. Обновленная идеологическая платформа была закреплена в программных документах – Уставе, принятом на конгрессе в Лиме в 1986 г., и Декларации принципов, принятой на конгрессе в Стокгольме в 1989 г.

Подъем социал-демократического движения в современном мире.Необходимость дальнейшей модернизации программных установок социал-демократии стала особенно очевидной на рубеже 1980-х – 1990-х гг. После политического провала неоконсерваторов социал-демократические партии на некоторое время оказались лишены серьезных противников, но их возвращение к власти не могло сопровождаться возрождением идеи «государства благосостояния».

иллюстрация Файл 6.5. Шредер «Мы не все будем делать по другому, но мы будем делать лучше». Герхард Шредер.  

В «Программе принципов» Социал-демократической партии Германии, принятой в 1989 г., впервые было заявлено о необходимости отказаться от традиций социал-реформизма и признать «недостаточным просто подновить капитализм». Под руководством своего нового лидера Герхарда Шредера СДПГ взяла курс на построение «принципиально нового экономического и общественного порядка», при котором «справедливо распределяются доходы, в котором работающие по найму увеличивают долю своего участия в производственном капитале и в котором гарантируется надежность системы социального обеспечения», общества, которое «при меньших темпах экономического роста, при сокращении оплачиваемого труда и увеличении личного труда мно­жит свое благосостояние, улучшает качество жизни людей, оздоравливая окружающую среду, уменьшая страх, создавая более гуманные трудовые отношения и условия труда, а также предоставляя людям больше свободного времени».

В новой программе СДПГ основными ценностями демократического социализма называются свобода, справедливость и солидарность. Свобода трактуется как естественное призвание каждого человека, требующее «освобождения от унизительной зависимости, от нищеты и страха» и предполагающее «возможность развивать индивидуальные способности, а также ответственно участвовать в общественной и политической жизни». Особо подчеркивается, что шанс на свободу может использовать только человек, который уверен в своей социальной защищенности. Поэтому борьба социал-демократов за обеспечение справедливости и равных возможностей является не ограничением индивидуальной свободы, а ее гарантией.

Принцип справедливости, в соответствии с новой программой СДПГ, предполагает равенство граждан в правах на уважение их достоинства и социальную защиту, возможностях участия в общественно-политической жизни, требованиях закона, а также равную доступность образования, профессиональной подготовки и культуры. Подчеркивается, что «равные возможности не означают единообразия, а представляют собой простор для развития индивидуальных способностей всех людей». Основной гарантией утверждения справедливого общественного порядка считается солидарность – «готовность людей поддержать друг друга, выходя за рамки правовых обязательств», совместное стремление всех обеспечить свободу каждого. Немалая роль в обеспечении социальной справедливости отводится и демократическому государству.

Демократия рассматривается современными социал-демократами как «форма существования свободы», предполагающая готовность и способность людей «к восприятию своей от­ветственности». Поэтому считается, что демократическое государство должно основываться на равных правах и обязанностях всех своих граждан, подчинении государственной деятельности праву и закону, всемерном развитии гласности, активной роли профсоюзов, церкви и религиозных общин, органов местного самоуправления. «Государство должно проводить в жизнь демократию и социальную справедливость в обществе и в экономике и гарантировать необходимую для этого открытость процесса принятия и исполнения решений, – отмечается в программе СДПГ. – Оно не может, однако, решать все общественные проблемы. Кто предъявляет к нему слишком высокие требования, тот способствует бурному расцвету бюрократии, которая работает все менее эффективно и которую трудно контролировать и финансировать. Мы против огосударствления общества».

иллюстрация Файл 6.6. Блэр   «После коллапса коммунизма стало очевидно, что только этическая база социализма выдержала испытание временем. Этот социализм основан на моральном постулате, гласящем, что индивиды взаимозависимы, что наряду с обязанностями по отношению к самим себе они имеют обязанности по отношению друг к другу, что полноценное общество поддерживает усилия индивидов и каждый член общества должен иметь возможность отстаивать свои интересы». Энтони Блэр.

