Общая характеристика юридической ответственности
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и др.
Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.
Для всех видов юридической ответственности существуют общие признаки:
• юридическая ответственность представляет собой разновидность государственного, правового принуждения;
• влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;
• является итоговой правовой оценкой деяния (и его совершившего лица) от имени государства;
• всегда рассматривается в качестве негативной ответственности (в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга);
• ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.
Нормы административного права предусматривают разнообразные виды административной ответственности:
· дисциплинарную ответственность;
· материальную ответственность;
· административную ответственность.
13.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ОСНОВАНИЯ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ
Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.
1. Дисциплинарная ответственность применяется чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но может быть использована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.
2. Дисциплинарная ответственность внесудебна, это разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.
3. Ее осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они осуществляют это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил нанимателю.
4. Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).
5. Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).
6. Дисциплинарная ответственность применяется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. К конкретному
правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или вышестоящий руководитель.
7. Дисциплинарная ответственность регламентирована многими отраслями права: трудовым, административным, исправительно-трудовым.
8. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам иматросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.
Таким образом, дисциплинарная ответственность— это наложение на основании административно-правовых норм дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
Виды дисциплинарной ответственности:
• в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;
• в порядке подчиненности;
• в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.
Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания.
Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов):
1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);
2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);
3) лиц, свобода которых временно ограничена на основании норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).
Кроме того, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти.
Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.
Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающая от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.
Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение); действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами по дисциплине
могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспирантов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД -это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, понижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, могут применяться лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий - в ст. 200 данного Кодекса.
К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты -не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее шести месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. В Вооруженных силах, органах МВД взыскания могут налагаться устно. До наложения взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать устное или письменное объяснение.
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (понижение в должности, увольнение и т.д.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции
взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.
Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.
Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до обращения в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основании норм административного права, обжалуют их в административном порядке.
Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.
Состояние наказанности может быть прекращено и досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.
13.3. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, т.е. карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений, а материальная — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Материальная ответственность наступает:
1) если государству действительно причинен прямой, реальный ущерб;
2) ущерб причинен при исполнении служебных обязанностей;
3) в результате противоправного деяния;
4) если установлена вина лица;
5) если между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.
Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.
Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением материального ущерба в административном порядке. При отказе, уклонении работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незаконного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмотрения и решения такого рода дел.
В соответствии со ст. 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.
Основанием для материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности.
Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций, но материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Материальная ответственность наступает тогда, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что: 1) размер применяемых санкций нередко зависит не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.
Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.
Административным правом регулируется не только основание, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.
Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, имущественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, органах государственной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также призванных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: прапорщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и курсанты - базовой величины; призванные на сборы военнообязанные - трех базовых величин.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:
• умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
• приписок фактически не выполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных расценок, повышающих коэффициентов и в других случаях завышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;
• недостачи, а также уничтожения или порчи военного имущества, переданного им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования или других целей;
• причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
• причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.
Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили установленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения и порчи, возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба.
Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность указанные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы произведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабочего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте.
Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины несут материальную ответственность за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания.