Теория стадиального развития цивилизации

Стадиальные теории –историко-философские теории, изучающие цивилизацию как процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные этапы – стадии (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная).

Американский этнограф и историк первобытного общества Л.Г.Морган (1818–1881 гг.) попытался дать периодизацию человеческой истории с точки зрения стадиальной теории. Он выделил три этапа в жизни человеческого общества: дикость – от начала применения огня, рыбной пищи, изобретения лука и стрел до гончарного производства, варварство – от гончарного производства до приручения животных, возделывания маиса и овощей, применения необожженного кирпича до появления железных орудий труда и изобретения фонетического алфавита и письма, цивилизация – от употребления письма до настоящего времени.

О.Шпенглер (1880–1936 гг.) представлял, что цивилизации рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. В основе цивилизаций лежат культуры. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство – юность – зрелость – старость. Каждая культура имеет душу. Рождение культуры есть пробуждение великой души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию – стадию цивилизации. Ее признаки: космополитизм, города-гиганты, вместо религии – атеизм или метафизика, масса вместо народа. Перед смертью цивилизация переживает короткий период второй религиозности, волну мистицизма. О.Шпенглер выделил “восемь великих культур”: египетскую, индийскую, мексиканскую, арабскую, греко-римскую, вавилонскую, китайскую, западную. По мнению О.Шпенглера “культуры – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография”.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – отражается индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Переходные государства

В типологии государств выделяют государства переходного состояния, так называемые переходные государства.

В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» – экономически господствующему и эксплуатируемому. В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60–70-х годов XIX в. Как переходный оценивал он и процесс движения к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.

Наши рекомендации