Субъекты политической власти
Субъекты политической власти - воплощают её активное, направляющее начало. К ним относят:
· государство и его учреждения;
· политические партии и движения;
· политические элиты;
· политических лидеров.
Для возникновения развитых политических властных отношений необходимо, чтобы субъекты власти обладали определёнными качествами. Прежде всего, это желание властвовать (воля к власти); затем, готовность брать на себя ответственность за принятые решения; далее, знание сути дела, настроения, состояния и проблем подвластных; наличие необходимых средств и ресурсов, умение их эффективно использовать; и, наконец, опора в своей деятельности на такие принципы, как легитимность, предусмотрительность, действенность, компетентность, твёрдость и т.п.
2. Объекты политической власти. Политическая власть никогда не является свойством или отношением лишь одного субъекта власти. Она всегда двустороннее, хотя и асимметричное (с доминированием воли властвующих) взаимодействие субъекта и объекта властных отношений. Политическая власть невозможна без объектов, в качестве которых обычно выделяют:
· само общество;
· классы, социальные слои и группы;
· отдельных граждан.
3. Ресурсы политической власти. Под ресурсами политической власти понимают - совокупность средств, использование которых обеспечивает властвующим влияние на объекты властных отношений в соответствии со своими целями и задачами. В качестве основных ресурсов можно выделить:
· материальные;
· социальные;
· духовные;
· силовые;
· нормативно-правовые;
· кадровые.
Материальные ресурсы - это определённые вещи и их системы, необходимые для общественного производства, обмена, распределения и потребления. Под социальными ресурсами понимается возможность и способность власти повышать (или понижать) в рамках социальной структуры общества статусы как отдельных граждан, так и целых социальных групп. Духовные ресурсы представляют собой разнообразную информацию, а также средства её получения, обмена и распределения. Силовые ресурсы - это оружие и аппараты физического принуждения подвластных. К нормативно-правовым ресурсам относят законы и другие правовые нормы общества, а также программные документы различных политических движений и партий. Кадровые ресурсы - это специально подготовленные люди, способные принимать и проводить в жизнь политические решения.
4. Процесс осуществления политической власти. Под ним имеют в виду - механизм, приводящий в движение все её компоненты; способ взаимодействия субъекта и объекта властных отношений. Как указывают исследователи, процесс осуществления политической власти упорядочивается с помощью специального механизма, который представляет собой в самом общем виде систему организаций власти, норм и принципов её устройства и функционирования. В современном обществе таким механизмом выступает политическая система общества. [ 4, с.113.]
Важнейшими принципами устройства и деятельности механизма политической власти являются - её централизованное построение; обдуманное распределение по вертикали и горизонтали; демократическая выборность носителей власти; подотчётность и подконтрольность властвующих; наличие противовесов и сдержек между ветвями власти, обеспечивающих обществу определённые гарантии от узурпации и беспредела властителей; легитимность власти.
Остановимся более подробно на рассмотрении вопроса о легитимности власти. В современном обществе легитимности политической власти придаётся очень большое значение. Под легитимностью в самом широком смысле понимается способность власти создавать и поддерживать у подвластных убеждение в том, что она наделена правом принимать общезначимые решения, которые все граждане обязательно должны реализовать. Известный немецкий социолог Макс Вебер в своё время выделил три типа легитимности:
· традиционную;
· харизматическую;
· рационально-легальную.
Традиционная легитимность базируется на обычаях, привычке повиноваться властвующим, вере в непоколебимость установленного политического порядка.
Харизматическая легитимность власти основывается на абсолютном доверии людей к своим правителям, на вере в исключительные качества и величие личности правящих.
Рационально-легальная легитимность опирается на подчинение граждан законам, в рамках которых избираются и действуют представители политической власти. Данный тип легитимности характерен для стран с демократическим устройством.
По способу взаимодействия между субъектами и объектами властных отношений можно выделить следующие три типа политической власти - тоталитарную, авторитарную и демократическую.
Тоталитарная власть основывается на всеобщем, не знающим границ контроле и постоянном насилии властвующих над подвластными. В этом случае гражданам разрешается только то, что приказано властью, а всё остальное категорически запрещается.
Авторитарная власть характеризуется наличием узкого круга властителей, действия которых фактически недоступны контролю со стороны общественности. В этом случае рядовые граждане отчуждены от власти и принятия общезначимых решений. Здесь разрешено лишь то, что не имеет отношения к реализации процесса политической власти.
Демократический тип политической власти осуществляется представителями общества, избранными в соответствии с законами и нормами, принятыми в данном сообществе. При таком устройстве власти разрешено всё то, что не запрещено законами и соответствует наиболее общим ценностям и интересам данного Социума.
Функции политической власти. Под функциями политической власти понимаются её основные обязанности, предназначение, круг деятельности и направления данной деятельности. Как правило, к ним относят:
· выработку стратегии управления обществом и основные направления реализации данной стратегии;
· разработку и принятие конкретных решений по основным направлениям данной стратегии;
· осуществление оперативного управления и регулирования общественными процессами;
· контроль за важнейшими параметрами стабильности и развития общества;
· принуждение различных социальных общностей и отдельных граждан к выполнению определённых норм во имя общественного порядка и стабильности;
· выявление, ограничение и разрешение разнообразных социальных конфликтов;
· достижение общественного согласия (консенсуса) по наиболее важным вопросам функционирования и развития общества;
· мобилизацию граждан на реализацию общезначимых целей и программ, выдвигаемых правящими кругами;
· формирование единого нормативного пространства, необходимого для согласования интересов и взаимодействий различных классов, социальных слоёв и групп общества;
· организацию производства, распределения, обмена и потребления важнейших ресурсов жизнедеятельности общества;
· обеспечение внутренней и внешней безопасности общества.
Тенденции в развитии политической власти.
Возникнув в обществе и постоянно обеспечивая его функционирование, политическая власть проходит вместе с последним сложный и противоречивый путь развития. Ряд авторов выделяет следующие основные тенденции, характерные для развития политической власти конца ХХ в. и начала нового столетия:
· к первой тенденции относят усиление интенсивности процессов демократизации властных отношений;
· вторая тенденция заключается в усилении фактора легитимности как обязательного признака цивилизованности и зрелости политической власти;
· сущностью третьей тенденции является процесс разукрупнения политической власти и усиления роли разделения властей;
· четвёртая тенденция отражает негативный процесс усиления конфликтности между различными ветвями и уровнями власти;
· пятая тенденция выражается в увеличении темпов бюрократизации властных структур. [ 5, с. 67-68.]
Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, политическая власть выступает особым видом власти и обеспечивает процесс управления социально-неоднородным обществом. В её основе лежит особый тип социального неравенства - политическое неравенство. Она обладает определёнными неотъемлемыми характеристиками. Её концентрированным выражением выступает государственная власть. Политическая власть имеет определённую структуру, к основным элементам которой относят - субъект, объект, ресурсы и процесс осуществления власти. Нормальная реализация этого процесса невозможна без соблюдения основных принципов властной деятельности, важнейшим из которых выступает легитимность власти. Выделяют три типа легитимности - традиционную, харизматическую и рационально-легальную.