Принципы государственной информационной политики

По степени упорядоченности человеческой деятельности

· Формализованные – соц.роли обезличены Пример: староста гр. ГМУ-65

· Неформализованные

По сферам жизнедеятельности общества

· Социальные (в узком смысле) – сфера, в которой реализуются разнообразные интересы и потребности общественных групп, образующих соц.структуру общества: этнических, демографических – в том числе семейных, поселенческих, классовых, профессионально-образовательных отношений.

Пример: реализ.интересы чел.в сфере образования, быта, здравоохранения

· Политические – сфера отношения между нациями и др. большими соц.группами. а также отдельными индивидами по поводу госуд.власти и госуд.устройства внутри общества, а также отношений между государствами на международной арене. Тесно связана с двумя понятиями – «власть» и «гос-во».

· Экономические – связано с производством, распределением и потреблением материальных благ. Лежат в основе общественной системы в целом и определяют собой все другие общественные отношения.

· Духовная – сфера, в которой возникают и реализуются духовные (нравственные, художественные, религиозные) потребности людей, созидаются и потребляются духовные ценности. Однако многие идеи, созданные в духовной сфере, предназначены для практического применения в других сферах общественной жизни.

Пример: информационные технологии, компьютерные программы создаются, а процессе умственного труда, в духовной сфере, но потребляются в сфере экономики, социальной, политической и др.

· Экологическая – сфера отношений людей (в составе больших и малых социальных групп) по поводу их отношения к природе.

· По субъектам (соц.группам) ***Классовые **Национальные **Семейные **И др.группы отношений

· По роду занятий **Производственные **Учебные **Военные **Бизнес-отношения

……..

По уровню взаимодействия

· Международные **Межгосударственные

· Межрегиональные **Групповые

· Внутригрупповые **Межличностные

Все эти разновидности отношений образуют сложную многоуровневую структуру Общ.Отношений

3.Понятие управления

Управление– процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия на людей, общественную систему в целом или ее отдельные звенья на основе познания и использования присущих обществу объективных закономерностей в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития. Управление является разновидностью ОО.

Управление -функция власти, которая заключается в регулировании и контроле процессов функционирования и развития общества.

Управление(как вид деятельности)- это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

В самом общем виде управление понимается как воздействие управляющей подсистемы

на управляемую, с целью ее поддержания на необходимом уровне или выведения ее на

новый уровень.

Таким образом, существуют управляющие и управляемые элементы.

Субъект управления – управляющая подсистема в системе управления.

Объект управления – управляемая подсистема в системе управления,

Субъект управления– физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

3 основных типа систем управления:

1. государственная (регламентация), 2. гражданская (целеполагание),

3. муниципальная (смешение 1 и 2).

УОО основывается на теории управления, социологии и PR (связи с общественностью).

4. Сущность PR

PR – современные средства, способы управления общественными отношениями. Наука молодая, феномен 2-ой пол.20века.

PR – в переводе Общ.Отн. (паблик рилейшен). Впервые употребил Томас Джеферсон 1807г. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ PR:

1. PR как сочетание искусства и науки -Сформулировал Сэм Блэк.

PR – это искусство и наука, достижение гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

Если хочешь изменить мир изначально будешь идеалистом. Творческий момент в PR очень важен.

Всемирная ассамблея ассоциаций 1978г.

Практика PR – искусство и соц.наука по анализу направленности, предсказанию последствий, консультированию лидеров организаций и проведению планируемых программ действий, которые служат как интересам организации, так и общественным интересам.

2. PR как сфера деятельности коммуникацииуказывает на те границы, которые охватывает PR. Фрэнк Джэфкинс (англ).

Состоит из всех форм планируемой коммуникации, во вне и внутри, между организацией и её общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания.

3. PR как функция управления коммуникациейГеоргий Почепцов.

PR является стратегией управления коммуникативным пространством. PR – это функция менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которых зависит успех или неудача.

