Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта. Внешняя политика США в 1929 – 1939 гг
Ф. Рузвельт родился в богатой семье (он приходился дальним родственником Т. Рузвельту). Он получил аристократическое воспитание. Его детские и юношеские годы протекали в роскоши. Однако с самого начала своей политической деятельности он обнаружил незаурядное понимание общественно-политических реальностей. Как сторонники, так и противники отмечали его стойкость и мужество, умение угадывать и формулировать потребности и устремления широких слоев населения. Следует отметить, что в 1921 г. в возрасте 39 лет после купания в холодной воде он был парализован и на всю последующую жизнь оказался прикованным к креслу-каталке. Рузвельт смело выступал против устаревших политических принципов и программ. Уже будучи губернатором штата Нью-Йорк, он показал, что ему была чужда идея невмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества.
Демократическая партия завоевала также победу в конгрессе. Утверждая, что страна нуждается в экспериментах, Рузвельт выдвинул довольно смелую широкомасштабную программу реформ под названием «Новый курс», призванную разрешить вставшие перед страной проблемы. Центральная роль в них отводилась государству, на которое возлагалась задача регулирования экономической деятельности и социальных процессов в обществе. С этой целью были созданы специальные органы и учреждения для контроля и вмешательства в эти стороны жизни общества.
В рамках реализации этой программы были приняты законы, внесшие существенные изменения в политический курс правящих кругов страны. Банковская катастрофа, разразившаяся в США в день прихода Рузвельта в Белый дом в начале марта 1933 г., заставила новое правительство заняться прежде всего проблемой банков. Декретом президента 6 марта 1933 г. были закрыты все банки. Их стали открывать постепенно по мере смягчения ажиотажа, вызванного паникой, и проверки их финансового положения. В соответствии с двумя законами, принятыми в июне того же года, был усилен контроль государства над всей банковской системой страны.
Продолжалась забастовочная борьба, которая стала немаловажным фактором, способствовавшим признанию профсоюзов и принятию соответствующих законов. Необходимо отметить, что в самом американском рабочем движении также происходила ожесточенная борьба за формы организации, основные направления и методы отстаивания своих прав. Господствующие позиции в рабочем движении продолжала занимать Американская федерация труда (АФТ), которая, будучи основана на цеховых принципах, придерживалась соглашательского курса в отношениях с предпринимателями. Постепенно все более растущий вес в ней приобретали сторонники более решительных действий, организации профсоюзов не по цеховому, а по производственному принципу. В 1936 г.сторонники этой линии вышли из АФТ и создали собственную самостоятельную организацию — Конгресс производственных профсоюзов (КПП). В 1938 г. в АФТ насчитывалось 3,6 млн членов, а в КПП-3,7 млн.
Был принят закон о создании Национальной администрации по оздоровлению промышленности (сокращенно названной НРА), который наделял правительство полномочиями вмешиваться в деятельность частных предприятий, устанавливая объемы производства, уровень цен, длительность рабочего дня и т. д. Специальным пунктом этого закона (п. 7а) предпринимателям предписывалась обязанность признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, призванные гарантировать права трудящихся. В целях уменьшения безработицы закон предусматривал также организацию общественных работ (благоустройство улиц, строительство дорог, электростанций, жилищ, посадка деревьев и т. д.) за счет государства.
Немаловажное значение имел закон о сельском хозяйстве, который преследовал цель положить конец перепроизводству сельскохозяйственной продукции путем сокращения посевных площадей и уменьшения поголовья скота, скупки государством хлопка, зерна, мяса, их переработки и хранения на государственных складах до лучших времен.В развитие п. 7а закона о промышленности был принят специальный закон о трудовых отношениях, который по имени предложившего его сенатора стал известен как закон Вагнера. Он предусматривал:
· признание профсоюзов,
· наказания за «нечестную трудовую практику» предпринимателей, прибегавших к преследованию профсоюзных руководителей, найму на работу штрейкбрехеров и другие неблаговидные действия по отношению к профсоюзам.
Одно из центральных мест среди мер, предпринятых администрацией Рузвельта, занимал закон о социальном обеспечении, в соответствии с которым впервые в истории США была введена государственная система пенсий и пособий.
