Жанры художественной литературы

Художественная литература является выражением худо­жественной (эстетической) формы и вида общественного созна­ния в искусстве слова. От других типов литературы художест­венная литература отличается большей ролью художествен­ного образа как средства создания литературно-художествен­ных произведений. Художественный образ — сложная катего­рия эстетики: "результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании челове­ка", "способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов"1.

Произведения художественной литературы построены на словесном (вербальном) материале, как и любые другие тексто­вые (литературные) документы. Но их специфика настолько велика, что многие не только рядовые читатели, но и научные работники не видят общих черт художественной литературы и других текстовых документов, вообще не считают возможным называть произведения художественной литературы докумен­тами. На такой подход, безусловно, повлияли устаревшие, недокументоведческие представления о том, что такое доку­мент. Если не вкладывать в понятия "документ" и "литерату­ра" никаких оценочных моментов, а руководствоваться только сформулированными выше дефинициями, то понятия "худо­жественная литература", "произведение художественной ли­тературы", "литературно-художественный документ" можно считать равнозначными.

Литературное произведение в об'ективированной форме, за­фиксированное на материальном носителе, — это документ. Если это произведение относится к типу художественной лите­ратуры, то данный документ — литературно-художественный. Документоведение не может обойти вниманием такой важный и обширный класс документов, как художественная литерату­ра, невзирая на то, что изучению художественной литературы (не только ее истории, но и теории) посвящена особая научная дисциплина — литературоведение.

Итак, литературно-художественные документы — это вер­бальные (текстовые) документы, являющиеся результатом ли­тературно-художественного творчества, выражающие эстети­ческую форму общественного сознания и формирующие ее, отражающие действительность в художественных образах, а также эстетические, моральные, философские, социальные ценности общества, мировоззрение и эстетические идеалы оп­ределенных социальных групп, наций, эпох. Содержание про­изведений художественной литературы воспринимается чело­веком на уровне чувств, влияет на эмоциональное состояние человека.

Специфической для литературно-художественных доку­ментов является эстетическая функция, то есть отражение мира в художественных образах, оценка окружающей дей­ствительности с точки зрения эстетического идеала, формиро­вание и распространение художественных ценностей. Среди изобразительных средств художественной литературы можно отметить такие специфические черты, как наличие вымысла, художественного обобщения и типизации явлений действи­тельности, ярко выраженный субъективный стиль изложения текста. Автор произведения художественной литературы — это художник, который не только подражает определенным образ­цам, но и создает новейшие формы. Впечатления от действи­тельности он пропускает через собственное индивидуальное сознание, через свое сердце и душу, что и придает произведени­ям художественной литературы неповторимые черты и особен­ности.

Понятие "жанр" употребляется в различных видах искусст­ва то в значении рода, то вида, то подвида художественных произведений1. Жанры могут различаться по предмету отра-ясения, познавательной емкости произведения, идейно-психологической оценочной позиции художника, способу построе­ния художественного образа и другим признакам.

Художественная литература — это огромная динамичная система литературных родов (эпос, лирика, драма), прозаичес­ких и стихотворных форм (проза и поэзия), языковых средств. Понятие "жанр художественной литературы" определяется на основании принадлежности произведения к определенному литературному роду, объема произведения и способа построе­ния художественного образа. Причем жанрами называют как большие подразделы художественной литературы, то есть то же самое, что роды: эпический, лирический, драматический жанры; так и их деление на разновидности произведений: эпи­ческий — на героическую поэму, роман, рассказ; лирический — на оду, элегию, стихотворение, песню; драматический — на трагедию, комедию, драму. Последующие, еще более деталь­ные деления, преимущественно по особенностям тематики, тоже называют жанрами. Например, различают такие жанры романа, как бытовой роман, психологический роман и т. п. Су­ществующие жанры постоянно развиваются, дополняются но­выми вариантами.

