Новый курс Франклина Делано Рузвельта

Во время кризиса президент США – Гувер. Исповедовали политику невмешательства гос-ва в экономику (считали, что эк-ка сама способна справиться с последствиями кризиса), но некоторые меры были предприняты:

- декабрь 1929 г. – снижение налогов на доходы корпораций;

- июнь 1930 – закон, устанавливающий крайне высокие пошлины на импортируемые товары,

- план разделения работы: объем свободной работы распределили м/у всеми безработными (частичная занятость)

- в сфере с/х: июнь 1929г. – «закон о сбыте с/х продукции»: предусматривал кооперацию фермеров и предоставление гос-ом некоторых займов, чтобы удержать фермеров от выброса товаров на рынок (чтобы оставить цены на прежнем уровне). Эта мера неэффективна, следовательно, попытка скупки с/х продукции гос-ом («Зерновая стабилизационная корпорация», «Стабилизационная корпорация по хлопку»).

Цены повысить не удалось и гос-во прекращает закупки, а наоборот, начинает распродавать запасы, тем самым еще больше дестабилизируя рынок.

Вывод: хотя администрация Гувера и предпринимала некоторые шаги по устранению кризиса, они так и не отошли от политики индивидуализма.

8 ноября 1932 года – президентом стал Рузвельт, в марте 1933года он вступил в должность

Основные положения программы реформирования экономики:

- отказ объяснять кризис внешними факторами;

- необходимо расширить функции федерального правительства;

- внимание гос-ва к самым широким слоям населения;

Программа экономических реформ называлась «Новый курс»: имела два направления:

1. Институциональные реформы: - реорганизация банковской системы. 6 марта 1933г. – чрезвычайное положение, закрывают все банки, с 13 марта постепенно начинают открывать. Гос-во предоставило банком средства для возобновления деятельности. Июнь 1933 г. – закон о разделение депозитных и инвестиционных функций банков. Введено обязательное страхование банковских депозитов.

1933-1935 гг. – реформа федеральной резервной системы США (ФРС) – центральный банк США. Цель реформы: увеличение влияния гос-ва на ФРС и финансово – денежную систему США (т. е. чтобы гос-во могло увеличивать или уменьшать доступ к кредитам, понижая или повышая кредитную ставку).

1933 – 1935гг. – законы по деятельности бирж. Цель: увеличение влияния гос-ва. Создана федеральная комиссия по торговле акциями, происходит регулирование деятельности холдинговых компаний.

Восстановление промышленности: 16 июня 1933 г. – закон о восстановлении промышленности – кодексы честной конкуренции (вырабатывались частными предприятиями, а утверждал их президент). Предусматривали:

- устанавливали определенный уровень производства

- устанавливали уровень цен

- правила сбыта

- правила найма работников

Эти кодексы кодифицировали основные отрасли промышленности, к ним не применялось антитрестовское законодательство (в мае 1935 г. закон о восстановлении промышленности признан антиконституционным и отменен).

Восстановление с/х: 1935 г. – билль о помощи фермерам. Цель: повысить цены на продукцию с/х до докризисного уровня. Меры: расширены полномочия министерства с/х, премиальные фермерам за сокращение производства; расширение коммерческой функции министерства с/х, чтобы лучше взаимодействовать с фермерами: уменьшение посевных площадей, уничтожение произведенной продукции.

Второй этап: март 1936г.: закон о сохранение плодородных почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель та же, но другие меры: премиальные выплачивают тем фермерам, которые не используют культуры наиболее истощающие почву, продукция больше не уничтожается, а закупается гос-ом и хранится.

2. Дефицитное направление: «Шаги»:

- девальвация доллара (январь 1934 г. – по прокламации Рузвельта доллар девальвирован на 14%)

- установление официальной цены на золото: 35 долларов за унцию

- изъятие монетарного золота из частных рук (10 март 1933г.)

- механизм инфляции разворачивается за счёт свободного обмена бумажных денег на золота

- облегчение доступа к кредиту (ФРС понизил ставку ссудного процента)

- социальные отношения: - прямая финансовая помощь безработным (более 4 млрд. долларов)

- организация общественных работ: система молодёжных лагерей (1933)

- создание системы социального обеспечения: 1935г. – Закон о страховании по старости и безработице, средства на пенсии, за счёт налога, который платили предприниматели и работники. Программа федерально-штатская, средства на неё от предпринимателей, которые нанимали 8 и более человек

- регулирование условий труда и найма: право работников на объединение в профсоюзы; 1933г. – установление максимальной продолжительности рабочего времени (35ч.), минимальная оплата – 30 центов в час

- 1935г. – Закон Вагнера: основа регулирования трудовых отношений. Создана национальное управление по трудовым отношениям, которое рассматривало жалобы на несправедливую трудовую практику.