Все эти законы и мероприятия имели своей целью преодоление наиболее острых и чреватых социальным взрывом проблем. Внеся значительный вклад в реформирование существующей системы, реформы Рузвельта стали инструментом сохранения капитализма. Давая отпор тем, кто обвинял Рузвельта во враждебности к предпринимательскому классу и чуть ли не в социализме, известный американский историк А. М. Шлезингер писал, что он спас капитализм от ошибочной политики самих капиталистов. Противники реформ отнюдь не сложили оружия. С началом относительной стабилизации экономики они развернули наступление на администрацию демократов под предлогом неконституционности принятых мер и законов. В результате ряд законодательных актов, в том числе закон о промышленности, были отменены.
Но тем не менее им не удалось повернуть вспять ход событий. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что на очередных президентских выборах 1936 г. Рузвельт снова одержал победу. Новый курс стал одним из поворотных пунктов в истории США. С этого времени система государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы, которая постоянно расширялась и совершенствовалась, стала важнейшим элементом американской государственно-политической системы. Тем самым реформы, реализованные в рамках нового курса, заложили прочный фундамент американской разновидности государства благосостояния.
Именно успехом нового курса отчасти можно объяснить тот факт, что на президентских выборах 1940 г. демократическая партия снова, уже в третий раз, выдвинула Рузвельта своим кандидатом на пост президента. Очередная победа Рузвельта объяснялась также тем, что в Европе уже бушевала война и США неуклонно втягивались в нее. Руководствуясь известной поговоркой — «На переправе коней не меняют», большинство американских избирателей проголосовали за известного всей стране и показавшего свою дееспособность действующего президента.
Исключительность этого события состоит в том, что Рузвельт — единственный в американской истории президент, который три раза подряд выдвигал свою кандидатуру и столько же одержал побед в борьбе за пост президента страны. Соль проблемы состоит в том, что на следующих президентских выборах, состоявшихся в 1944 г., т.е. в период, когда американские войска уже принимали активное участие в боевых действиях против стран оси, Рузвельт был выдвинут кандидатом на пост президента уже четвертый раз и тоже одержал победу.
Внешняя политика в 30-е годы. В период президентства Рузвельта позитивные изменения произошли также во внешнеполитическом курсе США. В ноябре 1933 г., с опозданием в 16 лет, американское правительство признало Советский Союз и установило с ним дипломатические отношения.
В 30-е годы в условиях обострения международной обстановки и нарастания угрозы новой мировой войны Вашингтон продолжал проводить политику изоляционизма, дистанцирования, отгораживания от конфликтов в остальном мире, особенно в Европе. В продолжение и развитие этого курса в 1935-1937 гг. конгресс США принял законы о нейтралитете. Согласно этим законам, запрещалась продажа американского оружия воюющим сторонам, при этом не делалось различий между агрессором и жертвой агрессии.
Однако реальные процессы и события во все более растущей степени убеждали наиболее дальновидную часть правящих кругов Америки в том, что она уже не может изолироваться от остального мира двумя океанами. Уже в тот период впечатляющие успехи новых технологий, в частности развитие авиации, постепенно уменьшали действенность фактора географической удаленности США от ведущих центров мировой политики. Эти явления совпали с появлением агрессивных диктаторских режимов в Европе и Азии, — режимов, враждебных демократическим обществам и стремящихся разрушить Версальскую систему и послевоенное статус-кво.
Именно в этих изменившихся условиях Америка вынуждена была отказаться от политики изоляционизма и нейтралитета и вступить во вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции. Вероломная атака японской авиации на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах 7 декабря 1941 г. окончательно разрешила сомнения даже самых последовательных противников участия Америки в войне. Вскоре конгресс США объявил войну сначала Японии, а затем и Германии.
При этом американские руководители исходили из понимания того, что победа фашизма и японского милитаризма может стать реальной угрозой самому физическому существованию США. Враждебная держава, контролирующая Европу, и, что хуже, комбинация враждебных держав, контролирующих Евразию, приобрела бы потенциальное военное превосходство над Новым Светом. В этих обстоятельствах Америка превратилась бы в осажденную крепость, вынужденную мобилизовать все людские и материальные ресурсы для защиты от вооруженных до зубов диктаторских режимов.