Основные причины и проявления промышленного подъема 1909-1913 гг. в России, место и значение частных предпринимателей в экономике этого периода

К началу 20 века Россия вошла в разряд среднеразвитых стран с динамично развивающейся экономикой. За этот период промышленное производство увеличилось почти в 1,5 раза. Экономический подъем был характерен для всех отраслей производства. При этом наиболее быстро развивались самые монополизированные отрасли промышленности — топливная, черная и цветная металлургия, машиностроение.. Особенно быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей (Государственные заказы). В легкой промышленности ведущее положение занимала текстильная и пищевая промышленность.

Ускорению нового промышленного подъема способствовали следующие факторы: повышение покупательной способности населения (в ходе революции 1905-1907 г г. рабочие добились повышения заработной платы на 15%, которая в среднем составила 238 руб., крестьяне – отмены выкупных платежей, достигших 80 млн.руб. в год); развитие внутреннего рынка (торговый оборот за этот период увеличился в 1,5 раза и составил 2,3 млрд. руб.); Столыпинская аграрная реформа, высокие урожаи в сельском хозяйстве в 1909-1913 г г. (исключением был лишь 1911г.); увеличение товарности сельскохозяйственной продукции, позволившее России резко повысить вывоз зерна на внешний рынок, где цены на хлеб возросли на 35%; рост городского населения, составивший 23,3 млн.чел., на 8,6 млн, (с 1900 по 1914 гг.). Общий рост населения, в частности городского, способствовал развитию отраслей промышленности, которые должны были удовлетворить потребности в металле и строительном материале, городского транспорта и благоустройства городов.

На улучшение положения в экономике повлияли и высокие урожаи 1909—1913 гг., позволившие в небывалых размерах увеличить количество вывозимого хлеба. Это значительно повысило покупательную способность крестьянства.

Возросли протяженность железных дорог и их грузооборот. В 1911-1913 гг. было построено около 3,5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного строительства осуществлялся за счет частного и государственного капитала

Промышленный подъем 1909—1913 гг. не вызвал появления новых промышленных районов. Однако внутри старых районов произошли серьезные структурные изменения, лишавшие их исключительной специализации. Сохранялась неравномерность в развитии промышленности по районам (Донбасс растет, Сибирь неразвита)

Монополизация производства.Важной чертой монополистического капитализма была концентрация производства, которая особенно усилилась в металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной промышленности. На этих предприятиях было сосредоточено 48,7% рабочих промышленности. По уровню концентрации производства в начале ХХ в. Россия стояла на одном из первых мест в мире. Преобладающей формой монополистический союзов стали синдикаты – объединения, осуществляющие распределение заказов, закупку сырья и продажу готовой продукции через единый орган по сбыту.

Синдикат «Продуголь» объединил большую часть угледобывающих предприятий Южного района, «Продамет» такую же роль сыграл в отношении металлургических предприятий этого района. С «Продаметом» конкурировал синдикат уральских заводов «Кровля». Синдикат «Гвоздь» контролировал деятельность проволочных и гвоздильных предприятий; после его распада аналогичную роль стал играть синдикат «Проволока».

Промышленность все в большей степени начинает зависеть от банков. Появление монополистических объединений нового типа свидетельствовало о том, что процесс сращивания банковского и промышленного капиталов, начавшийся еще в конце XIX в., вышел теперь на новый уровень. В годы промышленного подъема крупные банкиры — А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. И. Утин и др. входят в правления многих промышленных предприятий; ведущие предприниматели в свою очередь оказываются неразрывно связаны с банками. Так складывалась финансовая олигархия, прибиравшая к своим рукам огромные финансовые средства и основные промышленные мощности.

Усиление роли банков. Процесс образования монополистических союзов протекал в острой конкурентной борьбе за контроль над трестами как между иностранным и русским финансовым капиталом, так и между русскими банками. Борьба завершилась возникновением финансово-промышленных групп, среди которых огромным влиянием пользовались Русско-Азиатский и Петербургский международный коммерческий банки.

