Сарматская и черняховская культуры в Поднестровье
Поднестровье в III-IV вв
В середине III в. Римская империя переживала глубокий кризис, пик которого пришелся на 40-70 гг. За этот период сменилось около 20 императоров. Политический кризис усугублялся финансовым Этой ситуацией не преминули воспользоваться варвары. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди которых наибольшей активностью отличались готы.
Впервые на нижнедунайских границах Римской империи готы появились в 238 г., переправившись через Днестр в районе современного г. Ямполя. В движение готов были втянуты и различные сарматские племена, обитавшие в Поднестровье. В 248 г. огромная трехсоттысячная армия готов в союзе с другими племенами, перейдя Дунай, вторглась в пределы провинций Мёзия и Фракия В 249 г. варвары осадили Филиппополь (совр. Пловдив). В решающей битве при Абритте в 251 г они наголову разбили римское войско; в этом сражении погиб император Деций (245-251). Собрав многочисленные трофеи, варвары беспрепятственно вернулись за Дунай, обязав римлян выплачивать им ежегодную дань.
Помимо сухопутных походов в середине III в. готы совершают на империю и морские набеги. В 267 г. жертвой нашествия стала Греция: Афины, Коринф и Спарта были захвачены и подвергнуты нещадному разорению.
В 60-е годы император Галлиен (253– 268) провел реорганизацию армии, создав крупные соединения конницы. В 269 г. варвары предприняли новое грандиозное нашествие морским и сухопутным путем. Из устья Днестра (Тираса) вышло 2 тысячи кораблей, по суше двигалось 320 тысяч варваров с женами, детьми и домашним скотом. В Фессалониках варварский флот высадил десант, который должен был соединиться с сухопутной армией; его нападению подверглись острова Родос, Крит и Кипр. Однако вскоре флот стал нести тяжелые потери: суда гибли, истребляемые «то морскими битвами, то бурями».
Сухопутные соединения варваров в 270 г. также потерпели крупное поражение в районе г. Наисса (совр. г. Ниш в Югославии). Император Клавдий (268–270) получил почетный титул «Готский». Его преемникам – Аврелиану (270–275) и Пробу (276–282) удалось стабилизировать обстановку в империи, однако Дакию им все же пришлось покинуть. К 273 г. из нее были выведены войска и выселены колонисты. Территорию бывшей провинции заселили варвары.
К концу III – в начале IV в. кризис был преодолен. По заключенному с римлянами союзу причерноморские готы стали федератами империи, поставляли 40 тысяч солдат для римской армии, получали ежегодные выплаты, за что должны были обеспечивать спокойствие на границе.
Нашествия варваров в середине III столетия не случайны, и дело здесь не только в ослаблении и кризисе империи. Готские войны явились результатом сложных социальных, политических и этнических процессов, которые происходили в варварском мире, вступившем в ту стадию своего развития, когда стали возникать их первые протогосударственные образования. Далеко за пределами империи события развивались не менее бурно, однако о них известно гораздо меньше, поскольку письменные источники дают лишь разрозненные скупые сведения. Внутри европейского Барбарикума также происходили войны, переселения, борьба за власть и за территории. Судя по огромным многочисленным армиям, нападавшим на империю, население вдоль границ Рима значительно возросло, что, вероятно, привело к определенной перенаселенности.
Из сообщений Иордана становится известно, что ко времени похода 248 г. готы подчинили себе вандалов, дань им платили маркоманны. В походе принимали участие тайфалы, вандалы-астинги, карпы и певкины-бастарны. Возвращаясь из успешного похода 248–251 гг., готы столкнулись со своими сородичами гепидами и вынудили их отступить.
Во времена императора Константина (306–337) готы во главе с королем Геберихом снова начали войну с вандалами, из которой вышли победителями.
После Гебериха королем всех готов становится Эрманарих, который, по свидетельству Иордана, «покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам». Затем Эрманарих подчинил себе герулов – германское племя, жившее на берегу Меотиды (Азовское море) и участвовавшее в морских набегах середины III в. Иордан сообщает также о походе Эрманариха против венедов. Таким образом, к первой трети IV в. окончательно сформировалась полиэтническая «держава Эрманариха», которая охватила огромные территории – от курского Посемья и Северского Донца до Олта и Трансильвании, от верховья Западного Буга до низовьев Днепра и Дуная. К западу от Днестра простирались владения предводителя вестготов Атанариха, который управлял этими племенами с 366 по 381 г.