4. PR как системаС.Пономарев рассматривает элементы PRа

Система PRа включает:

· Связи со СМИ **Связи с местным сообществом

· Связи с инвесторами ***Корпоративные коммуникации

· Лоббискую деятельность (ЛОББИ – работа с гос-вом, продвиж.деятельности через власть)

· Связи с гос.структурами **Избирательные технологии

· Кризисный PR

6. Принципы и функции PR

Принципы PR.

1. Соц. ориентация – учёт общественных интересов.

2. Открытое информирование – заказчик PR-акции не должен утаивать информацию, чтобы не потерять доверие общественности.

3. Обратная связь – заказчик PR-акции должен разъяснить свою позицию перед общественностью, снимать недовольство.

4. Коллегиальность – решение должно приниматься после обсуждения проблемы всеми заинтересованными сторонами.

5. Научная обоснованность – PR-агентства должны использовать в деятельности отработанные технологии, учитывающие опр. закономерности коммуникационного процесса.

Функции PR.

Внешние функции: 1. Установление и поддержание отношений со СМИ 2. Установление и поддержание отношений с инвесторами и партнёрами 3. Работа с институтами власти 4. Антикризисная деятельность 5. Осуществление PR в международной сфере Внутренние функции: 1. Внутрикорпоративный PR 2. Создание и продвижение корпоративных СМИ 3. Разработка фирменного стиля  

Отдельно выделяют такую функцию, как формирование положительного паблисити (публичности, создание известности).

5. Соотношение PR и др. видов деятельности (журналистика, пропаганда, реклама)

1. PR и журналистика -Журналистика является инструментом PRа

ЖУРНАЛИСТИКА – описывает свершившееся событие

PR – часто сам создает события

2. PR и пропаганда –некоторые исследователи отождествляют их, но большинство PR-ков с этим не согласны

PR Пропаганда
Основан на правдивой информации Может искажать факты
Даёт возможность оценить информацию, сделать рациональный выбор Стремится заставить людей принять нужную точку зрения. Всегда преследует какую-то цель, рассчитана на подсознание, не может быть рациональной по своей природе. Задача: пропихнуть точку зрения, убедить человека
На двусторонней связи Основана на односторонней связи (манипулирование)
Мягкий инструмент Жесткий инструмент
PR, в свою очередь, чаще всего определяют как деятельность по установлению взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью. Пропаганда напрямую связана с идеологией, следовательно, содержит в себе скрытую возможность противоречия и конфликта

PR и реклама

И PR, и реклама используют для достижения своих целей одни и те же инструменты (прежде всего, СМИ). Кроме того, оба способа воздействия подразумевают отказ от демонстрации негативных, отрицательных сторон объекта.

Но при этом между ними имеются существенные различия:

- главная цель PR - формирование позитивного образа определённого субъекта, события или действия. Реклама же используется с целью ознакомления, популяризации, демонстрации преимуществ и увеличения продаж продукта.

- реклама прямо ориентирована на конкретный результат,

PR же предполагает косвенное воздействие (PR не требует прямого рез-та. PR – создание усл.для получения результатов в дальнейшем).

- реклама ограничена во времени, PR – нет.

- результат рекламного воздействия оценить легче, чем PR воздействия.

Кроме того, PR иногда может использовать рекламу при определенных условиях в качестве своего метода (социальная реклама).

Таким образом, существование всех перечисленных выше различий позволяет говорить о PR как о самостоятельной, самодостаточной науке, отграниченной от журналистики, пропаганды и рекламы.

8. Понятие и модель коммуникации

Коммуникация с латыни означает «сообщать, беседовать, связывать».

Коммуникация – это тип взаимодействия, предполагающий информационный обмен, процесс обмена субъектами смыслами, значениями, символами помогающий достигать взаимопонимания, структурировать, развивать и стабилизировать отношения.

Главным связующим звеном коммуникации является передача информации.

Коммуникация – это важнейшее свойство подавляющего большинства общественных отношений. PR часто представляют как механизм управления коммуникацией.