С 1908 по 1913 г г. число банков в России возросло вдвое и составило 2393, крупнейшими учреждениями кредитной системы были Государственный банк и акционерные коммерческие банки, которые к 1914 г. сосредоточили 70% всех вкладов и текущих счетов. Инвестирование Государственным банком промышленных предприятий не всегда было коммерческой операцией, приносящей прибыль.

Иностранный капитал в России. К 1914 г. 45% акционерного капитала 10-ти крупнейших коммерческих банков страны составлял иностранный капитал. Основным направлением иностранных капиталовложений была тяжелая промышленность. В нефтяной промышленности видное место занимали английский трест "Ойл" и англо-голландский трест "Ройял дачт шелл". Германские капиталы направлялись в тяжелую промышленность.

Внутренняя и внешняя торговля. Внутренний товарооборот в России за 1900-1913 г г. увеличился в 1,5 раза. За время с 1900-1913 г г. обороты внешней торговли более чем удвоились (сельскохозяйственные продукты, охватывая примерно 2/3 экспорта. Продовольствие, сырьё и полуобработанные материалы вместе охватывали более 9/10 всего русского вывоза.)

В привозе из-за границы, сдерживавшемся высокими охранительными таможенными пошлинами, главными товарами были машины и аппараты, хлопок (внутреннее производство его удовлетворяло примерно лишь половину потребности промышленности), шерсть, шёлк-сырец0 чай и т.д. Во внешнеторговом обороте России первое место принадлежало Германии.

Царское правительство добивалось значительного повышения вывоза над привозом. В 3-миллиардном бюджете России главным источником доходов царизма, кроме доходов от винной монополии и от казённых железных дорог, были косвенные налоги – эти "налоги на бедных". Косвенное обложение непрерывно росло и своей тяжестью ложилось на трудящиеся массы. Акцизы, сборы, налоги составляли суммы в сотни миллионов. Т.о., царизм выступал в роли прямого соучастника капиталистической эксплуатации в России.

Бюджетные дефициты покрывались государственными внутренними и внешними займами. На 1 января 1914 г. государственная задолженность России достигла почти 9 млрд. руб. ежегодно многомиллионные суммы шли на выплату процентов по кабальным заграничным займам.

Некоторое развитие получили различные виды кооперации на селе: перед войной здесь насчитывалось более 12 тыс. кредитных и ссудосберегательных товариществ. В помещичьих хозяйствах шире стала применяться сельскохозяйственная техника.

Таким образом, медленно, с большими издержками, но все же довольно последовательно Россия шла по пути капиталистического развития. Однако и в политической жизни страны, и в ее экономике оставалось множество сложнейших проблем, без решения которых окончательно утвердиться на этом пути было невозможно.

Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла 4-е место в Европе и 5-е место в мире. Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии.

Выводы:

· Развитие капитализма по инициативе государственной власти после отмены крепостного права. Поэтому наша буржуазия не была самостоятельна от государства. Административным путем Петром 1 создавались биржи. Сами купцы к этому бы не пришли.

· Протекционизм экономики, отсутствие гражданского общества, нет правовой защиты предпринимателей и рабочих.

· Железнодорожный бум – к концу 19 века. Рывок за 50 лет. Развитие торгово-промышленного класса (свобода занятия предпринимательской деятельностью)«Положение о пошлинах за право торговли и других промыслах» - 1863 год – свобода предпринимательской деятельности.Нельзя было евреям, церковным служителям, государственным деятелям.

· 1860 – 1890 – количество частных машиностроительных заводов увеличилось, добыча угля – в 20 раз, новые отрасли: нефтедобыча, переработка, приборостроение, автомобилестроение и т.п.