В 1990-х гг. в британской Лейбористкой партии под руководством Энтони Блэра была разработана концепция «нового лейборизма». В новой редакции устава, принятой в 1995 г., Лейбористская партия определялась как «демократическая и социалистическая», ориентирующаяся на создание «справедливого общества», основанного на динамизме и конкуренции, обеспечивающего равенство возможностей и гарантии против бедности. Из устава были исключены положения о приоритете общественной собственности на средства производства. Само понятие «социализм» стало рассматриваться в этическом плане, как идеал оптимального взаимодействия индивида и общества, а не проект определенного общественного устройства.

Примерно в том же ключе строились и обновленные программные установки Французской Социалистической партии, лидер которой Лионель Жоспен сумел под лозунгом левого реализма создать «розово-красно-зеленую коалицию» (социалистов, коммунистов, экологистов). В Италии идею «реалистического» синтеза рыночного и социального принципов отстаивала коалиция «Олива» под руководством Романо Проди. Все эти политические силы выступали за активное развитие «социального пространства» (институтов семьи, здравоохранения, образования, культуры). Не подвергая сомнению эффективность свободных рыночных отношений в экономической сфере, они призывали отказаться от создания «рыночного общества».

XXI Конгресс Социнтерна, прошедший в ноябре 1999 г. и принявший программную «Парижскую декларацию», призвал левые силы сплотиться и в решении проблем безопасности, угрозы терроризма, деградации окружающей среды. Конгресс осудил действующую модель глобализации, основанную на принципах «неолиберализма и неоконсерватизма». Была высказана озабоченность «угрозой насаждения культурной однородности», действиями спекулятивного международного финансового капитала, проповедующего «рыночный фундаментализм».

иллюстрация Файл 6.7. Клинтон «Используя рост экономики и укрепление социальной справедливости, необходимо дать людям надежду»». Билл Клинтон.

Символом обновленной стратегии социал-демократии стала идея третьего пути, выдвинутая Э. Блэром и Г. Шредером. В отличие от теорий, возникших на рубеже XIX-XX вв., эта версия третьего пути не претендовала на роль принципиально новой политической философии. Речь шла об отказе от программных установок «старых левых» (социал-реформизма, неолиберального институционализма, коммунизма) и «новых правых» (неоконсерватизма, правого национализма). Основой третьего пути было названо стремление людей сохранить индивидуальность, автономность личной жизни в сочетании с удобным, безопасным и справедливым социальным окружением. Эта двойственность осложняется противоречием между глобализацией и возрождением в современном обществе религиозных и этнокультурных форм идентичности. Для решения подобных проблем социал-демократическая программа третьего пути не предлагает новой «Большой Идеи». Ставка делается на реализм и прагматизм. Однозначно признается, что государство должно гарантировать доступ к важнейшим социальным благам, но не брать их обеспечение на себя. Оно призвано оставаться арбитром, препятствующим нарастанию в обществе как классового эгоизма, так и эгалитарных настроений. Можно сказать, что идея третьего пути сменяет традиционный республиканский лозунг «свобода, равенство, братство» на «солидарность, право, ответственность».

Контрольные вопросы:

1. Почему идеи австрийской социал-демократии получили название «революционного центризма»?

2. На какой идеологической основе сложилось международное социал-демократическое движение?

3. Какую эволюцию претерпели идеи социал-демократии на протяжении ХХ в.?

4. Почему современные социал-демократы называют свои программные установки «идеологией третьего пути»?

Повторительно-обобщающие задания к теме «Социал-демократическая и коммунистическая идеология».

1. Социалистическая идея сформировалась в XIX в. в качестве альтернативы общественному порядку, основанному на эксплуатации людей. Торжество социалистических идеалов изначально рассматривалось как освобождение человека от угнетения во имя достойной и справедливой жизни. Какую эволюцию, на ваш взгляд, претерпело понимание социализма на протяжении ХХ в.? Можно ли считать коммунизм разновидностью социалистической идеологии или в ХХ в. он превратился в совершенно особую идеологическую доктрину?