Модель Романа Якобсона:

Принципы государственной информационной политики - student2.ru КАНАЛ ****Устная (переговоры, диалог, личн.встреча) ****Письменная (переписка, сократилась форма общения, стали меньше писать) ***собрание, совещания

КОД - ***Язык (кодируем инфо. Часто не можем выразить словами свои мысли (не хватает слов). ****Азбука морзе (спец.коды) ***когда общаются разн.соц.группы (разные культуры) ***Язык поколений (разрыв очень большой. Из-за разрыва потеряны культурные основы.

Каждое сообщение имеет

КОНТЕКСТ – перевод связь соединения: **Мировоззрение; **полит.убеждения; ** жизненная позиция; ** соц.статус; - это всё некий фон общения и он может скоррктировать мысли.

*********** Модель предусматривает обратную свяь (речь о PRе)

************В кач-ве АДРЕСАТА обычно выбирают какюу-либо целевую соц.группу

7. Исследования в сфере PR

В сфере PR используется ряд методов.

1. Личные контакты. Свободно установленные контакты с самыми различными людьми являются наилучшим способом, который позволяет эффективно выявлять и оценивать направления, присущие любому сообществу. Беседы с основными информаторами как множество личных контактов объединяют отбор и интервьюирование хорошо подготовленных лидеров и экспертов.

2. Фокус-группы. Использование идей и обратная связь между людьми – это естественное продолжение применения личных контактов и основных информаторов. Фокус-группы применяются с целью выяснения реакции людей на определенные предложения, а также для сбора информации, которая используется при разработке анкет, применяемых в дальнейшем при более формальных методах проведения исследований.

3. «Горячие» телефонные линии. Для приобретения мгновенной обратной связи и отслеживания проблем, которые вызывают необычный интерес разнообразных общественных групп, применяются телефонные линии. Но подобное выявление проблем и мнений имеет ряд трудностей, так как не может заменить собой описания периодичности проблем и разделения мнений по разным общественным группам.

4. Анализ почты. Систематический анализ полученной почты считается экономически эффективным методом сбора информации. Письма служат средством предупреждения на ранних стадиях о возникшей неблагополучной ситуации и возникновении проблем. Но они не выступают в роли среза общественного мнения или даже мнений конкретной общественной группы.

5. Контент-анализ СМИ. При использовании систематических процедур и попытке объективно оценить информацию, которая сообщается в СМИ, необходимо провести контент-анализ средств массовой информации. В рамках анализа проводится мониторинг изданных статей и просмотренных передач.

6. Опросы. Самым подходящим способом связи с людьми, которые или не согласны на личную встречу, или в силу определенных черт личности имеют склонность под влиянием интервьюера искажать ответы, является анкета, рассылаемая по почте. Наилучшим путем быстрого сбора информации является телефонное интервью, к тому же интервьюер имеет возможность объяснять мало понятные респонденту вопросы. Число ответивших на анкету часто выше, чем в случае простого почтового опроса. Главная сложность, с которой сталкиваются исследователи, состоит в том, что нельзя затягивать разговор и касаться личных тем.

Большое будущее имеет онлайновое интервью.

Это основные приемы для исследования PR-деятельности, которые каждодневно используют в своей деятельности PR-специалисты.

Таким образом, PR-кампания начинается с исследования, сопровождается и заканчивается им. Цель PR-деятельности улучшение и упрочение на основе правды и достоверной информации доверительных отношений внутри организации, а также между организацией и общественностью. Для этой цели специалистам по связям с общественностью необходимо выработать умение самостоятельно организовывать и проводить PR-кампании.

Любые действия и мероприятия в области PR тем больше могут рассчитывать на успех, чем больше они основаны не на догадках и интуиции, а на подтвержденных, полученных в ходе исследования данных. Скотт Катлип утверждает, что исследования являются не только первым шагом в PR, но и самым трудным.