Невзирая на такую неопределенность и мобильность, поня­тие "жанр" трактуется как исторически сложившееся внут­реннее подразделение во всех видах искусства; как тип худо­жественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания1.

Для практических целей анализа и изучения литературно-художественных документов в документоведении можно пред­ложить такое их деление на жанры:

— прозаические произведения (рассказ, очерк, повесть, но­велла, роман);

— поэтические произведения (стихотворение, басня, поэ­ма);

— драматические произведения (пьеса, сценарий);

— фольклорные произведения (сказка, загадка, пословица, поговорка, песня и т. п.).

Образность, характерная для произведений художественной литературы, легко проникает в произведения других типов ли­тературы, создавая пограничные жанры: художественно-пуб­лицистические (очерк, эссе и т. п.), научно-художественные или научно-познавательные (художественная биография науч­ного работника или описание процесса научного открытия), ме­муарные. Частично художественная литература пересекается с развлекательной (анекдоты, шутки, тосты и т. п.).

Образность противоположна логике как способу мировос­приятия и отражения действительности в научно-исследова­тельской литературе и других типах литературы, являющихся воплощением научного сознания. Однако логичность уступает образности в рекламной литературе.

Обратим особое внимание на понятие "документальная лите­ратура". Оно трактуется как "очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характер­ные явления, события, лица. Документальная литература, как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художествен­ное значение"1. Согласно этой характеристике произведения так называемой "документальной литературы" должны были бы от­носиться одновременно к художественной и публицистической литературе. Исходя из содержания таких произведений и учи­тывая разные значения понятия "документ", можно назвать этот промежуточный тип литературы документально-художест­венной, или художественно-документальной, имея в виду значение Документа V, то есть документа как исторического ис­точника, приближенного к тем событиям, которые изучаются историком. Документально-художественная литература имеет такие разновидности: 1) литература, основанная на изображе­нии реальных событий или людей (так называемая "литература факта"); 2) литература, основанная на изучении исторических документов, их использовании в тексте художественного произ­ведения. Разновидностью (одним из жанров) документально-ху­дожественной литературы является научно-художественное произведение, в основу которого положен научный факт.

12.8. Жанры публицистической литературы

Публицистическая литература (публицистика) с точки зре­ния структуры общественного сознания соответствует уровню (сфере) идеологии. Это значит, что в публицистической лите­ратуре находят отражение актуальные вопросы современной общественно-политической жизни, ставятся задачи формиро­вания общественного мнения по тем или иным вопросам. Тип публицистической литературы по отраслевому признаку более всего присущий обществоведческой (или общественно-полити­ческой) литературе, потому что публицисты выступают имен­но по актуальным проблемам общественной жизни. Но такие проблемы могут возникать и в науке, и в производстве, и в культурной жизни и т. п. Следовательно, публицистика может касаться разных тем и разных отраслей народного хозяйства, поэтому не может быть определена как литература, относящая­ся к одной отрасли, но как тип литературы, характерный для любой отрасли знания.

Публицистическая литература возникает и развивается, главным образом, в виде публикаций в периодических издани­ях: газетах и журналах, преимущественно общественно-поли­тического содержания, но может присутствовать и в научных, производственных, научно-популярных периодических изда­ниях. Иногда публицистические произведения после опубли­кования в периодических изданиях переиздаются в неперио­дических сборниках или в собраниях сочинений их авторов. Некоторые публицистические произведения с самого начала создаются и ориентируются на существование в виде неперио­дических изданий.

Для публицистической литературы характерно наличие в их содержании таких составляющих, как:

— фактический, конкретный материал, отражающий соци­альные и психологические аспекты общественного бытия;

— публицистический анализ и синтез, обобщение факти­ческого материала;

— выводы и предложения относительно последующего ре­шения проблемы;

— постановка новых проблем.