С «державой Эрманариха» исследователи связывают черняховскую культуру, первое упоминание о которой синхронизируется с началом балканских походов. Основное число памятников относится к более позднему периоду. В целом же культура датируется серединой III – концом IV в., а в ряде случаев – первой половиной V в.
Благодаря многолетним раскопкам на территории распространения черняховской культуры накоплен большой материал, позволяющий осветить различные стороны жизни этих племен. Поселения племен черняховской культуры располагались близ водоемов или по берегам Днестра, на лишенных естественной защиты склонах. Все известные в Поднестровье поселения не укреплены. Жилые и хозяйственные постройки располагались нерегулярными рядами на различном расстоянии друг от друга. Для поселений характерны большие вытянутые площади, например поселение Кошница Дубоссарского района занимает 20 гектаров.
Жилые дома подразделяются на наземные и углубленные, т. е. земляные и полуземляные. Для Поднестровья типичны наземные жилые постройки, которые возводились из дерева, стены – из переплетенных жердей, обмазанных с обеих сторон глиной. Полы представляли собой утрамбованную землю, иногда они покрывались глиной. Отапливались жилища каменными или глиняными очагами. Вокруг жилых построек, образуя усадьбы, располагались различные хозяйственные и бытовые сооружения.
Основной отраслью хозяйства было пашенное земледелие, о чем свидетельствуют находки железных наральников и плужных ножей. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были пшеница (нескольких видов), просо, ячмень. Помимо этого возделывали рожь, овес, бобовые культуры, а также коноплю. Полеводство дополнялось огородничеством. Земледелие в условиях оседлого быта было тесно связано с животноводством. Племена разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей и домашнюю птицу.
Сельскохозяйственная продукция сохранялась в специальных ямах-хранилищах или в предназначенных для этих целей больших глиняных сосудах – «зерновиках», которые устанавливались в хозяйственных постройках типа амбаров. Зерно мололи жерновами. Сельскохозяйственное производство сочеталось с различными ремеслами, часть которых характеризовалась довольно высоким уровнем развития. Большое распространение в хозяйстве получила металлургия – обработка черных и цветных металлов. Черняховские кузнецы владели всеми приемами ковки железа в горячем виде и знали несколько способов получения и обработки стали. На ряде поселений сохранились остатки металлургических горнов и печей-домниц.
Значительного мастерства достигли черняховские ювелиры, производившие различные украшения из бронзы, серебра и золота. Они создали свой художественный стиль, отличавшийся строгостью и лаконичностью форм. Помимо украшений из цветных металлов бытовали бусы из янтаря, полудрагоценных камней и стекла.
На очень высоком уровне развития у населения, оставившего памятники черняховской культуры, находилось гончарство. Гончарный круг распространен на всей территории культуры. На многих поселениях обнаружены горны для обжига керамики, которая подразделяется на столовую и кухонную. Для столовой посуды характерен набор мисок и кувшинов самых разнообразных форм. Керамика в основном серого цвета, лощеная, реже встречается черная и желтая. Посуда орнаментирована сеткой, косыми линиями, зигзагообразными полосами, растительным и геометрическим орнаментом, иногда специальными керамическими штампами. Кухонная посуда большей частью представлена различного рода горшками и крышками. Предметы чаще всего нелощеные шероховатые, так как в керамическое тесто добавлялся песок и другие отощающие примеси. Черняховские гончары были мастерами очень высокой квалификации и владели многими приемами позднеантичных мастеров. Лепная посуда встречается крайне редко, она наиболее характерна для ранних этапов черняховской культуры и имеет свои специфические черты, присущие каждому региону.
Важной отраслью хозяйства черняховских племен было деревообрабатывающее ремесло, о чем свидетельствуют наборы плотницких и столярных инструментов. Большое распространение получила обработка кости и рога, что подтверждается находками различного рода гребней, подвесок, проколок, лощил и игольников, игральных костей. Многие изделия покрывались резным орнаментом.
Развитие прядения и ткачества подтверждается находками керамических пряслиц для веретен, грузил от вертикальных ткацких станков, а также отпечатков тканей. Для пряжи использовались волокна растительного происхождения (конопля) и шерсть, с заготовкой которой связаны сохранившиеся ножницы для стрижки овец.