Вывод: В результате пришли к выводу, что развитие капиталистической системы невозможно без вмешательства государства в экономику. Осознание этого факта позволило разработать «Новый курс Рузвельта»

Восстановление экономики западноевропейских стран после Второй МВ. План Маршалла

Вторая мировая война оказала влияния на экономические отношения в мире.

Негативные последствия:

- огромные человеческие жертвы

- материальные потери

- недостаток запасов сырья

- устарело оборудование гражданской промышленности

- Германия потеряла Восточную Пруссию  проблема переселенцев

- голод, трудности со снабжением

- инфляция

Позитивные последствия:

- США вышли из войны экономически усилившиеся (60% мирового промышленного производства)

- установление экономического главенства США над Западной Европой.

- развивающиеся страны и колонии - поставки сырья и с/х продукции;

- за годы войны упрочнилась роль гос-ва в экономике. В ряде стран прошла волна национализаций (Франция, Италия), создан государственный сектор экономики, гос-во становится работодателем.

- оформлено законодательное решение о полной занятости

Октябрь 1943 года – московская конференция министров иностранных дел стран СССР, США, Англии по восстановлении экономики в пострадавших странах. Ноябрь 1943г. – администрация помощи и восстановления объединения наций. Весна 1947 года – ситуация в Европе сильно обострилась. Май 1947 г. – гос. деп. США высказался о срочной помощи Европе.

5 июня 1947 года – выступление Маршалла (Гарвардский университет). Начало экономической помощи Европе. Американцы надеялись:

- стабилизировать социально-экономическую ситуацию в Европе за счет вливаний денежных средств в экономику Западной Европы.

- реинтегрировать в Западную Европу экономическую систему Германии.

- стремились увеличить экономическое и политическое влияние в Европе.

Июнь 1947 г. – конференция министерства иностранных дел Великобритании, Франции, СССР. СССР отказался от помощи и заставил отказаться восточно-европейских стран-союзниц. Причины отказа:

- США сами решали, кому и сколько давать;

- по мнению советских экономистов, эта программа направлена не на помощь Европе, а на смягчение надвигающегося кризиса в США за счет увеличение экспорта американских товаров;

- план Маршалла направлен на препятствие распространения социализма в Европе и на ослабления влияния СССР. По плану Маршалла: исключить коммунистические партии из управления европейских стран + ограничение торговли с европейскими странами, которые не участвовали в плане Маршалла.

2 апреля 1948 г. – принят закон о помощи иностранным государствам. Предусматривались виды помощи: - в дар; ссуды; обусловленная помощь (займы); кредиты и т. д.

Всего Западная Европа получила примерно 12 млрд. $, помощь получили около 20 стран. Наибольшая помощь – Англия 2,8 млрд.; Франция 2,4 млрд.; Италия 1,3 млрд., Германия 1,3 млрд.

Итоги Плана Маршалла:

- полностью и успешно реализован

- средства, вложенные в европейскую экономику, стали импульсом для промышленной реконструкции в Европе

- средства облегчили расчеты м/у европейскими государствами; расширение м/ународной торговли

- усиление вмешательства гос-ва в экономику

- Западная Германия снова включена в европейскую экономическою систему

- план Маршалла разделил мир на зоны влияния Запада и Востока.

Проблема инфляции:

- после войны постепенно отменяют меры государственного контроля за экономикой (отпускают цены).

- дисбаланс м/у предложением и спросом (предложение < спроса). Отложенный спрос (много отказывают себе, материальное благосостояние увеличивается)

- увеличение денежной массы

В соответствии с этими проблемами провели денежные реформы: октябрь 1944г. – принудительный обмен денег и заблокированы счета в банках с целью сократить денежную массу (Бельгия). В других странах проводилась аналогичная политика.

Германия понесла большие потери чем другие европейские страны: - деньги совершенно обесценились (роль денежного эквивалента играли, например, сигареты). Политика по отношению к Германии: свести германию к уровню страны третьего мира, сократить промышленность, приоритет отдать с/х, разбить Германию на части, репарации. Но влияние СССР на Европу и сложнейшая ситуация в Германии заставили союзников воссоздать ее в противовес СССР.

