А8. Издержки производства, рынок труда, конкуренции характеризуют сферу общества

1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную

А9. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

А10.Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

Характерными элементами духовной сферы жизни общества являются

А) Искусство, учреждения культуры.

Б) Отношения людей по поводу власти.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Признаком традиционного общества является

1) быстрое развитие науки и техники

2) рыночная экономика

3) равноправие граждан

4) значительное влияние религии на жизнь людей

А12. Элементом духовной сферы общества являются

1) представительные органы власти

2) общественные науки

3) нормативные акты

4) малые предприятия

А13. Сращивание власти с собственностью на землю, преоб­ладание ценностей коллективизма, неразвитость частной собственности - характерные черты общества

1) традиционного (аграрного)

2) вступающего в эпоху промышленной революции

3) индустриального

4) постиндустриального (информационного)

А14. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сфе­ры жизни общества:

1) экономической 2) политико-правовой 3) социальной 4) духовной.

А15. К политической сфере жизни общества относят:

1) власть, государство

2) производство материальных благ

3) классы, нации

4) наука, религия

А16. Классы, нации, сословия характеризуют сферу жизни общества:

1) экономическую 2) политическую 3) социальную 4) духовную.

А17. К политической сфере общественной жизни можно отнести:

1) отношения между классами

2) отношения в процессе материального производства

3) отношения, возникающие по поводу государственной власти

4) отношения морали и нравственности.

А18. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов:

1) экономической сфере

2) политической сфере

3) социальной сфере

4) духовной сфере

А19. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются):

1) семья 3) природа 2) право 4) традиции.

А20. Удовлетворение потребностей в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний связано в первую очередь с деятельностью:

1) политических институтов

2) экономических институтов

3) института семьи

4) духовных институтов

Часть 2.

В1. Вставьте пропущенное слово.

«Социальный …… – устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм».

В2. Какое слово пропущено в схеме?

Типы общества  
Традиционное ……………… Постиндустриальное

В3. Установите соответствие между типами общества и их ха­рактерными признаками.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВА

А) стремительность перемен 1) традиционное;

Б) многообразие путей развития 2) современное;

В) преобладание коллективист­ских начал

Г) развитие микропроцессор­ных технологий

А Б В Г
       

В4. Назовите черты традиционного общества:

1) доминируют коллективистские ценности;

2) темпы развития техники и технологии невысоки;

3) увеличивается доля промышленности в национальном доходе;

4) сохраняется строгая иерархическая организация;

5) преобладает частная собственность на средства произ­водства.

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.

Информационное общество

Становление информационного общества далеко не завершено, однако пред­ставляется возможным выделить некоторые его характеристики. Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10—15 % ее стоимости (в автомобиль­ной промышленности США они все еще выше 50 %, что видимо, определяет ее отставание от японской).

Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внеш­ней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, до­бывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оцен­кам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.

Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и рас­пространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, заня­той в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.

Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. гло­бальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет.

Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмыс­ления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информацион­ного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.

Н.В. Загладин.

С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С 2. Какие четыре признака информационного общества названы автором?

С 3. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения совре­менного общества? Укажите два таких термина.

С 4. Какие стадии развития общества, предшествовавшие информационному, вам известны?

С 5. Какую роль играют в становлении информационного общества новые средства коммуникации?

С 6. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях станов­ления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.

Вариант 2.

Часть 1.

А1. Западную цивилизацию отличает:

1) признание индивидуальной свободы основополагающе ценностью

2) преобладание коллективных форм собственности и коллективного труда

3) иерархическая структура общества, деление его на сословия или касты

4) соединение в одних руках власти и собственности на основные средства производства

А2. Для традиционного общества характерно:

1) преобладание аграрного производства с экстенсивными технологиями

2) развитие экономики «угля и стали», формирование крупной фабричной промышленности

3) широкое распространение микропроцессорных техно­логий

4) формирование представительных органов власти

А3. В основе традиционного (аграрного) общества лежит:

1) длительное сохранение общинного уклада жизни

2) быстрота и динамичность перемен

3) развитие крупной фабричной промышленности

4) формирование единых мировых образцов потреб­ления

А4. Общество, для которого характерны строгая иерархичес­кая организация, авторитарная власть, ценности коллекти­визма, ученые оценивают как:

1) традиционное

2) информационное

3) постиндустриальное

4) индустриальное

А5. Верны ли данные высказывания?

А) Для индустриального общества характерны ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, предприимчивости.

Б) Традиционное общество воспринимает реформы, спо­собность к обновлению как одну из главных ценностей.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А6. Для традиционного общества характерно (-а):

1) ценность человеческой личности

2) динамическое развитие

3) большая роль религии

4) индустриальное производство

А7. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?

1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную

Наши рекомендации