Таможенное дело в России в годы промышленного подъема 1909-1913 гг.

Таможенное дело в России в годы промышленного подъема 1909-1913 гг.

( ВОПРОС 47: ТД В РОССИИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА)

После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия. Таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта. Николай Второй по таможне были приняты Уставы - 1904 и 1910 годов. В 1912 году была подписана последняя реорганизация таможенной службы. Таможенные уставы 1904-1910 г.г. больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстной пограничной полосы.

ВОПРОС 56: РАЗВИТИЕ ТД В РОССИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (1991-2003) –

Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ». С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом. Особый политико-экономический резонанс вызвал первый указ. В 1992-1993 годах многие предприятия, организации и регионы получили право беспошлинного вывоза за рубеж сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным потерям доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать равные экономические условия ее участникам.

ВОПРОС 54: Закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 г.

Законодательная база работы таможенной службы была укреплена принятием в июне 1993 года Таможенного кодекса РФ, введением в действие с июля 1993 года закона "О таможенном тарифе РФ". С утверждением 25 октября 1994 года указом Президента РФ Положения о Таможенном комитете РФ завершился первый этап становления таможенной службы РФ. Современный этап деятельности российской таможенной службы, выход на новый уровень начался с 21 июля 1997 года подписанием Президентом РФ Закона "О службе в таможенных органах РФ", где в статье 1 сказано: "Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ". Закон придал таможенной службе официальный статус правоохранительного органа. За последние годы помимо исполнения основных таможенных функций ГТК России проводит большую работу по реорганизации деятельности таможенных органов на основаниях закона. Помимо главного направления российской таможенной политики - обеспечения собираемости таможенных платежей и их поступления в федеральный бюджет, развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами; усиление борьбы с коррупцией; реализация программы модернизации таможенных органов.

Таможенный тариф 1922 года.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, 23 февраля 1922 г. был ут вержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а чуть позже первый советский тариф по вывозной торговле. В его компе тенцию входили: составление новых и изменение старых спис ков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам за конов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имею щих отношение к таможенно-тарифному делу. ТТК играл важную роль в выработке таможенной поли тики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссыл ки на его решения. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явился таможенный тариф 1922г., который не только защищал советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировал развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в связи с переходом к новой экономической политике. СНК утвердил Таможенный тариф по европейской торговле, по азиатской торговле и по отпускной торговле. В данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания "первой необходимости".

ВОПРОСЫ 37 И 39.

После ухода Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду. Новый тариф, по мнению министров, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года. В последующие годы правительство, в поисках путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В нем предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Он ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции. В 1857 году был утвержден и новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений.

ВОПРОС 55: ТК РФ 1993 Г.

Началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ. Либерализация внешней торговли потребовало пересмотра функций таможенной службы и нашло свое отражение в принятом в 1993 году Таможенном кодексе Российской Федерации, согласно которого таможенные органы были наделены достаточно широкими полномочиями, необходимыми для решения стратегических (обеспечение экономической безопасности государства) и тактических задач (наполнение доходной части федерального бюджета). С 1993 года приоритетными направлениями развития таможенного дела стали 5 программ: обустройство границы и развитие инфраструктуры, создание эффективной системы таможенных платежей, формирование таможенной статистики внешней торговли, кадровое обеспечение и социальное развитие, компьютеризация и техническое оснащение таможенных органов.

Таможенное дело в России в годы промышленного подъема 1909-1913 гг.

( ВОПРОС 47: ТД В РОССИИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА)

После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия. Таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта. Николай Второй по таможне были приняты Уставы - 1904 и 1910 годов. В 1912 году была подписана последняя реорганизация таможенной службы. Таможенные уставы 1904-1910 г.г. больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстной пограничной полосы.

ВОПРОС 56: РАЗВИТИЕ ТД В РОССИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (1991-2003) –

Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ». С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом. Особый политико-экономический резонанс вызвал первый указ. В 1992-1993 годах многие предприятия, организации и регионы получили право беспошлинного вывоза за рубеж сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным потерям доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать равные экономические условия ее участникам.

Наши рекомендации