На поселениях и в могильниках черняховской культуры часто встречаются стеклянные кубки, в большинстве своем фрагментированные, выполненные как из толстостенного, так и из тонкостенного стекла. Исследователи связывают их с рейнскими, египетскими и сирийскими мастерами, а толстостенное стекло могли производить и черняховские умельцы. Такая мастерская была найдена на верхнем Днестре у с. Комаро-во Черновицкой области, однако ее характер позволяет предположить, что она принадлежала римским ремесленникам.
Значительную роль в хозяйстве населения черняховской культуры играли торгово-экономические связи с позднеантичным миром, о чем свидетельствуют археологические находки в Поднестровье импортных изделий. Среди поступавших сюда товаров можно выделить высококачественную краснолаковую и бронзовую посуду, различного рода стеклянные изделия, дорогостоящие ткани, амфоры с вином и маслом, светильники, геммы, камеи и другие предметы.
На территории Поднестровья, в основном Верхнего, найдены римские монеты – как единичные экземпляры, так и целые клады. Большинство монет чеканено при императорах от Адриана до Марка Аврелия, причем значительное их количество приходится на период правления Антонина Пия. Как правило, монеты поступали к варварам в виде выплат и стипендий – это касается прежде всего полновесных серебряных монет, которые были выпущены до Готских войн и начала формирования черняховской культуры. За свою службу варвары требовали полноценных денег, их не устраивали монеты III в. с низким содержанием серебра.
Многие исследователи пытаются связать находки римских монет с денежным обращением как внутри варварского мира, так и при торговле с позднеантичными центрами и провинциями. Статьями вывоза были по-прежнему зерно, скот, различные виды сырья, а также, возможно, рабы.
Интенсивные связи черняховского общества с Римской империей оказали сильное влияние на его экономическое и социальное развитие. Социальные отношения у черняховских племен характерны для периода зарождения классового общества, поскольку в это время уже наблюдается процесс имущественного расслоения – ведется индивидуальное хозяйство отдельными семьями. А найденные на поселениях металлические ключи для дверей свидетельствуют об имевшейся у населения собственности, которую необходимо было оберегать. Еще одним доказательством наличия у отдельной части жителей значительных богатств являются денежно-вещевые клады, в которых содержалось большое количество серебряных монет, посуды и украшений.
Высшая власть принадлежала вождям, античные и средневековые авторы называли их королями. Они возглавляли племена, объединявшие территориальные общины. Для этого периода также характерно создание больших союзов племен, находившихся под властью одного вождя. Именно такие союзы предшествовали созданию государств и народностей, складывавшихся одновременно с переходом к классовому обществу.
Активное воздействие античного мира на варварские племена можно проследить и по распространению в их среде греческого и латинского языков, а также письменности. Именно с черняховской культурой низовьев Днестра и Дуная связывают первые обнаруженные свидетельства использования письменности, в основном в греческой графике. Это различного рода граффити, процарапанные на обожженной керамике, а также начертания букв на керамике до ее обжига. Кроме того, позднеантичные авторы сообщают о том, что многие варвары, обитавшие к северу от низовьев Дуная как на территории провинций, так и вне их помимо своего родного владели греческим, латинским и некоторыми другими языками. Варвары-федераты принимали также новую веру, утверждающуюся в империи, – христианство.
Весьма примечателен тот факт, что в последний год жизни императора Константина к нему прибыло посольство готов, среди которых был знатный образованный юноша по имени Ульфила (Вульфила) – «Волчонок». Отец его был готом знатного рода, а мать – гречанкой (христианкой). Ульфила тоже был христианином, учеником епископа Готии – Феофила. Вскоре в Константинополе, несмотря на молодость, Ульфила был рукоположен в епископы. Получив сан, он отправляется к готам.
Миссионерская деятельность Ульфилы протекала среди вестготов-тервингов, населявших междуречье Днестра и Дуная. По свидетельству Авксентия, или Ауксентия (379– 383), епископа из Дуростора (совр. Силистра), Ульфила вел проповедь на греческом, латинском и готском языках, кроме того, он перевел Библию на готский.
