Иван III и создание русского централизованного государства
Иван III Васильевич-первый государь Всея Руси,сын Василия II Тёмного. Княжение(.1462-1505 гг)было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый и настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем дела своего отца. Ивана Васильевича долгое время прозывали Великим.
Почти полувековой срок его княжения прошел под знаком борьбы за воссоединение Русских земель. Ивану III удалось изменить весь облик государства - превратить его из сильного княжества в мощную централизованную державу. принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. В 1463 г. присоединилось к Москве Ярославское княжество - местные князья сделали это добровольно, затем в1471 г Великий Новгород, в 1472- присоединяет Пермскую землю, в 1485-присоединяет Тверь,1489-присоединяет Вятку. После этого Иван III стал называться Великим князем всея Руси. Время раздробленности закончилось.
Предпосылки создания Русского централизованного государства:
1)Социально – экономические предпосылки:
а) развитие земледелия – это переход от трёхпольной системы к системе севооборота, с использованием удобрений. Оживление ремесла, торговли. Развитие каменного строительства в Москве, Твери, Пскове в XV –XIX
б) рост боярского сословия и феодального земледелия в отдельных землях Северо-восточной Руси.
в)развитие поместничества.
2)Основной внешнеполитической предпосылкой являлось освобождение от монголо-татарского ига.
Особенности образования единого Российского централизованного государства:
· Централизованное гос-во в Европе складывалось на основе зарождения капиталистических отношений, частной собственности и утверждения гражданского общества. Единое Русское гос-во создаётся на базе укрепления феодального, а позже и феодально-крепостнического строя.
· Образование шло под воздействием нескольких факторов: необходимости противостояния Золотой Орде, Литве и другим опасным соседям. Отсюда, князьям часто приходилось опираться на военную силу, военные методы управления. Всё выше сказанное обусловлено, по мнению ряда ученых, деспотическим характером первых московских князей.
· На Руси шла постоянная борьба Рюриковичей на верховенство.
· На процесс образования ед. рус. гос-ва оказали последствия татаро-монгольского ига
· Отличная от Европы роль городов.
· После неприятия Флорентийской унии в 1439 грусские земли стали отрваны от западной цивилизации.
В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.
Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского государства Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.
Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.
В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.
С чего же начал великий князь свое правление?
Главной задачей было обеспечение безопасности восточных рубежей. Для этого надо было установить политический контроль над Казанским ханством. Своего разрешения требовал и незатухающий конфликт с Новгородом. Еще в 1462 г. в Москву прибыли новгородские послы "о замирении". Предварительный мир был заключен, а Ивану III удалось в ходе сложной дипломатической игры перетянуть на свою сторону другой вольный город, Псков, и оказывать тем самым давление на Новгород. В результате этой гибкой политики Иван III в спорах между Новгородом и Псковом стал играть роль властного арбитра, слово которого - закон. И по существу, он впервые выступил в качестве главы всей Русской земли. В 1463г., используя дипломатический дар дьяка Алексея Полуэктова, он присоединил к Московскому государству Ярославль, заключил с князем Тверским мир, женил князя Рязанского на своей дочери, признав его самостоятельным князем.
В 1463—1464 гг. Иван III, «проявив уважение к старине», дал Пскову того наместника, которого хотели горожане. Но когда они захотели «отложиться» от новгородского владыки и создать самостоятельную епископию, Иван III проявил жесткость, не пошел на поводу у псковичей и повелел, «уважая старину», оставить все как было. Слишком много самостоятельности давать Пскову не стоило.Тут под боком Ливонский орден, Литва, Дания, ганзейские купцы, шведы...
В 1467г. на Русь опять наведалась чума. Народ встретил ее «с унынием и страхом». Подустали люди от этой злодейки. Народу она погубила более 250 тысяч человек. А тут еще внезапно умерла любимая жена Ивана III — великая княгиня Мария. Иван III искал способ расшевелить людей, неравнодушных к жизни, но придавленных ею. Осенью 1467г. он организовал поход на Казань. Поход прошел неудачно. Казанский хан Ибрагим ответил тем же, — послал отряд на Русь, но Иван III, догадавшись о ходе хана, укрепил пограничные города.
