Жанры художественной литературы
Художественная литература является выражением художественной (эстетической) формы и вида общественного сознания в искусстве слова. От других типов литературы художественная литература отличается большей ролью художественного образа как средства создания литературно-художественных произведений. Художественный образ — сложная категория эстетики: "результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека", "способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов"1.
Произведения художественной литературы построены на словесном (вербальном) материале, как и любые другие текстовые (литературные) документы. Но их специфика настолько велика, что многие не только рядовые читатели, но и научные работники не видят общих черт художественной литературы и других текстовых документов, вообще не считают возможным называть произведения художественной литературы документами. На такой подход, безусловно, повлияли устаревшие, недокументоведческие представления о том, что такое документ. Если не вкладывать в понятия "документ" и "литература" никаких оценочных моментов, а руководствоваться только сформулированными выше дефинициями, то понятия "художественная литература", "произведение художественной литературы", "литературно-художественный документ" можно считать равнозначными.
Литературное произведение в об'ективированной форме, зафиксированное на материальном носителе, — это документ. Если это произведение относится к типу художественной литературы, то данный документ — литературно-художественный. Документоведение не может обойти вниманием такой важный и обширный класс документов, как художественная литература, невзирая на то, что изучению художественной литературы (не только ее истории, но и теории) посвящена особая научная дисциплина — литературоведение.
Итак, литературно-художественные документы — это вербальные (текстовые) документы, являющиеся результатом литературно-художественного творчества, выражающие эстетическую форму общественного сознания и формирующие ее, отражающие действительность в художественных образах, а также эстетические, моральные, философские, социальные ценности общества, мировоззрение и эстетические идеалы определенных социальных групп, наций, эпох. Содержание произведений художественной литературы воспринимается человеком на уровне чувств, влияет на эмоциональное состояние человека.
Специфической для литературно-художественных документов является эстетическая функция, то есть отражение мира в художественных образах, оценка окружающей действительности с точки зрения эстетического идеала, формирование и распространение художественных ценностей. Среди изобразительных средств художественной литературы можно отметить такие специфические черты, как наличие вымысла, художественного обобщения и типизации явлений действительности, ярко выраженный субъективный стиль изложения текста. Автор произведения художественной литературы — это художник, который не только подражает определенным образцам, но и создает новейшие формы. Впечатления от действительности он пропускает через собственное индивидуальное сознание, через свое сердце и душу, что и придает произведениям художественной литературы неповторимые черты и особенности.
Понятие "жанр" употребляется в различных видах искусства то в значении рода, то вида, то подвида художественных произведений1. Жанры могут различаться по предмету отра-ясения, познавательной емкости произведения, идейно-психологической оценочной позиции художника, способу построения художественного образа и другим признакам.
Художественная литература — это огромная динамичная система литературных родов (эпос, лирика, драма), прозаических и стихотворных форм (проза и поэзия), языковых средств. Понятие "жанр художественной литературы" определяется на основании принадлежности произведения к определенному литературному роду, объема произведения и способа построения художественного образа. Причем жанрами называют как большие подразделы художественной литературы, то есть то же самое, что роды: эпический, лирический, драматический жанры; так и их деление на разновидности произведений: эпический — на героическую поэму, роман, рассказ; лирический — на оду, элегию, стихотворение, песню; драматический — на трагедию, комедию, драму. Последующие, еще более детальные деления, преимущественно по особенностям тематики, тоже называют жанрами. Например, различают такие жанры романа, как бытовой роман, психологический роман и т. п. Существующие жанры постоянно развиваются, дополняются новыми вариантами.
Невзирая на такую неопределенность и мобильность, понятие "жанр" трактуется как исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; как тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания1.
Для практических целей анализа и изучения литературно-художественных документов в документоведении можно предложить такое их деление на жанры:
— прозаические произведения (рассказ, очерк, повесть, новелла, роман);
— поэтические произведения (стихотворение, басня, поэма);
— драматические произведения (пьеса, сценарий);
— фольклорные произведения (сказка, загадка, пословица, поговорка, песня и т. п.).
Образность, характерная для произведений художественной литературы, легко проникает в произведения других типов литературы, создавая пограничные жанры: художественно-публицистические (очерк, эссе и т. п.), научно-художественные или научно-познавательные (художественная биография научного работника или описание процесса научного открытия), мемуарные. Частично художественная литература пересекается с развлекательной (анекдоты, шутки, тосты и т. п.).
Образность противоположна логике как способу мировосприятия и отражения действительности в научно-исследовательской литературе и других типах литературы, являющихся воплощением научного сознания. Однако логичность уступает образности в рекламной литературе.
