Основные функции государственной идеологии
Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.
Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщества.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.
Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.
Политическая идеология выполняет и нормативную функцию, играющую ценностно-ориентирующую роль. Она определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом.
Политическая идеология обладает большим потенциалом, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Она облегчает коммуникационное воздействие, является своеобразной нормативно-символической матрицей, которая облегчает социально-политическую идентификацию.
Идея социально-ориентированной рыночной экономики и особенности ее реализации в Республике Беларусь.
для социально ориентированнойэкономики характерны сильные позиции государства в регулированиивоспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальнаяполитика государства направлена по отношению ко всем членам общества.Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – инаселения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом
регламентирующие функции государства распространяются не только намакроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектовмикроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно“свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способенпривести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованноуправляемой системы. Данный тип экономики автор рассмотрел на примере двухстран: Швеции и Германии. И, безусловно, для РБ огромное значение имеет зарубежный опыт, но вместес тем он не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть двекрайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социальноориентированной рыночной экономики в Беларуси: 1) изобретения “своей” модели, полагая, что в мире нет ничего
подобного;
2) попыток слепого заимствования западных моделей экономики.
Жизненность и дееспособность рынка как формы функционирования товарногопроизводства подтверждена длительным периодом человеческой истории. Такоеего “долголетие”предопределено тем, что в самой сути развитого рынкасодержаться механизмы его саморазвития и саморегулирования. Государствосвоей экономической деятельностью лишь дополняет и направляет эти процессы.До сих пор речь велась о рынке как некой статистической модели. Динамику жерынка можно понять, лишь изучив механизм его функционирования.