Рыночные отношения в современной экономике
Государство и экономика
Государство как система управления обществом выполняет ряд общественно значимых функций – поддержание общественного порядка и стабильности, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны.
Государство как политический институт оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т.е. осуществляет управление ими. Сущность государства, как основного института политической системы, в современных условиях – защищать интересы всего народа.
Для реализации социальных и культурных программ, развития науки и образования важную роль играет государственный бюджет, который формируется за счет системы налогов от экономической деятельности.
Только государство обладает правом выпуска денежных знаков и золотовалютными резервами для поддержания социально-экономического развития общества. Государство обладает экономической собственностью, в которую входят некоторые крупные предприятия, банки и т.д.
Суть управления в экономике заключается в определении целей экономического развития общества и поиске оптимальных вариантов их достижения.
Экономическая политика – система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др.
Государство с помощью экономической политики призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Центральным вопросом Государственной экономической политики выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.
Экономическая политика включает следующие виды:
- инвестиционную;
- денежно-кредитную;
- внешнеэкономическую;
- социальную;
- фискальную.
Каждая из видов располагает системой методов или инструментов воздействия на экономику.
Инвестиционная политика – это финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства. Инструменты: субсидии, государственные кредиты.
Денежно-кредитная политика – это регулирование Центральным Банком денежного обращения и кредита.
Инструменты денежно-кредитной политики:
- нормирование банковских резервов;
- изменение учётной ставки;
- операции на открытом рынке.
Внешнеэкономическая политика – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т. д.
Инструменты внешнеэкономической политики:
- законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;
- использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Социальная политика – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей.
Инструменты социальной политики:
- регулирование минимальных ставок оплаты труда;
- установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
Фискальная политика – это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции.
Инструменты фискальной политики:
- изменение налоговой структуры;
- изменение налоговых ставок;
- изменение величины госрасходов.
Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:
- прямые (административные);
- косвенные (экономические).
Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы). Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.
Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того, чтобы задействовать экономические методы, необходимо предварительно иметь административные решения соответствующих государственных органов. Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики называется макромаркетингом.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным – экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно не мешать экономике, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.
Рыночные отношения в современной экономике
Развитие общества показало возможности двух существенно различающихся вариантов организации экономической жизни. Один из них – рыночная экономика, другой – командная экономика.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Основными признаками командной экономики является производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли – продажи товаров и услуг. В современной экономики существует целая система рынков, которая состоит:
- рынок потребительских товаров;
- рынок рабочей силы;
- рынок инвестиций;
- рынок информации;
- рынок средств производства;
- рынок научно-технических разработок;
- рынок иностранных валют и ценных бумаг.
Свободный рынок характеризуется тремя основными признаками:
- нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести);
- нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести);
- нерегулируемой ценой уравновешивающей спрос и предложение.
В рыночных отношениях действуют два объективных экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. Закон спроса и предложения определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке товаров.
Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Предложение – это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена.
Цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Рынок побуждает к снижению производственных затрат, совершенствованию техники и технологий, повышению производительности труда.
Огромное значение в рыночных отношениях играет рынок труда (спрос на работника той или иной специальности), рынок капитала (акции, облигации, валюта), рынок информации.
Современная рыночная экономика – это отработанный механизм для координации деятельности товаропроизводителей и потребителей.