2. «История всех до сих пор существовавших обществ, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», – была историей борьбы классов». Как вы думаете, почему, доказывая социальную сущность человека, они видели основу истории в борьбе людей друг против друга? Можно ли с точки зрения марксизма считать коммунизм «концом истории»?

3. Как вы думаете, почему для социалистической идеологии изначально был присущ принцип интернационализма? Какой смысл вкладывали К.Маркс и Ф.Энгельс в лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»? Перестала ли социал-демократия быть интернационалистским учением в ХХ в.?

4.Сравните высказывания Карла Маркса и Владимира Ленина о демократии: «Политическая демократия является христианской постольку, поскольку в ней человек, – не какой-либо отдельный человек, а всякий человек, – имеет значение как суверенное, как высшее существо, но это человек в его некультивированном, несоциальном виде, человек в его случайном существовании, человек, каков он есть, человек, испорченный всей организацией нашего общества, потерявший самого себя, ставший чуждым себе, отданный во власть бесчеловечных отношений и стихий, одним словом, человек, который еще не есть действительное родовое существо» (К.Маркс); «Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою… В капиталистическом обществе мы имеем демократию урезанную, убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров» (В.Ленин). Что общего в этих высказываниях, и чем они отличаются в понимании природы демократии?

5. Познакомьтесь со стихотворениями Владимира Маяковского «Разговор с товарищем Лениным», «Даешь», «Марш ударных бригад», «Левый марш», «Владимир Ильич!», «III Интернационал», «Прозаседавшиеся», «Готовься! Стой! Строй!», а также поэмами «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» (список примерный). Какие особенности художественности стиля поэта были созвучны официальной советской пропаганде и могли вызвать отклик у людей, разделявших идеалы большевизма?

6.Л.Троцкий писал: «Все более назойливое обожествление Сталина является, при всей своей карикатурности, необходимым элементом режима. Бюрократии нужен неприкосновенный супер-арбитр, первый консул, если не император, и она поднимает на своих плечах того, кто наиболее отвечает ее притязаниям на господство». Согласны ли вы с таким утверждением? Являлся ли культ личности «вождя» лишь инструментом в руках бюрократии или он отвечал особенностям массового знания в стране «победившего социализма»? С какими ключевыми постулатами большевистской идеологии сочетался принцип вождизма?

7. Выполните проектное задание по следующему сценарию:

1 этап – вспомнить, в каких произведениях литературы, кинематографа, живописи, скульптуры советского периода отражен образ Владимира Ленина, определить факты биографии Ленина и особенности его художественного образа, отраженные в этих произведениях; определить, какие эпизоды биографии Ленина рассматривались и каким образом они интерпретировались в советских учебниках по истории; на основе беседы с людьми старшего поколения установить, какие черты характера Ленина и факты его биографии запомнились им со времен молодости.

2 этап – на основе собранной информации проанализировать собирательный образ «вождя». В качестве основы анализа можно использовать следующие критерии:

o важнейшие факты биографии, повлиявшие на становление личности,

o роль социального происхождения и влияния семьи в становлении личности и судьбе,

o роль конфессиональной и национальной принадлежности в становлении личности и судьбе,

o особенности идеологических убеждений, мировоззрения, нравственные нормы,

o черты характера, психологические и поведенческие особенности,

o стиль отношений с окружающими,

o внешний имидж.

3 этап – в ходе итоговой дискуссии обсудить вопросы: Какие особенности биографии, воззрений и характера «вождя» официальная советская пропаганда показывала в качестве ключевых, а какие – старалась не акцентировать? Можно ли рассматривать образ «вождя» в качестве политического «брэнда» советской системы? Какие черты личного имиджа «вождя» должны были ассоциироваться в массовом сознании с советской общественной системой и деятельностью коммунистической партии? Почему личные имиджи «вождей» (от Ленина до Горбачева) играли такую большую роль в советской пропагандисткой системе?