· развитие акционирования, кредита, привлечение иностранного капитала

Предприниматели:

Форсированное акционирование и развитие банковского дела, строительство новых путей сообщения и формирование новых экономических районов. Российские рабочие дешевле иностранных. На этой волне выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с бюрократией и казенными заказами. Это — дворяне С.Д. Башмаков, К.Ф. фон Мекк и П.Г. фон Дервиз, откупщики и купцы — П.И. Губонин, И.С. Блиох, С.И. Мамонтов .

Путилов, Обухов, Нобель

Путилов: 1820 – 80 – инженер-изобретатель, способствовал военному строительству во время Крымской войны; потом в Финляндии открыл завод, затем – металлургический совместный Обуховский завод в СПб, покупает железоделательный завод – Путиловский. Поднимается за счет госзаказа (рельсы). Производство паровозов, вагонов, школы для детей и взрослых при заводе. Строил дома для рабочих завода. Придумал проект постройки порта, но правительство не помогло, потерял много денег и снизил уровень жизни рабочих, из-за чего начались восстания на заводе. В результате разорился.

Государство и конкуренты не поддерживали предпринимателей, поэтому развивается акционерный капитал. Продолжает развиваться иностранный капитал. более 25 % капиталов им принадлежало.

Детский труд – в шахтах и других тяжелых работах. Детям и женщинам платили меньше. На предприятиях иностранцев условия труда были сложнее

Ведущие позиции капитала – в тяжелой промышленности (70% - горная, 72% - машиностроение и металлообработка, 31% - химическая)

Нобели. Эммануил Нобель приезжает из Швеции в Россию. Получает госзаказ и ссуду на литейное производство для войны. Людвиг Нобель – чугунно-медно-литейный завод и опять госзаказ на оружие. Высокотехническое производство. В конце 19 века выпускает котлы, двигатели, «Русский дизель». Роберт Нобель – в Баку на разведке нефти, объединили капиталы. Построили первый в России перерабатывающий завод. Владели всем нефтяным рынком России

1879 - «Бранобель»: увеличение добычи нефти в 48 раз. Инженерная мысль + предпринимательская жилка. Внук – Эммануил Нобель

Штиглиц – финансист. Открытие частным банков. Учредители – крупные торговцы, Мамонтовы, Лазаревы и др. Биржевое дело развито слабо. Демидовы – вся уральская промышленность (дворяне)

Рябушинские – братья в разных отраслях, но общий капитал, главное – текстильное производство

1858 год – 671 верста железных дорог, через 10 лет – 3400 верст, еще через 10 – 16 000. «железнодорожная лихорадка». Создается жд фонд. Но много жуликов в этом бизнесе. Транссиб строился за 15 лет – самые высокие темпы.(Фон Мекк, Мамонтов)

· Военные заводы не существовали в условиях конкуренции, спонсировались государством

· Парфюмерная промышленность, фарфорово-фаянсовая (Гартнер, Корнилов)

· ювелирное дело (Фаберже)

Дисциплина: Массовые коммуникации и медиапланирование.

Понятие массовой коммуникации. Роль СМК в условиях информационного общества. Коммуникация – информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Развитие технических средств коммуникации. 4 этапа коммуникативно-информационной революции (речь, письменность, книгопечатание, эл. средства коммуникации).

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Коммуникация – осуществляемые любыми способами:

· Действие, направленное на других людей

· Взаимодействие с другими людьми

· Реакция на действия других людей

Воздействие коммуникаций зависит от внешних условий.

Виды коммуникаций:

1. Межличностные, индивидуальные, массовые

Прямые, опосредованные

Информация – сведения, данные. Требует обработки (синтез, анализ, сопоставление)

Средства обработки информации – естественный интеллект (мозг), искусственный интеллект (ПК)

Информация –> Обработка –> Знания

Основные характеристики информации как производственного ресурса:

  1. Нематериальна
  2. Самовоспроизводство
  3. Постоянное увеличение объема информации
  4. Практически беспрепятственное распространение
  5. Дороговизна защиты от краж
  6. Проблема сохранности от краж, тиражирования
  7. Может несколько раз возвращаться на рынок

2. СМИ – каналы коммуникации, доносящие сообщения (инфо) до потребителя информации. Цель любого СМИ – передать информацию.