Виды исследований в сфере PR:

ü Социологические исследования, включающие в себя письменный опрос, интервью, контент-анализ, традиционный анализ, наблюдение и пр. **Социально-психологические исследования ***Политико-правовые исследования **Лингвистические исследования

9. Коммуникативные теории власти и управления

Антологическая концепция власти Ханны Арендт фактически исключает из власти насилие. В совр. цивилизованной действительности насилию не должно быть места. Политика – это действие на основе не насилия, а убеждения. У Арендт власть противостоит силе. Она сосредоточена в полит. институтах. Власть должна использовать не силу, а авторитет. Разумная власть необходима для того, чтобы предотвратить насилие. Фактически Арендт отождествляет власть с ненасильственным управлением.

Концепция средств коммуникации Николаса Лумана. Полит. коммуникация осуществляется полит. Sтами через полит. язык. Главное содержание этого языка – это проблемы власти. Обычные граждане, принимая этот язык, принимают и его носителей – политиков, т.е. принимают идею власти. Это происходит затем, чтобы проводить через них свои решения. Луман считает, что главная функция власти – управление выбором граждан. Власть не лишает граждан права выбора, она лишь сужает этот выбор, влияет на него. По сути, власть – это управление селективностью (выбором) партнёра. Власть становится более могущественной, если она добивается признания своих решений со стороны граждан. К насилию прибегают лишь в виду недостатка власти.

Концепция коммуникативной рациональности власти Ю. Хабермаса. Человеческое общество создано ради рационализации действий людей, их общения. Он выделяет 2 типа власти: коммуникативная (опирается на коммуникативное поведение, направленное на создание упорядоченной нормативной системы, устойчивых межличностных отношений, обеспечивающих интеграцию общества)Только при ком-ой общество интегрируется и развивается и административная (инструментальное поведение, направленное на реализацию опр. административного интереса, а не на достижение взаимопонимания; результат – манипуляция подчинёнными).

Концепция власти как культурного соблазнения Джозефа Найа («Гибкая власть»). Власть является способностью Sта властвования получить то, что он хочет через привлечение, а не подавление. Най выделяет 3 вида власти: военная, экономическая (оба вида относятся к жёсткому виду власти) и гибкая (мягкая власть). Гибкая власть возникает из привлекательности культуры той или иной страны (например, американские джинсы в СССР).

Главная идея всех концепций – отказ от насилия.

12. Распространение информации. Новость, информационный повод, информационная кампания

Новость(Даль) – это качество, свойство всего, что ново, в т.ч. первое известие о чем-либо.

В лит-ре выделяют 5 характеристик события, способного стать новостью:

ü Связь с элитными слоями общ-ва

ü Наличие главного героя, с которым публика может себя идентифицировать

ü Однозначность события

ü Негативный характер события

ü Связь с наиболее часто упоминаемыми темами новостей

Новостями управляют (манипуляции общественным мнением), не каждое событие становится новостью.

Механизм управления новостями: отбор события, освещение в СМИ, резонанс.

Жизнь новости достаточно коротка, но её можно пролить искусственно, подогревая ожидание, размещая в печатных СМИ, комментируя.

Для создания новости используется информационный повод.

Информационный повод –это объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения сообщения в информационное пространство.

Информационная кампания –это специально организованная на определённый период работа, деятельность по проведению в жизнь различных политических, экономических, культурных и пр. мероприятий.

Информационные войны

Инф. войны – это специфическая разновидность инф. кампаний. Термин появился ≈ в нач. 90-х гг. ХХ в. Инф. войны связывают с инф. обществом, отсюда связь с интернетом. Информационная война – это противоборство в инф. сфере и СМИ для достижения различных целей. Инф. война воздействует на массовое сознание, это средство управления общественными отношениями. Глубинный смысл инф. войны заключается в изменении картины мира в сознании целевой аудитории.

Этоцеленаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Выделяют субъекты и объекты инф. войн, агентов влияния и заинтересованных лиц.