8. Узнайте у людей старшего поколения, какие воспоминания о периоде «перестройки» в Советском Союзе сохранились у них. Обсудив в классе результаты проведенного опроса, составьте собирательный образ эпохи «перестройки», существующий в российском общественном сознании. Какие позитивные и негативные черты имеет этот «образ»? Насколько, на ваш взгляд, восприятие «перестройки» в современном массовом сознании связано с реальными событиями, происходившими в СССР в 1985-1991 гг., или оно в большей степени отражает современные проблемы России? Какие идеи М. Горбачева могут найти поддержку в современном российском обществе?

9. На основе материала, изученного в рамках элективного курса и курса отечественной истории, проанализируйте эволюцию официальной идеологии в СССР. Результаты анализа оформите в виде таблицы:

Хронологические периоды Основные идеи Государственные, политические, общественные деятели, сыгравшие важнейшую роль в разработке официальной идеологической доктрины
     

10. Один из идеологов «пражской весны» Ота Шик уже в 1989 г. написал: «Нужно признать, что марксистко-ленинская идеология не дала коммунистическим партиям никакого научно обоснованного ориентира, чтобы они могли претендовать на ведущую роль при строительстве социалистического общества». Как вы думаете, какие исторические факты подтверждают или опровергают это утверждение?

11. Как соотносятся, на ваш взгляд, идеи демократического социализма с неолиберальными концепциями «государства благосостояния»? Почему неолиберализм в большей степени оставался «академическим» течением общественной мысли, а социал-демократия, напротив, превратилась в ярко выраженную «партийную» идеологию?

12. Прочитайте книгу Джорджа Оруэлла «Звероферма». Каков мировоззренческий подтекст этого произведения? Направлена ли социальная критика Оруэлла только против советской тоталитарной системы или ее смысл можно толковать шире?

13. Никита Хрущев в своих воспоминаниях писал: «Я и вообще мое поколение жили в очень интересное время: революция, Гражданская война и все, что связано с переходом от капитализма к социализму, развитием и укреплением социализма». Как вы думаете, что имел ввиду Хрущев, называя революцию и гражданскую войну интересным временем? Согласились бы вы с таким образом мышления? Обоснуйте свою позицию.

14. Какие особенности современной общественной жизни доказывают эффективность концепции «третьего пути» предложенной социал-демократами в 1990-х гг.? Можно ли, на ваш взгляд, считать эту версию социал-демократии «идеологией XXI века»?

Темы рефератов:

· «Утопический социализм» и утопия «реального социализма»: в поисках идеала справедливого общества.

· Концепция исторического материализма в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

· Понятие мировой революции в К. Маркса, В. Ленина и Л. Троцкого.

· Раскол международного рабочего движения на рубеже XIX-XX вв.

· В. Ленин о диктатуре пролетариата и «партии нового типа».

· К. Каутский о проблемах социализма и демократии.

· Идеологические основы реформ социализма в СССР и странах Восточной Европы в 1950-х – 1960-х гг.

· М. Горбачев и «новое политическое мышление».

· Идея «третьего пути» в программных установках современной социал-демократии.

Темы эссе:

· «Частная собственность есть причина преступлений и бедствий, испытываемых человеком». (Р. Оуэн)

· «Революции – локомотивы истории». (К. Маркс)

· «Демократия означает равенство». (В. Ленин)

· «Всё для массы». (И. Сталин)

· «Хотя Россия – самая отсталая из великих держав, все же события в этой стране уже не раз давали толчок застойному развитию Европы». (К. Каутский).

· «В СССР от веселости стонут целые губернии и волости». (В. Маяковский)

· «Больше социализма!». (М. Горбачев)

· «То, что я называл социализмом, для меня не Библия». (Ф. Миттеран).

· «”Третий путь” – это все то, что работает». (Э. Блэр)

· «Социализм основан на неуважении к человечеству» (Ф. Достоевский)


Наши рекомендации