Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина
Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина еще не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишен без законных оснований.
Говоря о принципе гарантированности, мы в большей мере уделяем внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента РФ, который по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), и для Уполномоченного по правам человека РФ, для которого это основная деятельность. Кроме того, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Такая гарантия зафиксирована также в ч. 2 ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", а также в цитировавшейся выше ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Вместе с тем ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании (ст. 46 - 54 Конституции РФ).
Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право, как правило, сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.
Принцип равноправия.
В тексте Конституции РФ понятия "равенство" и "равноправие" встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.
Термин "равноправие" является юридически более точным, поскольку в нем заложены сразу два начала: "равенство" и "право". Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в ст. 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и ст. 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве.
Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, да и не нужно, а к равенству всех в правовом смысле. Равенство правового статуса человека и гражданина нельзя смешивать с их социальным равенством. Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Это - равенство возможностей. В этом плане юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства, наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим социальным неравенством людей, что связано с их психолого-физиологическими особенностями, социальными условиями и массой иных факторов.
Принцип юридического равенства означает, что государство должно помогать тем, кто, в силу различных психофизиологических факторов, не может использовать свои возможности на равных условиях с иными людьми (престарелым, инвалидам, детям). Поэтому законодательство устанавливает изъятия из принципа равноправия - привилегии и льготы. Льготы - это преимущества компенсационного характера в пользу тех или иных групп населения, которые по объективным социальным причинам не могут в полном объеме реализовать свои права в рамках общего правового статуса. Привилегии носят адресный характер и предусматривают возможность предоставления преимуществ конкретным лицам, при этом они могут быть и не направлены на защиту тех, кто объективно в ней нуждается, что воспринимается как негативный фактор общественного развития. В то же время привилегии могут быть социально обусловленными. Так, например, ряд привилегий предусматривается для судей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, что вызвано необходимостью поднять престиж определенных профессий, привлечь квалифицированные кадры, создать систему защиты от коррупции.
Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Содержание принципа равноправия включает в себя и еще один аспект - равенство всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и порождая одинаковые обязанности. В равной мере это относится и к суду, в котором все физические лица имеют одинаковые права и обязанности, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособные, ограниченно дееспособные, лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, и др.).