Советская республика как форма правления

Данная форма правления применяется только в социалистических странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть, максимально удаленный от демократического, советская республика зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие ее диктаторскую сущность. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в социалистических странах – народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрания народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи (т. е. тоже собрания) народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнано, что все это – органы советского типа.

С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

1) верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и/или подотчетны им (включая подчас даже суды);

2) советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

3) поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы (как отмечал главный теоретик этой системы В.И. Ленин, и кухарка должна управлять государством после 8-часового «урока» производительного труда), сессии советов – редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами (в Китае такие органы создаются до уровня уезда).

Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним. На деле никакой такой ответственности не существует. Реально каждый из членов правительства, как и другие высшие чиновники, ответствен перед политбюро центрального комитета коммунистической партии. Нет здесь и никакого баланса властей: роспуск «парламента» в случае правительственного кризиса, буде таковой случится, не предусмотрен.

Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.

Характеристика Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти. Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами: избирательная система права и свободы и др.

Единственную систему органов государственной власти составляют особые представительные органы — Советы разных уровней, объединённые иерархией и соподчинённостью. По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам. Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты, если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы. Для данного типа правления основополагающими являются следующие черты: Принцип разделения властей не признаётся, так как руководствующая в обществе марксистско-ленинская теория отвергала этот принцип, как игнорирующий классовую природу государства; Действует принцип демократического централизма; Функции парламента выполняют или сами Советы, или их палаты; Функции главы государства выполняют коллегиальные президенты — Президиумы Советов (в СССР - всесоюзного и республиканского уровней); Действует императивный депутатский мандат — депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае неоправдания доверия; Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике советской республики само понятие «местное самоуправление» не употребляется); Функции главы правительства выполняют коллегиальные органы — бюро или Президиумы Советов Народных Комиссаров, либо Советов Министров; Функции главы законодательной власти выполняют коллегиальные спикеры — президиумы Советов или Съездов Советов; В Советы избираются и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных.

Советские республики можно подразделить на 3 группы: Советские республики, в которых высший орган власти — Съезд Советов. В промежутках, между съездами действуют Центральный исполнительный комитет (по сути — Верховный Совет) и Совет народных комиссаров, который формируется ЦИКом. Депутаты Центрального исполнительного комитета избираются из числа делегатов Съезда Советов. Народные комиссары назначаются из числа депутатов ЦИКа. Таким образом, система Советов формировалась путём многостепенных выборов. Примеры таких республик: СССР (до 1936 года), БНСР, ЛБССР (Литбел), Республика Исколата (Советская Латвия) и т. д.

Советские республики, в которых высший орган власти — Верховный Совет. Он и Советы всех уровней избираются напрямую народом. Совет Народных Комиссаров/Совет Министров формируется Верховным Советом. Народные комиссары/министры назначаются из числа депутатов Верховного Совета. Примеры таких советских республик: СССР (1936—1989) и Тувинская Народная Республика.

Советские республики, в которых единственным высшим органом власти являлись Советы. Главой государства является его председатель (или председатель его президиума), а правительством — исполнительный комитет. Такое устройство обусловлено малым территориальным размером.

13. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

Признаки унитарного государства:

1. Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;

2. На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;

3. Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;

4. На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;

5. Единые вооруженные силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Павлова: Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки: 1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; 2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; 3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения; 4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; 5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

2. Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;

3. Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;

4. Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;

5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

6. Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;

7. После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;

8. На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.

Виды федераций:

1. Договорные и конституционные;

2. Территориальные (США, Германия), национальные и смешанные (Россия).

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки конфедерации:

1. Конфедерация не имеет собственных законодательных, исполнительных и судебных органов;

2. Не имеет собственной армии;

3. Нет единой системы налогов и государственного бюджета;

4. Конфедерация сохраняет гражданство входящих в союз государств;

5. Недолговечность;

6. Каждый субъект сохраняет свой суверенитет;

7. Конфедерация создается для достижения определенных целей;

8. Создание закрепляется договором;

9. Субъекты обладают правом нулификации (отмены действия актов конфедерации на своей территории);

10. Члены конфедерации могут выйти из нее на основе юридически обоснованного одностороннего решения.

Унитарные государства.

Унитарное государство имеет следующие признаки: Начитки:Больше унитарных гос-в, чем федераций (24 федераций) Гос-во унитарно, если большинство частей - отдельные автономные гос-ва, Украина. Составные части - статус единиц ад-терр деления. Их территория изменяется простым законом. Единые общие для всей страны высшие представит, исполни органы. одна конституция, общая налоговая и кредитная политика. составные части унитарного гос-ва не являются гос-ми образованиями. центр органы осуществляют гос.внешние сношения.

Павлова:1)полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; 2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; 4) единая система законодательства для всего государства;5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются. Унит гос-ва бывают: простые (нет автономных образований Польша) и сложные (Финл, Дания, Украина)

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Признаки простого унитарного государства:

1.Территория государства делится на административные единицы с наличием принципы подчинения, т.е. нет принципа автономии. Административные единицы не обладают самостоятельностью. 2. Есть одна Конституция, единая правовая система. Нормативные акты, принимаемые центральными органами, распространяются на всех территории государства.

Признаки сложного унитарного государства:

1.Государство с автономными образованиями.2. Автономия дается для решения национального или культурного вопроса.3. Сложное унитарное государство имеет на своей территории другое полугосударственное образование. Объем самостоятельности этого образования зависит от третьего элемента формы государства, т.е. от политического режима

Большинство государств в мире являются унитарными государствами.Некоторые авторы считают, что есть региональные государства – форма переходного периода от унитарного государства к федерации. Вся территория таких государств состоит из автономных образований (Италия, Испания).

Федеративные государства.

Павлова: Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию.

Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

РФ по правовому статусу – симметричная, по территориальному – ассиметричная

США – симметричная

Виды:

-Административные федерации (США)

-Национальные (СССР, Нигерия, Ирак до 2005) – формируются по национально-этническому признаку

-Смешанные (РФ) – по территориальному и национальному принципу

- по этническому (Канада)

- по языковому (Бельгия)

Объем полномочий субъектов федерации зависит от политического режима: при демократическом режиме – больше самостоятельности. Виды федераций: Симметричные федерации – субъекты обладают одинаковыми полномочиями при взаимоотношении друг с другом и при взаимоот с гос-вом, и одним статусом. Ассиметричные федерации – нет равноправия - РФ - субъекты федерации РФ не обладают суверенитетом.

Конфедерация.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств.

Конфедерация - союз, объединение. Постоянный союз государств для достижения конкретных целей, при которых входящие в союз гос-ва сохраняют свою международную правосубъектность. Это форма, при которой гос-ва сохраняют свой суверенитет!!! Конфедерация как форма союза не существует нигде в настоящее время!

В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Швейцария образовалась как конфедерация, но перешла в федеративную форму.

17. Государственно-политический режим: понятие и виды.

Демократия- означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократия - означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти.

Принцип демократии — это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаки являются политические свободы — идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций.

В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т. е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

К недемократическим режимам относятся :

-деспотическийпредполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

-Тиранический близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

-тоталитарный, означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер.

Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть. Тоталитаризм — это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XX в., в эпоху индустриального развития. Деспотия — власть, ничем не ограниченная, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы — политической, экономической, духовной и т. д. Тоталитаризм создает общество, основанное на внеэкономическом, т. е. чисто силовом, принуждении.

-фашистский является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

-авторитарный.Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. В условиях авторитарных государственных режимов действует предварительная цензура, нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены).

Наши рекомендации