Тема №5. Права, обязанности и ответственность лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну

Цель занятия:расширение и углублениезнаний курсантов о правовом статусе сотрудников, допущенных к работе с секретными документами.

Семинарское занятие – 4 часа

Вопросы для обсуждения

1. Правовой статус лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. Ограничения для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Ответственность работников ФСИН за нарушение режима секретности.

Методические рекомендации

В первом вопросекурсанты должны изучить обязанности работников допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, несут ответственность за сохранность этих сведений и соблюдение установленного в органах (учреждениях) ФСИН России режима секретности, что оговаривается отдельным пунктом в их должностных инструкциях.

Работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны:

1) знать в части, касающейся выполнения должностных обязанностей, развернутый и отдельный перечни сведений, подлежащих засекречиванию;

2) хранить сведения, составляющие государственную тайну, ставшие им известными по службе (работе);

3) выполнять секретные работы и знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну, к которым имеют доступ в силу своих должностных обязанностей;

4) знать степень секретности выполняемых работ, правильно определять гриф секретности носителей сведений, составляющих государственную тайну, строго соблюдать правила обращения с ними, порядок их учета и хранения;

5) при разработке секретных документов ограничиваться необходимыми сведениями, составляющими государственную тайну;

7) знакомить с письменного разрешения руководителя организации командированных работников со сведениями, составляющими государственную тайну, в объеме, указанном в предписании на выполнение задания по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 43, ст. 4987), требовать от указанных работников проставления росписи на секретных документах, с которыми они ознакомились;

8) обеспечивать такое расположение носителей сведений, составляющих государственную тайну, при котором исключается возможность ознакомления с ними других работников, в том числе и допущенных к секретным работам, носителям сведений, составляющих государственную тайну, но не имеющих к ним прямого отношения;

9) согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу;

10) своевременно информировать кадровый орган организации об изменении анкетных данных, об оформлении (в том числе и близкими родственниками) документов для выезда за границу на постоянное жительство, о привлечении к суду или нахождении под следствием за государственные и иные тяжкие преступления, о возникновении медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Во втором вопросе курсантыдолжны изучить ограничения для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Вопросы профессиональной бдительности, сохранности государственных и служебных секретов постоянно находятся в центре внимания руководства Федеральной службы исполнения наказаний.

Ответственность за обеспечение режима секретности, своевременную разработку и осуществление необходимых мероприятий по сохранению государственных секретов и конфиденциальности служебной информации возлагается на руководителей органов и учреждений УИС и их структурных подразделений в пределах их компетенции. Работа по организации режима секретности должна строиться таким образом, чтобы она являлась неотъемлемой органической частью в целостной системе по обеспечению защиты государственной тайны и конфиденциальности служебной переписки. И это понятно, ведь ценную конфиденциальную информацию содержат многие служебные документы, начиная с планов и приказов до статистических отчетов и информационно-аналитических записок.

Руководитель территориального органа УИС несет ответственность за:

- допуск работников к государственной тайне, организацию их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну,

- обеспечение безопасности информации при обработке секретной информации с использованием средств вычислительной техники;

- организацию и ведение секретного делопроизводства;

- предотвращение публикования сведений, составляющих государственную тайну, в средствах массовой информации;

- специальную подготовку работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну;

- финансовое и материально-техническое обеспечение режима секретности;

- осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

- установление порядка подбора, изучения и оформления лиц для работы в организации;

- проведение мероприятий по предотвращению утечки (в том числе по техническим каналам) сведений, составляющих государственную тайну, в процессе проведения конференций, выставок и т. п., а также при посещении объектов иностранными гражданами;

- исключение бесконтрольного использования защищенных средств обработки информации и связи с посторонними лицами.

В третьем вопросекурсанты должны изучитьответственность сотрудников УИС за нарушение режима секретности.

Согласно ст.26 Закона РФ «О государственной тайне», должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Уголовная ответственность виновных лиц наступает в случаях: государственной измены (ст.275 УК РФ); шпионажа (ст.276 УК РФ); разглашения государственной тайны (ст.283 УК РФ); утраты документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК РФ).

За совершение действий, которые могли повлечь разглашение государственной тайны или утрату документов, содержащих государственную тайну либо за иные нарушения режима секретности, лицо должно быть подвергнуто дисциплинарному воздействию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто отвечает за организацию режима секретности в органе УИС?

2. Что запрещается сотрудникам допущенным к сведениям составляющим государственную тайну?

3. Какие виды ответственности могут наступить за нарушение режима секретности?

Используемая литература: [1-3, 5-7,9, 10, 13, 21-23, 31,32]

Литература

Основная:

1. Бобылов Ю.А. Государственная тайна и развитие общества. Свободная мысль. – XXI. 2000. № 1.

2. Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.Л. Делопроизводство: Учебник для вузов. М.- ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Дополнительная:

3. Демин Ю.М. Современное деловое письмо. Изд-во «Бератор». М., 2008.

4. Кирсанов М. В. Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: учеб.пособие для вузов по спец."Менеджмент" Новосиб. гос. ун-т экономики и управления, Администрация президента РФ, Сиб. акад. гос. службы. - 6-е изд.,испр. и доп. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2008.

5. Кудряев В.А. и др. Организация работы с документами. ИНФРА-М. М., 2010.

6. Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности : учеб. пособие для вузов М.: ИНФРА-М, 2009.

Нормативно-правовые акты

7. Конституция Российской Федерации. принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. №7-ФКЗ // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.

8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 в ред. от 6 октября 1997 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1997. –№10, ст. 1011.

9. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ – 03.01.2011, № 1, Ст. 2.

10. Об информации, информатизационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Рос. газ. -2006 - 29 июл. № 165.

11. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ в ред. федеральных законов от 6 декабря 2011 г. № 400-ФЗ.

12. Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1995 г. № 870. // Рос. газ. – 1995 - 12 сен.

13. О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333. // Рос. газ. – 1995 – 20 апр (ред. Постановление Правительства от 3.11.2011 года № 898)

14. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2010 г. № 63. // Рос. газ. – 2010 - 02 мар.

15. О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны: постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 // СЗ РФ, 2006, №39, ст. 4083

16. Об утверждении положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям: постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 1997 г. № 973. // Рос. газ. – 18.12.2010 г.

17. Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР: постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 170. // Рос. газ. – 7.09.2011 г.

18. Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Указ президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года №1203. (в ред. от 11.06.2011 г.)

19. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. (ВНИИДАД, 1991).

20. ГОСТ Р 51141-1998 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (Издательство стандартов. М. 1998).

21. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (Издательство стандартов. М. 2003).

22. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования» (Стандартинформ. М. 2007).

23. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 (в ред. от 07 сентября 2011 г.) «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО)».

25. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

26. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в уголовно-исполнительной системе: приказ Минюста РФ от 10.08.2011 № 463.

27. Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: приказ Минюста от 26 декабря 2006 г. № 383.

28. Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний: приказ ФСИН РФ от 19.05.2006 № 245 (ред. от 13.10.2009).

Наши рекомендации