Изобразительные средства публицистики включают как ло­гику, характерную для научного знания, так и образность, присущую художественному сознанию, а также элементы эмо­ционального отношения к фактам или явлениям. Язык публи­цистической литературы, как правило, логичный, образный, яркий и доходчивый.

Построение публицистических произведений может быть разным: в соответствии с последовательностью событий; от частных фактов к их интерпретации и обобщениям; от общих положений — к анализу отдельных фактов.

Авторами публицистических произведений являются, как правило, журналисты, это — их профессиональный долг. "Про­фессия журналиста привлекает возможностью влиять на фор­мирование общественного сознания, общественного мнения. ...Работник масс медиа, информируя читателей о событиях в регионе и в мире, выражая свое мнение о них, втягивает в поле своего влияния аудиторию, оплодотворяет ее своим видением действительности и ее проблем. Не писатель, а журналист пре­тендует сегодня на роль "властелина умов", его имя чаще всего встречается рядовому гражданину под репортажами, коммен­тариями, аналитическими статьями или очерками; именно журналист играет сегодня роль политического центра, к кото­рому тянется за авторитетным словом политически активная аудитория", — так представляет профессию журналиста Игорь Леонидович Михайлин1.

Жанры публицистической литературы относятся к аналити­ческим жанрам журналистики. "Аналитические жанры отли­чаются глубокой, детальной проработкой причинно-следствен­ных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т. д. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обоб­щения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитичес­ким жанрам — взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция"1. Некоторые авторы выделяют среди аналитических жанров художественно-публицистичес­кие и рассматривают их отдельно2.

Перечень жанров публицистической литературы не устоял­ся. Разные авторы называют разное их количество и дают ха­рактеристику отдельным жанрам. Сделаем обобщение на осно­вании этих характеристик.

Корреспонденция — это анализ фактов, связанных един­ством темы, и их комментарий. Корреспонденция сообщает о событии, носящем, как правило, конфликтный характер. Ана­лиз ситуации предусматривает беседу с людьми, сопоставление их мыслей, знакомство с документами и формулировку выво­дов на основе анализа3.

Публицистическая статья — "это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях". Статья пред­ставляет отдельную ситуацию как часть более широкого явле­ния, прослеживает ее связь с социальными проблемами. Фак­ты используются для того, чтобы поставить важную и актуальную общественную проблему, проанализировать тен­денции общественного развития. Различают такие виды пуб­лицистических статей: передовая, фоновая, редакционная (вводная), теоретико-популяризаторская, проблемно-постано­вочная, теоретическая, критическая, публицистический ком­ментарий4.

Рецензия трактуется как "один из основных жанров крити­ки, содержащий оценку, анализ и интерпретацию, определение сильных сторон и изъянов, замечания и предложения от­носительно улучшения литературного, художественного или научного произведения"1. Заметим, что рецензия может рас­сматриваться и как жанр научно-информационной литерату­ры, если в ней преобладает направленность на информирова­ние о факте издания определенного документа.

Комментарий — "разъясняющие или критические рас­суждения либо истолкования определенных событий и фактов общественной, научной, культурной жизни. Комментарий объясняет содержание определенного события, политического или исторического документа, непонятные места литературно­го или публицистического произведения"2.

Интервью, беседа — публикация в виде вопросов и ответов. Интервью может быть жанром не публицистической, а массо­во-информационной литературы, если оно ограничивается ко­роткими, некомментированными вопросами и ответами. Ана­литическое интервью предусматривает активную роль журналиста, принуждающего собеседника обнаружить причи­ны и последствия определенного явления, дать ему оценку, сформулировать прогноз развития, привести необходимые ар­гументы.