Проповедовал Ульфила в низовьях Днестра и Дуная 7 лет, а затем, по свидетельству Филосторгия (написавшего «Историю церкви» с 311 по 425 г.), Атанарих – «безбожный и нечестивый, кто начальствовал над готами возвел в стране гонения на христиан», в результате чего епископ и его соратники вынуждены были переселиться в Неаполь (близ Великого Тырново) на территорию Мёзии, где долго были известны как малые готы. Еще одним свидетельством проникновения христианства в варварскую среду Северо-Западного Причерноморья является сообщение Епифания, епископа о. Кипр, о том, что сюда при императоре Констанции (324–361) была изгнана одна из еретических сект во главе со старцем Авдием. Изгнанники, «идя вперед в самую внутренность Готии огласили христианским учением много готов».
Церковный писатель Феодорит Киррский (390–466) в своей книге «Исцеление языческих болезней» отмечал влияние христианства на погребальный обряд варварских племен. По мнению исследователей, погребения с западной ориентировкой без инвентаря могут принадлежать христианам.
Однако язычество отступало медленно. Это опять-таки хорошо прослеживается на материалах могильников, которые свидетельствуют о значительной этнической пестроте черняховского населения. Для захоронений черняховской культуры характерен биритуализм, т. е. сочетание обряда кремации (трупосожжения) с обрядом ингумации (тру-поположения). Каждому обряду присущи свои особенности. Так, в обряде кремации известно несколько вариантов – захоронение пережженных костей в урнах, захоронение в простых ямах, а также рассыпанных по поверхности костей (скорее всего, в неглубоких широких ямах). Погребальные предметы встречаются как в сожженном, так и необожженном виде. Присущ этому обряду и ряд других деталей и особенностей. Трупоположения также разные: в ямах простой конструкции, в ямах с «заплечиками», уступами и катакомбами. Погребенные ориентированы головой либо на север, либо на запад. В могилах с трупоположениями наряду с богатым набором сосудов и других вещей отмечается и полное их отсутствие. Ямы сложной конструкции в предчерняховское время были характерны для сарматов, следовательно, это население частично вошло в состав черняховской культуры.
Могильники служили не только кладбищами, но и своеобразными культовыми и ритуальными местами. Об этом свидетельствуют такие элементы погребального обряда, как тризна, жертвоприношение, вторичное преднамеренное разрушение скелетов, инвентаря и др.
Изучение погребального обряда помимо выявления в нем более древних этнических черт позволяет детально разработать хронологию и датировку, а также проследить связи племен, носителей черняховской культуры.
Черняховская культура по сумме слагающих ее элементов не сопоставима ни с одной из предшествующих. Это качественно новое образование возникло под воздействием провинциально-римской культуры и поэтому, естественно, носит провинциально-римский характер. Ведь до середины III в. (до Готских войн) варвары никогда не проникали в глубинные районы Римской империи. Разноэтничные участники походов, оторванные от мест обитания, постепенно растеряли свои культурные традиции, а посему достаточно быстро воспринимали элементы культуры не только товарищей по оружию, но и своих противников.
Несмотря на полиэтничность, черняховская культура оформилась (в частности, в Поднестровье) в тех районах, где сложился племенной союз, возглавляемый готами. Эти территории позднеантичные авторы недвусмысленно связывают с вестготами – обособленной восточногерманской этнической общностью, сыгравшей значительную историческую роль в Европе в эпоху великого переселения народов и растворившуюся затем среди других народов и этносов. В рамках черняховской культуры происходил процесс формирования новой народности, который был прерван гуннами в 375 г.
По меткому выражению Иордана, «взъярилось на готов племя гуннов» – кочевников-тюрок, пришедших с востока. В битве с ними погиб престарелый «король всех готов» Эрманарих. Готский союз распался – вестготы бежали под покровительство Римской империи за Дунай, где 9 августа 378 г. разгромили в Адрианопольском сражении армию римского императора Валента. Остготы были покорены гуннами, воевали в союзе с ними против антов, затем все вместе под предводительством Аттилы в 420 г. ушли на запад, захватив земли вплоть до Паннонии.
Население не было полностью уничтожено, о чем свидетельствует наличие крайне редких черняховских памятников, а также весьма скудный набор вещей в них. Причерноморье на короткий срок вошло в эфемерную державу Аттилы.
В 451 г. произошла битва на Каталаунских полях, где полчища гуннов были разбиты войсками римлян и союзниками – европейскими варварами. После Каталаунской битвы и смерти Аттилы в битве при Надао (454) происходит новый «передел мира». Часть гуннов возвращается в Причерноморье, гепиды укрепляются в Дакии, а готы переселяются в Паннонию. Этими событиями и заканчивается существование черняховской культуры.