Обратим особое внимание на понятие "документальная литература". Оно трактуется как "очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характерные явления, события, лица. Документальная литература, как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художественное значение"1. Согласно этой характеристике произведения так называемой "документальной литературы" должны были бы относиться одновременно к художественной и публицистической литературе. Исходя из содержания таких произведений и учитывая разные значения понятия "документ", можно назвать этот промежуточный тип литературы документально-художественной, или художественно-документальной, имея в виду значение Документа V, то есть документа как исторического источника, приближенного к тем событиям, которые изучаются историком. Документально-художественная литература имеет такие разновидности: 1) литература, основанная на изображении реальных событий или людей (так называемая "литература факта"); 2) литература, основанная на изучении исторических документов, их использовании в тексте художественного произведения. Разновидностью (одним из жанров) документально-художественной литературы является научно-художественное произведение, в основу которого положен научный факт.
12.8. Жанры публицистической литературы
Публицистическая литература (публицистика) с точки зрения структуры общественного сознания соответствует уровню (сфере) идеологии. Это значит, что в публицистической литературе находят отражение актуальные вопросы современной общественно-политической жизни, ставятся задачи формирования общественного мнения по тем или иным вопросам. Тип публицистической литературы по отраслевому признаку более всего присущий обществоведческой (или общественно-политической) литературе, потому что публицисты выступают именно по актуальным проблемам общественной жизни. Но такие проблемы могут возникать и в науке, и в производстве, и в культурной жизни и т. п. Следовательно, публицистика может касаться разных тем и разных отраслей народного хозяйства, поэтому не может быть определена как литература, относящаяся к одной отрасли, но как тип литературы, характерный для любой отрасли знания.
Публицистическая литература возникает и развивается, главным образом, в виде публикаций в периодических изданиях: газетах и журналах, преимущественно общественно-политического содержания, но может присутствовать и в научных, производственных, научно-популярных периодических изданиях. Иногда публицистические произведения после опубликования в периодических изданиях переиздаются в непериодических сборниках или в собраниях сочинений их авторов. Некоторые публицистические произведения с самого начала создаются и ориентируются на существование в виде непериодических изданий.
Для публицистической литературы характерно наличие в их содержании таких составляющих, как:
— фактический, конкретный материал, отражающий социальные и психологические аспекты общественного бытия;
— публицистический анализ и синтез, обобщение фактического материала;
— выводы и предложения относительно последующего решения проблемы;
— постановка новых проблем.
Изобразительные средства публицистики включают как логику, характерную для научного знания, так и образность, присущую художественному сознанию, а также элементы эмоционального отношения к фактам или явлениям. Язык публицистической литературы, как правило, логичный, образный, яркий и доходчивый.
Построение публицистических произведений может быть разным: в соответствии с последовательностью событий; от частных фактов к их интерпретации и обобщениям; от общих положений — к анализу отдельных фактов.
Авторами публицистических произведений являются, как правило, журналисты, это — их профессиональный долг. "Профессия журналиста привлекает возможностью влиять на формирование общественного сознания, общественного мнения. ...Работник масс медиа, информируя читателей о событиях в регионе и в мире, выражая свое мнение о них, втягивает в поле своего влияния аудиторию, оплодотворяет ее своим видением действительности и ее проблем. Не писатель, а журналист претендует сегодня на роль "властелина умов", его имя чаще всего встречается рядовому гражданину под репортажами, комментариями, аналитическими статьями или очерками; именно журналист играет сегодня роль политического центра, к которому тянется за авторитетным словом политически активная аудитория", — так представляет профессию журналиста Игорь Леонидович Михайлин1.
Жанры публицистической литературы относятся к аналитическим жанрам журналистики. "Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т. д. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитическим жанрам — взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция"1. Некоторые авторы выделяют среди аналитических жанров художественно-публицистические и рассматривают их отдельно2.
Перечень жанров публицистической литературы не устоялся. Разные авторы называют разное их количество и дают характеристику отдельным жанрам. Сделаем обобщение на основании этих характеристик.
Корреспонденция — это анализ фактов, связанных единством темы, и их комментарий. Корреспонденция сообщает о событии, носящем, как правило, конфликтный характер. Анализ ситуации предусматривает беседу с людьми, сопоставление их мыслей, знакомство с документами и формулировку выводов на основе анализа3.
Публицистическая статья — "это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях". Статья представляет отдельную ситуацию как часть более широкого явления, прослеживает ее связь с социальными проблемами. Факты используются для того, чтобы поставить важную и актуальную общественную проблему, проанализировать тенденции общественного развития. Различают такие виды публицистических статей: передовая, фоновая, редакционная (вводная), теоретико-популяризаторская, проблемно-постановочная, теоретическая, критическая, публицистический комментарий4.