Обозрение — "аналитический жанр, знакомящий читате­лей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц)"3. Зада­ча обозревателя — не только наблюдать, но и осмысливать со­бытия общественной жизни. Обозреватель должен возбуждать интерес аудитории, отстаивать передовые взгляды, обнаружи­вать в явлениях их сущность, прогнозировать ход обществен­ного развития, способствовать практическому решению про­блем4. По тематике различают обозрения: экономическое, коммерческое, научное, внутреннее, внешнеполитическое, международное, иностранное, кинообозрение, телевизионное обозрение, радиообозрение, книжное обозрение, журнальное обозрение, газетное обозрение, спортивное обозрение, обзор писем.

Обзор печати — это жанр, рецензирующий прессу, обобща­ющий опыт работы средств массовой информации. Различают обзоры печати общие и тематические, аналитические и инфор­мационные1.

Зарисовка — художественно-публицистический жанр, от­ражающий, главным образом, внешние стороны описываемых событий или явлений; излагающий факты и эмоции по их по­воду2.

Очерк — художественно-публицистический жанр, отража­ющий конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, выразительные детали, напряженные диалоги, портреты, философские рассуждения. Жанр очерка преду­сматривает не только точное отражение действительности, реальных событий или лиц, но и обобщение, художественное моделирование, допускающее творческий домысел. Разновид­ности очерка: физиологический или этнографический (описы­вающий быт и нравы людей), портретный, раскрывающий ду­ховный мир человека (в том числе юбилейный портретный очерк), путевой (публицистические заметки о каком-либо пу­тешествии)3.

Эссе — "жанр художественно-публицистического или науч­но-популярного творчества, где свободно, не обязательно ис­черпывающе, но выразительно индивидуально трактуется оп­ределенное событие, явление, проблема или тема. Для эссе свойственен неожиданный, нетрадиционный взгляд на явле­ния жизни, искусства, науки, свободная раскованная компо­зиция, ассоциативность, смещение временных и пространс­твенных планов, сочетание значительных элементов худо­жественной образности с научными рассуждениями"4.

Фельетон — разновидность эссе, построенная на юморе, иронии. Предмет фельетона — все комическое, бессмысленное, несообразное, противоречивое и парадоксальное в социальной действительности. Смех выступает как средство осмеяния зла, порожденного халатностью, эгоизмом, пренебрежением, про­являющимися в действиях одних людей по отношению к дру­гим. В фельетоне представляют факты, содержащие в гипер­трофированном виде типичные черты, характеризующие зло1.

Памфлет — "один из самых главных жанров социальной критики, злободневное остросатирическое произведение, об­личительный пафос которого направлен на беспощадное осме­яние вредных для общества явлений, организаций и известных лиц. В памфлетах широко используется художественно-образ­ное и научно-понятийное мышление, идейно уничтожается объект критики, комбинируются разнообразные проявления комического: сарказм, ирония, используются гиперболы, кон­трасты, уничижительная лексика"2.

Житейская история — художественно-публицистический жанр, аналогичный рассказу в художественной литературе. Житейская история описывает определенные эпизоды из жиз­ни людей, их отношения, жизненные коллизии. Основой "жи­тейской истории" может быть как реальный факт, так и худо­жественный вымысел автора. В отличие от произведения художественной литературы житейская история больше похо­жа на другие журнально-газетные публикации по характеру языковых и выразительных средств3.

К публицистическим жанрам считаем возможным отнести также текст речи (доклада или выступления) на обществен­но-политическом собрании или ином форуме. В такой речи до­кладчик, как правило, пользуется арсеналом изобразительных средств, характерных для публицистики.

Публицистическая монография — жанр публицистичес­кой литературы, содержащий всестороннее публицистическое исследование одной проблемы или темы. Это жанр, характер­ный не для газетных или журнальных публикаций, а для отде­льных непериодических изданий. Публицистическая монография подобна научной монографии тем, что всесторонне освещает одну тему (проблему), но отличается популярным, художественно-образным, эмоциональным стилем изложения материала, необязательностью документального подтвержде­ния каждого тезиса. Публицистическая монография по своим жанровым особенностям близка к публицистическому очерку, а отличается от него значительным объемом материала.

Наши рекомендации