Реформы Эрхарда. Цель: возродить рыночные отношения. 20 июня 1948 г. – денежная реформа (ликвидировать инфляцию, деньги перестали быть деньгами, и их заменили на административное управление – карточная система). Итоги: восстановлена стабильность, установлено равновесие. Принципы:

- замена рейхсмарок на дойчмарки: гражданским и юридическим лицам 10 дойчмарок за 100 рейхсмарок.

- все средства на банковских счетах превращаются в старые долговые иски и замораживаются;

- денежное регулирование после реформы: населению выплачено по 60 дойчмарок на человека, юридическим лицам, предприятиям по 60 марок на одного работника. Долговые иски выплачивались соотношение 1:1 при небольших вкладах. В ж/д и почтовых компаниях вклады упразднялись. Результаты выявились к 1948 г.: полностью остановлен рост цен, иногда цены даже падали; выравнивание спроса и предложения; рынок продавца стал трансформироваться в рынок покупателя. Итог: деньги восстановили свою стабильность.

Долгосрочные результаты:

- после реформы высокий экономический рост.

- полностью решена жилищная проблема,

- выплачиваются обязательства по плану Маршалла

- Германия начинает помогать развивающимся странам

- к 1958 г. достигнута полная конвертируемость марки.

Вывод: В Германии произошло экономическое чудо.

25. Формирование и развитие централизованной и планово-распределительной системы в странах Центральной и Восточной Европы

В результате Второй МВ в странах Центральной и Восточной Европы шло установление нового политического режима и был провозглашен курс на социализм.

Выбор политической системы определял характер экономических преобразований. Странам предлагалось использовать опыт строительства основ социализма в СССР. Этот план предусматривал сосредоточение в руках власти ключевых позиций в экономике:

- национализация промышленности, транспорта и связи, недр земли, лесов, вод, финансово-кредитной системы, внешней оптовой и внутренней торговли

- курс на индустриализацию, преобразование лёгкой промышленной собственности в кооперативную, т.е. создание крупного обобществлённого производства, культурная революция.

В развитии экономики большинства стран можно выделить 3 этапа: 1 этап – 1945 –1949гг.

В эти годы в странах Европы произошли изменения в политических режимах приведшие к смене социально-экономической организации. С восстановлением пострадавшего от войны хозяйства началась перестройка экономической структуры при активном политическом и материальном содействии СССР.

1949г. – Создание СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия), через месяц присоединилась Албания, но в начале 60-х гг. вышла из СЭВ. Формы экономического сотрудничества: совместная плановая деятельность, научно-техническое сотрудничество, совместное сооружение и эксплуатация промышленных и транспортных объектов, международная торговля, производственное кооперирование и специализация.

2 этап – 1950 – 1960-е гг. Хозяйственные процессы: после национализации подавляющей части промышленности принимаются первые планы народно-хозяйственного развития. Главная задача: индустриализация. Преобразования в С/Х заключались в ограничении размеров и прав частного землевладения. Осуществлялась кооперация производства, завершённая в большинстве стран В. Европы к началу 1960-х гг. В 1950-е гг. промышленность переживает бурное развитие, темпы её составили 10% в год. Страны В. Европы превращаются из аграрных в аграрно-промышленные. Методы форсированное индустриализации определялись формированием монополизированной структуры национального хозяйства. Это десятилетие было благоприятным для большинства стран В. Европы.

3 этап: 1960-е – 1970-е гг. 1963г. – коллективная валюта «переводной рубль», создан международный банк экономического сотрудничества: высший орган – сессия глав СЭВ, исполнительный орган – исполнительный комитет, текущая роль – секретариат, штаб-квартира – Москва. Проблемы хозяйствования в социалистических странах. Вместе с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, стали заметны недостатки создания системы хозяйствования в этих странах: резко падают темпы роста промышленности и национального дохода, особенно в индустриально развитых странах ВЕ, т.к. приоритет был отдан тяжелой промышленности.

За время существования планово-распределительной системы были попытки смягчить её и одни из первых предприняли эту попытку Югославия, Венгрия (1956), Чехословакия (1968), начало 1980-х гг. – преобразования в Польше. Реформы носили непоследовательный характер, таким образом попытки реформирования не смогли решить сложной экономической проблемы. Ситуация обострилась во второй половине 1980-х гг. Внутренние причины:

- крах методов административного управления

- нерыночная экономическая система не обеспечила экономического роста, не обеспечила устойчивого повышения уровня жизни.

Внешние причины: перестройка в СССР.

С 1989 г. В. и Ц. Европы вступили в период «бархатных революций». Результат – падение коммунистического режима. Крах социализма был неожиданным, но закономерным.

Наши рекомендации