Рецензия трактуется как "один из основных жанров критики, содержащий оценку, анализ и интерпретацию, определение сильных сторон и изъянов, замечания и предложения относительно улучшения литературного, художественного или научного произведения"1. Заметим, что рецензия может рассматриваться и как жанр научно-информационной литературы, если в ней преобладает направленность на информирование о факте издания определенного документа.
Комментарий — "разъясняющие или критические рассуждения либо истолкования определенных событий и фактов общественной, научной, культурной жизни. Комментарий объясняет содержание определенного события, политического или исторического документа, непонятные места литературного или публицистического произведения"2.
Интервью, беседа — публикация в виде вопросов и ответов. Интервью может быть жанром не публицистической, а массово-информационной литературы, если оно ограничивается короткими, некомментированными вопросами и ответами. Аналитическое интервью предусматривает активную роль журналиста, принуждающего собеседника обнаружить причины и последствия определенного явления, дать ему оценку, сформулировать прогноз развития, привести необходимые аргументы.
Обозрение — "аналитический жанр, знакомящий читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц)"3. Задача обозревателя — не только наблюдать, но и осмысливать события общественной жизни. Обозреватель должен возбуждать интерес аудитории, отстаивать передовые взгляды, обнаруживать в явлениях их сущность, прогнозировать ход общественного развития, способствовать практическому решению проблем4. По тематике различают обозрения: экономическое, коммерческое, научное, внутреннее, внешнеполитическое, международное, иностранное, кинообозрение, телевизионное обозрение, радиообозрение, книжное обозрение, журнальное обозрение, газетное обозрение, спортивное обозрение, обзор писем.
Обзор печати — это жанр, рецензирующий прессу, обобщающий опыт работы средств массовой информации. Различают обзоры печати общие и тематические, аналитические и информационные1.
Зарисовка — художественно-публицистический жанр, отражающий, главным образом, внешние стороны описываемых событий или явлений; излагающий факты и эмоции по их поводу2.
Очерк — художественно-публицистический жанр, отражающий конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, выразительные детали, напряженные диалоги, портреты, философские рассуждения. Жанр очерка предусматривает не только точное отражение действительности, реальных событий или лиц, но и обобщение, художественное моделирование, допускающее творческий домысел. Разновидности очерка: физиологический или этнографический (описывающий быт и нравы людей), портретный, раскрывающий духовный мир человека (в том числе юбилейный портретный очерк), путевой (публицистические заметки о каком-либо путешествии)3.
Эссе — "жанр художественно-публицистического или научно-популярного творчества, где свободно, не обязательно исчерпывающе, но выразительно индивидуально трактуется определенное событие, явление, проблема или тема. Для эссе свойственен неожиданный, нетрадиционный взгляд на явления жизни, искусства, науки, свободная раскованная композиция, ассоциативность, смещение временных и пространственных планов, сочетание значительных элементов художественной образности с научными рассуждениями"4.
Фельетон — разновидность эссе, построенная на юморе, иронии. Предмет фельетона — все комическое, бессмысленное, несообразное, противоречивое и парадоксальное в социальной действительности. Смех выступает как средство осмеяния зла, порожденного халатностью, эгоизмом, пренебрежением, проявляющимися в действиях одних людей по отношению к другим. В фельетоне представляют факты, содержащие в гипертрофированном виде типичные черты, характеризующие зло1.
Памфлет — "один из самых главных жанров социальной критики, злободневное остросатирическое произведение, обличительный пафос которого направлен на беспощадное осмеяние вредных для общества явлений, организаций и известных лиц. В памфлетах широко используется художественно-образное и научно-понятийное мышление, идейно уничтожается объект критики, комбинируются разнообразные проявления комического: сарказм, ирония, используются гиперболы, контрасты, уничижительная лексика"2.
Житейская история — художественно-публицистический жанр, аналогичный рассказу в художественной литературе. Житейская история описывает определенные эпизоды из жизни людей, их отношения, жизненные коллизии. Основой "житейской истории" может быть как реальный факт, так и художественный вымысел автора. В отличие от произведения художественной литературы житейская история больше похожа на другие журнально-газетные публикации по характеру языковых и выразительных средств3.
К публицистическим жанрам считаем возможным отнести также текст речи (доклада или выступления) на общественно-политическом собрании или ином форуме. В такой речи докладчик, как правило, пользуется арсеналом изобразительных средств, характерных для публицистики.
Публицистическая монография — жанр публицистической литературы, содержащий всестороннее публицистическое исследование одной проблемы или темы. Это жанр, характерный не для газетных или журнальных публикаций, а для отдельных непериодических изданий. Публицистическая монография подобна научной монографии тем, что всесторонне освещает одну тему (проблему), но отличается популярным, художественно-образным, эмоциональным стилем изложения материала, необязательностью документального подтверждения каждого тезиса. Публицистическая монография по своим жанровым особенностям близка к публицистическому очерку, а отличается от него значительным объемом материала.