В условиях информационного общества:

· большой объем информационного мусора

· массовость инф., ей нет границ

· меняется характер труда (надомный)

· демократизация, свобода человека

· в обществе каждый живет в своем ритме

· интеллектуальный труд

· культура переходит в виртуальность

· развитие электронных технологий

В итоге происходит:

· Увеличение кол-ва средств коммуникации

· Увеличение числа СМИ

· Специализация СМИ

· Сетевые международные СМИ появляются и развиваются

· Рост степени воздействия СМИ на человека

· СМИ отбирает, фильтрует инф. для потребителей

· Интерактивная связь СМИ с обществом

ü Из-за большого выбора СМИ (перед потребителями). СмИ вынуждены специализироваться, подстраиваться под нужды (информационные) своей целевой аудитории

ü Стандартизация СМИ (принципы, методы) – глобализация

ü Так как информация быстро устаревает – СМИ постоянно в поиске новой информации

ü Снижение цен на средства коммуникации

ü Платные СМИ часто в кризисе – выживают за счет рекламы

ü СМИ существует для решения государственных проблем

ü Большая возможность манипулировать общественным мнением

ü Проблема секретности личной жизни от СМИ

Особенности массовой коммуникации. Ее роль и функции в современном обществе. Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Охарактеризовать особенности коммуникации с помощью тех или иных технических средств.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация характеризуется:

· наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, массовость, публичность сообщений, их социальную актуальность;

· социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

· массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации;

· отсутствием непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения.

Массовая коммуникация имеет собственную специфическую природу. В табл. приведены основные различия массовой и межличностной коммуникации.

Массовая коммуникация Межличностная коммуникация
Опосредованность общения техническими средствами Не опосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное», отношение к соблюдению принятых норм общения
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихииная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент — отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

· диахронность — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

· диатопность — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

· мультиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

· симулътанность — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

· репликация — свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

Функции массовой коммуникации.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно- технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Манипулирует и управляет общественным сознанием, фактически осуществляет функцию социального контроля. Люди, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и способствует интеграции общества.

Методы исследования массовой коммуникации.

· наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации;

· описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций;

· системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.

Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др.

Особо важный метод — системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней.

На первом уровнеисследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества.

На втором уровне — установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы.

На третьем уровне — выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом.

Средства передачи массовой информации.

Современная система СМК подразделяются на три вида:

· средства массовой информации (СМИ);

· телекоммуникацию;

· информатику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR- агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания, дающие потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио — вездесущность и общедоступность. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности. Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты.

Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

PR-фирмы — это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.

Телекоммуникация –это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.

Специалисты по телекоммуникации — инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами.

Информатика - это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Для специалистов в сфере информатики (программистов) главное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информации. Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения коммуникативных функций.

Массовые аудитории.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Реакция аудитории.

В настоящее время выделяются пять основных типов реакций на массовую информацию:

1. реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях:

a. когнитивные (изменение информированности, стимуляция интеллектуальной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации и создание новой информации с элементами полученной);

b. ценностные (создание новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или закрепление уже сложившихся ценностей, побуждение к выражению личных взглядов и к дискуссиям);

c. организационные (практические действия в соответствии с полученной информацией в общественно-политической, экономической и других сферах жизнедеятельности);

d. тонизирующие (изменение или поддержание психофизиологического состояния индивидов и масс);

e. коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источниками информации);

2. явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);

3. желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;

4. характеризующие изменения в сознании и деятельности индивидов;

5. связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.

Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» от СМИ оценочную информацию, поскольку они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория питает доверие.

Наши рекомендации