В 1468г. великий князь снаряжает 3 похода на восток. Дружина князя Семена Романовича прошла по Черемисской земле (Вятская область и часть современного Татарстана), прорвалась сквозь леса, покрытые снегом, в землю черемисов и занялась грабежом. Дружина князя Ивана Стриги-Оболенского отогнала казанцев, вторгшихся в Костромскую землю. Князь Даниил Холмский разгромил налетчиков под Муромом. Затем отряды нижегородцев и муромцев сами отправились в Казанское ханство пограбить.
Эти операции представляли собой своего рода разведку боем. Иван III подготовил крупное войско и отправился на Казань.
От пассивной вековой обороны Русь наконец-то перешла к стратегическому наступлению. Размах военных действий впечатлял, упорство в достижении цели было огромным.
Война с Казанским ханством закончилась убедительной победой русских в 1469 г., когда войско Ивана III подступило к столице ханства, вынудило Ибрагима признать поражение и «заключить мир на всей воле Государя Московского». Русские взяли огромный выкуп и вернули на родину всех пленных, которых казанцы захватили за предыдущие 40 лет.
Это был первый крупный успех великого князя: он порадовал русских людей, снял с них оковы «уныния и страха».
На какое-то время восточная граница Русской земли стала относительно безопасной: Однако Иван III понимал, что решающая победа над наследниками Золотой Орды может быть достигнута лишь после объединения всех русских земель. И он вновь обратил свои взоры к Новгороду.
Билет №4
1. Концепция «Москва-Третий Рим »
Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи.
Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» , использовалась для устранения притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии.
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем(первое, адресованное дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства):
Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе».
Шапка Мономаха
Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь "обосновал" её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах о этих "подарках" нет и упоминания. Аналогично, "шапка" - изделие гораздо позднего периода, наиболее вероятно татарской работы, "яблоко и крест" на которой появились не ранее XVIв.
Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.
Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа, и в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов.
2. Роль религиозного фактора в период правления Иван III
Церковная политика
Чрезвычайно важной частью внутренней политики Ивана III были его отношения с церковью. Основными событиями, характеризующими церковные дела во время его правления, можно назвать, во-первых, появление двух церковно-политических течений, по-разному относившихся к существовавшей на тот момент практике церковной жизни, и, во-вторых, появление, развитие и разгром так называемой «ереси жидовствующих». При этом необходимо отметить, что на внутрицерковную борьбу неоднократно оказывали влияние как противоречия внутри великокняжеской семьи, так и внешние факторы. Помимо этого, определённую сложность в дела церкви вносила состоявшаяся в 1439 году Флорентийская уния и попытки Католической церкви вынудить Православную церковь к её признанию.
Первые конфликты
Впервые великий князь вступил в конфликт с церковными властями в 1478 году, когда настоятель Кирилло-Белозерского монастыря Нифонт решил перейти от ростовского епископа Вассиана в прямое подчинение к удельному князю Михаилу Верейскому. При этом митрополит Геронтий поддержал настоятеля, а великий князь — епископа Вассиана; под давлением митрополит уступил. В том же году, покорив Новгород, великий князь провёл широкие конфискации земель богатейшей новгородской епархии. В 1479 году конфликт вновь обострился; поводом стала процедура освящения митрополитом Геронтием новопостроенного Успенского собора в Кремле[62]. Вплоть до решения спора митрополиту было запрещено освящать храмы[63]. Однако вскоре великому князю стало не до богословских тонкостей: в 1480 году на Русь двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иван III был занят обороной страны, и спор пришлось отложить до 1482 года. К этому времени вопрос встал весьма остро ещё и потому, что из-за великокняжеского запрета многие новопостроенные церкви оставались неосвящёнными. Потеряв терпение, митрополит, оставив кафедру, уехал в Симонов монастырь, и лишь поездка к нему самого Ивана III с извинениями позволила временно погасить конфликт.