Sты– те, кто воздействуют (органы управления инф. противоборством – PR-органы на международном уровне).

Оты – на кого воздействуют (целевые аудитории, персонал, руководство фирмы, население). Агенты влияния –исполнители планов органов управления инфо войной, группы как внутри страны, так и за рубежом.

Заинтересованные лица – те, кто получают выгоду или несут убытки инф. войн.

Задачи, которые ставятся в инф. войне:

ü Создание атмосферы бездуховности и безнравственности в стане противника

ü Манипулирование общ-ным сознанием **Дестабилизация полит. отношениями

ü Провоцирование репрессии против оппозиции **Разжигание гражд. войны

ü Дезинформация населения о гос. Органах **Инициирование забастовок, экон. протеста

ü Подрыв международного авторитета гос-ва

14. Связи с общественностью в гос. управлении

Политика – это сфера человеческих отношений, связанная с функционированием и развитием государственной власти.

Власть – способность и возможность субъекта (личности; партии; класса; государства) осуществлять свою волю, оказывать определённое воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

Управление– это функция власти, заключающаяся в регулировании и контроле процессов функционирования и развития общества. Управление насилия не предусматривает.

Амер. политолог Городон («Гос. управление в Америке») отмечал, что если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью, то в гос. управлении – полит. поддержкой граждан. PR более значим при демократических режимах, является средством работы с гражданами.

Полиархия –(греч. «власть многих») – политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей; власть, «распылённая» среди многих, выступает «заменителем» демократии.

2 стратегии деятельности власти в демократ. обществе:

ü Власть стремится реализовать всеобщие интересы (двустороння связь; PR нацелен на обеспечение взаимопонимания граждан и власти. Конечная цель – вовлечение граждан в управление государством)

ü Власть стремится реализовать прежде всего собственные интересы, а не интересы общества (односторонняя связь; PR – легитимация существующего режима, структура власти полит. лидеров, поддержка акции властей независимо от того несут они пользу или вред обществу)

В чистом виде стратегии редко встречаются.

Современные теории в PR-политике

Теория governance– государственное управление теряет прежнюю жёсткость, регламентированность, это управление базируется скорее на горизонтальных, чем вертикальных связях с гражданским обществом. Вместо приказов эффективнее согласие и договор. Теория предполагает создание комиссий, проведение форумов, привлечение к управлению демократических организаций.

Теория политических систем (сетевая теория) рассматривает государство в качестве одного из агентов управления, наряду с ним ещё существуют бизнес-структуры, институты гражданского общества, местного самоуправления, международные организации. Все они на равных правах взаимодействуют друг с другом при осуществлении управления.

10. Коммуникации в организациях. Внутренний маркетинг. Корпоративная PR-служба

PR в коммерческих организациях предполагает общение на различных мероприятиях, использование корпоративных СМИ (газет, радио, ТВ, Интернет и т.д.). PR в компаниях предполагает работу не только с действующими, но и с будущими, прошлыми сотрудниками.

Задача PR в компании:

1. Создание атмосферы доверия между администрацией и персоналом

2. Организация потока достоверной информации по вертикали и горизонтали

3. Обеспечение удовлетворённости своим статусом и работой для каждого сотрудника

4. Предотвращение конфликта

5. Достижение успеха компании

6. Поддержание оптимизма в отношении будущего компании

Внутренний маркетинг

Маркетинг – концепция, философия управления производственно-сбытовой деятельностью, согласно которой решения принимаются на основе информации о состоянии рынка товаров и услуг, потребностях потребителей, их вкусе и спросе. Возникновение концепции маркетинга связано с развитием рынка; идеей маркетинга является ориентация на анализ потребностей покупателей и изготовление товаров и услуг, необходимых потребителю. Цель маркетинга – так познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и «продавали себя сами».

Внутренний (корпоративный) маркетингпризнан изучить и изменить в нужном направлении состояние дел в организации, при этом применяются традиционные для маркетинга методы сбора информации.

