Вступление уголовного закона в силу и действие его во времени

Уголовный кодекс Республики Беларусь введен в дей­ствие с 1 января 2000 года.

Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время соверше­ния этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (без­действия) независимо от времени наступления последствий.

Закон:

· устраняющий преступность деяния,

· смягчающий наказание или

· иным образом улучшающий положение лица, совер­шившего преступление, имеет обратную силу, то есть рас­пространяется на лиц, совершивших соответствующее дея­ние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имею­щих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняю­щего преступность деяния, соответствующее деяние, совер­шенное до его вступления в силу, не считается преступным.

Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного за­кона, руководствуясь ст. 62 УК.

Закон:

· устанавливающий преступность деяния,

· усиливающий наказание или

· иным образом ухудшающий положение лица, совер­шившего это деяние, обратной силы не имеет.

Если действовавший во время совершения преступле­ния уголовный закон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение ли­ца, совершившего преступление, но ко времени расследова­ния уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной, более строгий уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон.

2.5. Действие уголовного закона в пространстве

В силу ст. 5 УК лицо, совершившее преступление на тер­ритории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь.

Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно:

· начато, или продолжалось, или было окончено на ее
территории,или

· совершено в пределах Республики Беларусь в соучас­тии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.

Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Беларусь, находящемся в открытом вод­ном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголов­ному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмот­рено международным договором, подписанном Республикой Беларусь. По УК республики уголовную ответственность не­сет также лицо, совершившее преступление на военном ко­рабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места его нахождения.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения эти­ми лицами преступлений на территории Республики Бела­русь разрешается дипломатическим путем на основе между­народных договоров и норм международного права.

2.6, Действие уголовного закона по кругу лиц

В силу ст. 6 УК

1) гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в стране лицо без граждан­
ства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если совершенные ими деяния при­знаны преступлениями в государстве, на территории кото­рого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указан­ных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК республики, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на терри­тории которого было совершено преступление.

Иностранный гражданин или не проживающее постоян­но в Республике Беларусь лицо без гражданства, совершив­шие преступления вне пределов Республики Беларусь, под­лежат ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь в случаях совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов Республики Беларусь.

Уголовный кодекс Республики Беларусь применяется независимо от уголовного права места совершения деяния в отношении следующих преступлений:

1) геноцид (ст. 127);

2) преступления против безопасности человечества (ст. 128);

3) производство, накопление либо распространение за­прещенных средств ведения войны (ст. 129);

4) экоцид (ст. 131);

5) применение оружия массового поражения (ст. 134);

6) нарушение законов и обычаев войны (ст. 135);

7) преступные нарушения норм международного гумани­тарного права во время вооруженных конфликтов (ст. 136);

8) бездействие либо отдание преступного приказа во вре­мя вооруженного конфликта (ст. 137);

9) торговля людьми (ст. 181);

10) иных преступлений, совершенных вне пределов Рес­публики Беларусь, подлежащих преследованию на основа­нии обязательного для Республики Беларусь международ­ного договора.

В случаях, предусмотренных ч. 2 или 3 ст. 6 УК, лица подлежат ответственности по Уголовному кодексу Респуб­лики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

В силу ст. 7 УК гражданин Республики Беларусь не мо­жет быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, со­вершившие преступления вне пределов Республики Бела­русь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привле­чения к уголовной ответственности или отбывания наказа­ния в соответствии с международным договором Республи­ки Беларусь.

При отсутствии такого международного договора лица, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть вы­даны иностранному государству на основе принципа взаим­ности при условии соблюдения требований законодатель­ства Республики Беларусь.

В силу ст. 8 УК судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на террито­рии иностранного государства имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственно­сти этого лица за преступление, совершенное на террито­рии Республики Беларусь, в соответствии с международны­ми договорами Республики Беларусь.

2.7. Толкование уголовного закона. Аналогия в уголовно/и праве

Толкование — это деятельность органов государства, должностных лиц, отдельных граждан по установлению со­держания норм права, раскрытию в них воли законодателя.

По приемам уяснения толкование нормы права делится на текстовое (грамматическое), систематическое и историко-политическое.

При текстовом толковании анализируются внешняя фор­ма изучаемой нормы права, ее текст.

Систематическое толкование направлено на установле­ние связей и взаимозависимости нормы с другими близки­ми по содержанию нормами, на определение места, которое занимает она в структуре нормативного правового акта.

Историко-политическое толкование заключается в ис­следовании социального значения нормы, ее цели, намере­ний законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание.

В процессе толкования смысл нормы объясняется в по­давляющем большинстве буквально, т.е. в точном соответ­ствии с текстом нормативного правового акта (буквальное толкование), что служит необходимым условием укреп­ления законности. Однако в отдельных, исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее внешним оформ­лением. В таких случаях используется либо распространи­тельное толкование, когда действительное содержание нор­мы понимается несколько шире, чем ее словесное выраже­ние, либо ограничительное толкование, когда смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в формулировке нормы.

Разъяснение норм права - вторая сторона толкования нормы права.

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, выделяют:

· официальное толкование, которое дается уполномочен­ными на то органами, формулируется в специальном акте, формально обязательно для определенного круга исполни­телей и является официальной директивой о том, как пра­вильно понимать конкретную норму;

· неофициальное толкование, даваемое общественными организациями, научными учреждениями, учеными, прак­тическими работниками и другими лицами в форме реко­мендаций и советов.

Официальное толкование в свою очередь разделяется на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование обязательно для всех лиц и ор­ганов, подведомственных органу, производящему толкова­ние, и распространяется на весь круг случаев, предусмот­ренных толкуемой нормой, обеспечивая тем самым едино­образие и правильное проведение в жизнь ее предписаний.

В ряде случаев нормативный правовой акт, вызывающий неясности на практике или противоречиво применяющий­ся, официально разъясняет сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование).

Официальное нормативное толкование может даваться также особыми органами в силу установленных в законе специальных полномочий (легальноетолкование), например Верховным Судом, Министерством финансов и т.д. Для су­дебной практики особенно важны разъяснения норматив­ных правовых актов, даваемые Пленумом Верховного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотре­нии дел об административных правонарушениях.

Казуальное толкование — такое официальное разъяс­нение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом в связи и по поводу рассмотрения конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Оно имеет большое значение для улучшения работы судов и других органов, для унификации правопри­менительной практики.

Важным видом неофициального толкования является доктринальное толкование, даваемое наукой права в статьях, монографиях, комментариях и так далее, практическими работниками, если оно не носит официального характера (лекции, выступления в печати и т.д.). При толковании норм права необходимо учитывать, что в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотноше­ний обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между нормативными правовыми ак­тами, обладающими равной силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствую­щие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.

До внесения соответствующих изменений и (или) до­полнений устранение пробелов может осуществляться пу­тем использования институтов аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на дан­ные, а на сходные отношения.

Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов права при отсутствии нор­мы, регулирующей сходные общественные отношения.

Вместе с тем применение институтов аналогии закона и аналогии права в случаях привлечения к уголовной от­ветственности в Республике Беларусь запрещается.

Тема 3

Наши рекомендации