1483—1484 годы ознаменовались новой попыткой великого князя подчинить себе строптивого Геронтия. В ноябре 1483 года митрополит, сославшись на болезнь, вновь отбыл в Симонов монастырь. Однако на сей раз Иван III не поехал к Геронтию, а попытался сместить его, силой задержав при монастыре. Лишь через несколько месяцев митрополит вернулся на престол.
Тем временем в русской церкви зародились и получили некоторое распространение два течения, по-разному относившиеся к вопросу о церковной собственности. Последователи Нила Сорского, получившие наименование «нестяжателей», выступали за добровольный отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. Их оппоненты, получившие наименование «иосифлян» («осифлян», по имени Иосифа Волоцкого), напротив, отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Вместе с тем, иосифляне выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности.
Билет №5
1. Период правления Ивана IV: взаимосвязь реформ и опричнины.
Реформы Ивана IV
С 1549 года вместе с Избранной радой Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян (размер пожилого был увеличен). В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.
· Внутренняя политика Ивана Грозного. Избранная Рада. Опричнина.Сын Ивана 3 Василий 3 окончательно объединяет земли вокруг Москвы. Он женат вторым браком на Елене Глинской. Долго не было детей. Старец предсказал рождение сына. 1530 г. рождается Иван Грозный. Василий строит в честь этого белокаменную церковь в Коломенском. 1533 г. Василий 3 умирает. Во главе государства Елена Глинская – регентша при Иване Грозном, умирает в 1538 г. . Но фактически правят бояре Шуйские и Бейские. При них процветает казнокрадство. Происходит передел земель и казны в пользу боярских родов. Иван с детства много читает. Любит сочинения про римских Цезарей. Собирает библиотеку, которая потом исчезает. В 17 лет женится на Анастасии Захарьиной. Соответственно в 1547 г. он провозглашает себя царем. С этого момента можно говорить о становлении царской династии в России. Он создает избранную раду- круг особо приближенных к царю с которыми он советуется по важным государственным вопросам. Избранная рада учреждает 1549 г.Земский собор, который представляет собой связь центра и мест, совещательный орган. В деревнях выбирают земских старост, которые отчитываются перед царем- целовальники. Проводятся реформы: военная- создается полурегулярное стрелецкое войско, вооруженное пищалями и топорами на длинной ручки. Это первое в мире войско, обладающее формой. Стрельцы не платят податей, имею право в свободное время заниматься ремеслами. Реформируется поместное ополчение- к царю надо приходить конно и людно. Если кол-во дворов в одном поместье большое, то приводит с собой холопов. Была создана избранная тысяча, которые получили землю вокруг Москвы. Создается артиллерия как отдельный вид войск, т.е появляются профессиональные пушкари. 1550 г.первый русский судебник. 1551 г.стоглав по итогам церковного стоглавого собора. При Иване Грозном появляется много технических новинок- книгопечатание. Первый период правления очень прогрессивен, во многом благодаря жене Анастасии, которая имела на него большое влияние. После смерти жены царь начинает зверствовать. В 1550 г.в Москве была оспа. Царь заразился. Все ожидают его смерти, но он выжил. После этого он уезжает в Александровскую слободу и пишет открытое письмо, что не хочет править. Бояре в принципе не против, но в Москве происходит антибоярское восстание и они вынуждены пойти на поклон к царю, чтобы лон вернулся. Он соглашается, но с условиями. Во-первых, разделить землю на земскую и царскую (опричнину- личный удел царя). Во- вторых, по собственной воле карать изменников. На основе избранной тысячи царь создает опричное войско, там в основном дворяне, которые царю всем обязаны. Это личная гвардия царя с функциями личной полиции. Постепенно начинается террор против бояр. Нападение на Новгород опричного войска- по наговору- связь с Литвой. Иван 3 убивает своего сына Ивана 4 из –за скандала с женой по одной версии, а по другой что заболел и умер. В наследниках малохольный царь Федор и малолетний царь Дмитрий. Марфа Нагая с Дмитрием живут в Угличе. Там царевич Дмитрий умирает при загадочных обстоятельствах. Существует версия, что его устранил Борис Годунов, который начинает иметь политический вес в стране.