Объектом внутреннего маркетинга являются сотрудники фирмы и внутренняя среда фирмы, рассматриваемые через призму клиента. Задача внутреннего маркетинга состоит в том, чтобы сделать каждого сотрудника «ходячей рекламой» фирмы и кровно заинтересованным в максимальном удовлетворении потребностей клиентов фирмы. Другая задача внутреннего маркетинга – создание внутри фирмы среды, максимально ориентированной на клиента. Для этого фирма должна рассматривать своих сотрудников как внутренних клиентов. Процесс их наиболее эффективной мотивации (удовлетворения) и есть предмет внутреннего маркетинга.

Традиционно внутренний маркетинг рассматривается с позиций Ф. Коттлера: подход к персоналу фирмы как к клиентам и обеспечение их продуктом, который удовлетворяет их потребности, преобразует традиционные управляемые параметры маркетингового комплекса (продукт, цена, доведение продукта до покупателя и продвижение продукта) в следующие категории:

• продукт — возможность осуществления услуг, которую фирма предоставляет своему контактному персоналу, в том числе величина агентского вознаграждения;

• цена — степень мотивации сотрудника или усилия, которые сотрудник готов приложить для выполнения своих должностных обязанностей;

• способ доведения продукта до потребителя — организационная структура фирмы;

• продвижение продукта — некоторые аспекты корпоративной культуры.

Особенности внутреннего маркетинга:

1. Внутренний маркетинг рассматривается одновременно как инструмент управления контактным персоналом и как инструмент управления качеством услуг.

2. Организация в концепции внутреннего маркетинга рассматривается как квази-рынок, на котором функционируют внутренние потребители и внутренние поставщики.

3. Наиболее разработанным практическим аспектом внутреннего маркетинга является внутрифирменное маркетинговое исследование удовлетворенности внутренних клиентов услугами внутренних поставщиков.

4. Внутренний маркетинг связан с планированием и принятием решений, т.е. должен внедряться как управленческий процесс фирмы в увязке с его целями, стратегией и отдельными мероприятиями.

5. Сущность внутреннего маркетинга имеет социальный характер, который проявляется в следующем: во-первых, в том, что внутренний маркетинг не ограничивается только экономическим обменом (труд – зарплата), несмотря на то, что размер зарплаты является существенным условием для большинства работников, важное значение имеют различные социальные блага, которые организация готова предложить своим работникам – детские сады, страхование жизни, пенсионное обеспечение, доставка до места работы и прочие условия; во-вторых, социальная сущность внутреннего маркетинга заключается в идее«управленческой человекочуткости», суть которой состоит в развитии руководством благоприятного для работы климата психологической поддержки, помощи, дружбы, взаимного доверия и уважения.

Корпоративная PR-служба

Структура типовой PR-службы включает в себя несколько функциональных групп: группа планирования; исследований; творческая группа; группа связей со СМИ; группа работы на выставках; группа работы с партнёрами, акционерами; группа работы с населением; группа презентаций и пресс-конференций; группа внутрифирменного PR.

PR-службу возглавляет начальник, который обычно подчиняется либо ген. директору, либо президенту корпорации, иногда – директору по маркетингу и рекламе.

11. Понятие, источники и канал информации

Информация с лат. – «ознакомление, разъяснение, представление».

В лит-ре выделяют 4 подхода к информации:

1). Передаваемые людьми сообщения, сведения о положении дел

2). Сигнал к действию или бездействию

3). Получение сведения для снятия неопределённости

4). Передача или отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы

Производные понятия от информации:

Информационное пространство – совокупность банков (баз) данных, технологий их использования, а также телекоммуникационных систем.

Информационный баланс – соотношение кол-ва и кач-ва инф-ции. Нарушение инф. баланса приводит к информационному коллапсу.

Источник информации – это то, откуда исходит информация (человек, вещь, документ, процесс и т.д.).

Классификация источников инф-ции: вещественные, визуальные, устные, письменные.

Слухи – это сведения с негарантированной достоверностью, один из каналов неформальной информации. Это вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передаётся людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории.

В основе слуха лежит событие, обладающее важностью, неопределённостью.

Каналы информации –всякое устройство, предназначенное для передачи информации.

Каналы информации: компьютерные сети, электронная почта, телефон, факс, почта.

Из существующих способов обмена конфиденциальной информацией необходимо выделить организационные каналы передачи и обмена информацией:

- конфиденциальное делопроизводство (защищенный документооборот);

- совместные работы, выполняемые предприятием по направлениям его производственной и иной деятельности;

- совещания (конференции), в ходе которых обсуждаются вопросы конфиденциального характера;

- рекламная и издательская (публикаторская) деятельность;

- различные мероприятия в области сотрудничества с иностранными государствами (их представителями и организациями), связанные с обменом информацией;

- научные исследования, деятельность диссертационных и иных советов учреждений и организаций;

- передача сведений о деятельности предприятия и данных о его сотрудниках в территориальные инспекторские и надзорные органы.

Все каналы утечки данных можно разделить на косвенные и прямые. Косвенные каналы не требуют непосредственного доступа к техническим средствам информационной системы. Прямые соответственно требуют доступа к аппаратному обеспечению и данным информационной системы.

Примеры косвенных каналов утечки:

· Кража или утеря носителей информации, исследование не уничтоженного мусора;

· Дистанционное фотографирование, прослушивание;

· Перехват электромагнитных излучений.

Примеры прямых каналов утечки:

· Инсайдеры (человеческий фактор). Утечка информации вследствие несоблюдения коммерческой тайны;

· Прямое копирование.

Каналы утечки информации можно также разделить по физическим свойствам и принципам функционирования:

· акустические — запись звука, подслушивание и прослушивание;

· оптические — визуальные методы, фотографирование, видео съемка, наблюдение;

· электромагнитные — копирование полей путем снятия индуктивных наводок;

· материальные — информация на бумаге или других физических носителях информации.

Организационные каналы передачи и обмена конфиденциальной информацией в ходе их функционирования могут быть подвергнуты негативному воздействию со стороны злоумышленников, направленному на получение этой информации.

Данное воздействие, в свою очередь, может привести к возникновению каналов утечки конфиденциальной информации и потребовать от руководства предприятия, руководителей структурных подразделений и персонала принятия мер по защите конфиденциальной информации, направленных на недопущение ее утечки и несанкционированного распространения (утраты носителей конфиденциальной информации).

Для определения необходимых мер по защите информации нужно провести классификацию всех возможных каналов утечки информации в зависимости от направлений и специфики деятельности предприятия, видов конфиденциальной информации, особенностей функционирования системы защиты информации и иных факторов.

22. Характерные черты российских СМИ

1. Отсутствие подлинно независимых СМИ в России

2. СМИ в России в первую очередь обслуживают полит. Интересы разл.групп, а также участвуют за крупную собственность и рынки

3. СМИ является инструментом лоббирования

4. СМИ имеет офиц-ые и неоф-ные расценки на скрытую рекламу и пропаганду

5. СМИ часто используют т.н. «уточки информации»

6. Региональные СМИ зависят в той или иной мере от региональной власти

7. Проф. этика журналиста подразумевает неподкупность

Особенности работы с региональными СМИ.

15. Понятие государственной инф. политики

В совр. условиях государство определяет инф. политику в стране. Инф. управление включает не только управление инф. потоками, развитие инф. инфраструктуры и рынка инф. услуг, технологий и т.д., но и обеспечение обычно через СМИ различных видов инф. воздействий.

Государственная информационная политика –это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых государство осуществляет регулирование информационных отношений в политической системе в целях обеспечения сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Основными задачами ГИП являются:

*модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

*развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

*эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

*обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

*подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

*создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Принципы государственной информационной политики

-Принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

-Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”).

-Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

-Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентноспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

-Принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

-Принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

-Принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Наши рекомендации